После окончания войны Украина ожидает более миллиона ветеранов. Части из них потребуется адаптации к мирному времени. Мы решили поговорить о роли высших учебных заведений в процессе социальной адаптации наших защитников с Вадимом Попко, профессором кафедры сравнительного и европейского права Учебно-научного института международных отношений КНУ имени Тараса Шевченко, доктором юридических наук, заслуженным юристом Украины.
— Раскройте, пожалуйста, широкий смысл такой услуги, как социальная адаптация ветеранов? Кто ее дает, кто является реципиентом?
— Если простыми словами, то социальная адаптация — это процесс приспособления ветеранов войны и членов их семей к новым жизненным обстоятельствам. Согласно Закону Украины «О социальных услугах», социальная адаптация действительно классифицируется как один из видов социальных услуг. Это формальное определение, помогающее структурировать систему социальной поддержки в стране.
Однако с точки зрения гражданина и с учетом современных реалий я считаю, что социальная адаптация — это не просто услуга, а обязанность общества и государства в отношении тех, кто нуждается в поддержке и помощи. «Не спрашивайте, что ваша страна может сделать для вас, спросите, что вы можете сделать для своей страны». Это высказывание 35-го президента США Джона Кеннеди во время войны во Вьетнаме особенно актуально сейчас, когда речь идет о поддержке ветеранов, которые борются за нашу безопасность и свободу.
Поддержку ветеранам и членам их семей оказывают государственные учреждения, общественные организации, волонтеры, психологи, социальные работники, работодатели и даже обычные граждане, имеющие цель и желание помочь.
Задача общества — создать условия, когда каждый нуждающийся в помощи поможет получить и возможность вернуться к полноценной жизни. Речь идет о создании комплексной системы поддержки, которая учитывает индивидуальные потребности каждого человека и помогает ему преодолеть такие вызовы, как посттравматический стресс, проблемы с трудоустройством, социальная изоляция и другие.
— Какие социальные сферы жизни человека и, в частности, ветеранов вы бы выделили?
— Прежде всего это психологическая реабилитация. Она является ключевой составляющей для успешной адаптации ветеранов к мирной жизни. Сегодня сеть реабилитационных центров и хабов, где ветераны могут получить профессиональную бесплатную психологическую помощь, масштабируется, и это очень важно.
Как юрист, длительное время работающий в области высшего образования, остановлюсь на этом отдельно.
Высшее образование, другая профессия, специальность — это то, что позволит ветеранам не только адаптироваться, но и внести вклад в развитие науки и общества. Большинство ветеранов приобрели уникальный опыт — это и военная медицина, и технологии, и психология, и инженерия и многое другое. И они могут совершенствовать эти знания, а затем передавать другим. Именно это я имею в виду, когда говорю, что вклад ветеранов и военнослужащих в развитие науки может быть огромным.
Получив новую профессию, ветераны могут сменить сферу деятельности, трудоустроиться, и это будет еще одним этапом их социализации. Рынок труда переживает значительные трансформации — возникает потребность в широком круге специалистов — от агронома до специалиста в области IT. Здесь очень важно находиться в постоянном диалоге с работодателями, создавать специальные квоты при трудоустройстве, поддерживать предприятия военнослужащих. Все это будет способствовать их успешной интеграции в мирную жизнь.
Хочу обратить внимание, что нам следует работать над инфраструктурой и доступностью, созданием безбарьерной среды. Это очень важно для людей с инвалидностью. Наши города должны стать инклюзивными на 100%.
— Как эволюционировала законодательная и нормативно-правовая база, регулирующая услуги по социальной адаптации с самого начала полномасштабного вторжения?
— На самом деле ее эволюция началась еще в 2014 году, когда Украина столкнулась с новыми социальными вызовами из-за начала боевых действий на востоке и аннексии Крыма. Тогда началось создание базового законодательства по поддержке внутренне перемещенных лиц. Одним из первых в этом контексте стал Закон Украины «Об обеспечении прав и свобод перемещенных лиц» 2015 года.
Далее вносились изменения в законы «О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты» и «О социальной и правовой защите военнослужащих и членов их семей». Это было очень важно, ведь они учитывали новые реалии. Важным шагом стал принятый в 2019 году Закон Украины «О социальных услугах», который и определил «социальную адаптацию» как отдельный вид социальных услуг.
После начала полномасштабного вторжения сделан еще один важный шаг — в июле этого года утвержден Государственный стандарт социальной услуги социальной адаптации ветеранов войны и членов их семей. Документ четко определяет содержание, объем, условия и порядок предоставления этой услуги, а также показатели ее качества.
Также упомяну о Постановлении Кабмина «О реализации экспериментального проекта по переходу от военной службы к гражданской жизни ветеранов войны на базе учебных заведений средствами образования, спорта и реабилитации». Этот проект реализуется на базе пяти заведений высшего образования и включает в себя реабилитацию, переобучение и психологическую поддержку ветеранов войны.
Сегодня реализуется множество программ неформального образования для ветеранов и подготовки специалистов по сопровождению ветеранов и демобилизованных лиц. Но самое главное, что создаются новые учебно-научные институты, фокусирующиеся на здоровье, реабилитации и физическом воспитании. Итак, можно сказать, что мы прошли целый путь — от создания базового законодательства до разработки конкретных, практических механизмов поддержки ветеранов и их семей. И это не конец этого пути — мы совершенствуем систему, учитывая новые вызовы и потребности.
— Насколько это удается, как можно улучшить систему предоставления услуг ветеранам?
— На самом деле базовое законодательство создано. Теперь дело за подзаконными актами, ведь без четко прописанных процедур, определяемых этими документами, оказание помощи может остаться формальностью. На мой взгляд, прежде всего стоит сосредоточиться на упрощении процедур получения помощи. Это касается не только бюрократии, но и механизмов оказания помощи, учитывающих индивидуальные потребности каждого ветерана.
Нам нужны ресурсы на создание специализированных центров психологической помощи для ветеранов, на реализацию программ профессиональной переквалификации, отвечающих современным потребностям. И, по-моему, стоило бы обратить внимание на опыт США. Там делами ветеранов занимается Департамент по делам ветеранов (US Department of Veteran Affairs). Он предлагает буквально десятки программ, предусматривающих восстановление и психологическую поддержку, льготы на трудоустройство и приобретение жилья и обычно на получение образования. Интересно, что эти программы часто предусматривают стипендии — деньги, которые ветеран может получить для получения образования или покрывать свои расходы во время учебы. Наш аналог американского Департамента — Министерство по делам ветеранов, реализующее государственную политику в сферах соцзащиты ветеранов и членов их семей, обеспечивает их социальную и профессиональную адаптацию. Еще один орган, предоставляющий ветеранам социальные услуги, — Национальная социальная сервисная служба Украины.
— Если говорить о высшем образовании для ветеранов, какова его роль в системе их социальной адаптации?
— Многие ветераны сталкиваются с серьезными вызовами — это и психологические травмы, и неуверенность в том, чем заняться дальше, и чувство изоляции… И здесь высшие учебные заведения могут сыграть уникальную роль в адаптации ветеранов — помочь преодолеть эти трудности. Стать их настоящей Alma mater.
Обучение в университете — это не только шанс получить диплом, овладеть новой профессией, но и возможность обрести новый смысл в жизни. Здесь военные могут найти не только поддержку квалифицированных специалистов, но и новый круг общения — студенческая среда, которая поможет им восстановиться эмоционально, вернуться к обычной жизни, почувствовать себя частью сообщества, поскольку во время службы многие теряют социальные связи, и вернуть их — очень важный шаг на пути адаптации. Итак, вывод таков, что университеты, институты не просто дадут новые знания, они откроют путь к новому будущему.
— Какие сегодня существуют образовательные возможности для ветеранов войны?
— Во-первых, это бесплатное обучение в государственных заведениях высшего образования. Государство обеспечивает ряд льгот, таких как право на внеконкурсное поступление в учреждения профессионального образования, полную или частичную оплату обучения, льготные долгосрочные кредиты для получения образования, а также социальные стипендии.
Кроме того, ветераны/военные имеют льготы при переводе на обучение на места государственного (регионального) заказа.
Важным нововведением стало утверждение Кабинетом Министров Украины Порядка реализации экспериментального проекта по организации обучения участников боевых действий и лиц с инвалидностью в результате войны в учреждениях профессионального (профессионально-технического) образования Государственной службы занятости. Этот проект был запущен в сентябре 2023 г. с целью повышения конкурентоспособности ветеранов на рынке труда. Благодаря ему ветераны и лица с инвалидностью в результате войны могут проходить первичную профессиональную подготовку, переподготовку, повышать свою квалификацию, выбирая профессии или программы по перечню, сформированному Государственным центром занятости.
— Кто сегодня имеет право на такие льготы?
— В первую очередь это участники боевых действий. Это и военнослужащие ВСУ, представители Нацгвардии, сотрудники СБУ, пограничники. Это также лица, у которых инвалидность в результате войны, а также семьи наших погибших воинов. Для них предусмотрены отдельные программы, покрывающие стоимость обучения для детей, а в некоторых случаях и для других членов семьи.
Государство смогло обеспечить доступность высшего образования для наших защитников и их семей. Это реальный и очень важный шаг по интеграции и восстановлению после военной службы.
Читайте также: Реабилитация и реинтеграция ветеранов: Табурец призвал отечественный бизнес развивать целевые программы
— Соответствует ли наша система высшего образования сегодняшним потребностям?
— Очень сложный вопрос, и о нем нужно говорить отдельно. Скажу лишь о нескольких проблемах, которые нужно немедленно решать. Во-первых, нужно адаптировать образовательные программы к нуждам ветеранов. Многие сталкиваются с психологическими трудностями и это усложняет процесс обучения. К сожалению, не все учреждения высшего образования имеют соответствующие ресурсы и опыт предоставления необходимой психологической поддержки и помощи в адаптации к академической среде.
Вторая проблема — адаптация учебных программ, поскольку ветераны являются особой категорией студентов, нуждающихся в отдельном подходе и навыках.
Также из-за отсутствия достаточной информации многие ветераны не знают о своих правах и о наличии доступных ресурсов, что затрудняет их доступ к качественному образованию.
Ну и конечно, вопрос, который я поднимал раньше, это неприспособленная инфраструктура заведений высшего образования. Не все наши университеты доступны и инклюзивны. Отсутствие необходимой инфраструктуры значительно усложняет обучение для студентов с особыми образовательными потребностями. Кроме того, не хватает специалистов, способных оказывать необходимую поддержку таким студентам, а образовательные материалы часто не адаптированы для слабовидящих или слуха, что создает дополнительные барьеры в их обучении.
На мой взгляд, каждый шаг, позволяющий преодолеть эти вызовы, приближает нас к созданию образовательной системы, которая действительно отвечает потребностям общества и защищавшим нашу страну.
— На каких условиях предоставляется услуга и все ли учреждения высшего образования имеют право ее предоставлять?
— Не все заведения имеют одинаковые возможности или право на их реализацию. Лидером здесь государственные университеты, ведь они финансируются из госбюджета. Ветераны могут рассчитывать на бесплатное обучение в рамках государственных квот, которые зарезервированы специально для них, но даже там могут быть свои особенности. Поэтому следует подробно узнать условия вступления в избранное заведение, чтобы избежать недоразумений и максимально воспользоваться теми правами, которые государство предоставляет ветеранам на законодательном уровне.
Вместе с тем, частные университеты часто не подпадают под государственные программы, хотя некоторые из них могут предлагать собственные скидки или стипендии для ветеранов.
— Вы упомянули о квоте для ветеранов. На какое количество человек она рассчитана?
— это специальная квота на зачисление в заведения высшего образования на бюджетной основе, известная как Квота-1. Что касается количества, то оно определено в правилах приема каждого университета и института. Квота-1 — это 10% бюджетных мест для таких льготных поступающих. Но, если учреждение высшего образования перемещено, например, из-за активных боевых действий, его размер может достигать 30% от общего объема бюджетных мест.
— Существует ли статистика — сколько ветеранов воспользовались правом на вступление в ЗВО?
— Точная статистика относительно количества ветеранов, поступивших в заведения высшего образования пока не обнародована. Существует Единый государственный реестр ветеранов войны, который ведет Министерство по делам ветеранов, но отдельной статистики по пользованию льготами на вступление, к сожалению, нет. Хотя она нужна. Так мы сможем наблюдать потребность в использовании ветеранами льгот, формировать «рейтинг» специальностей.
— Как специалист в области высшего образования сориентируйте, какие специальности пользуются наибольшим спросом среди ветеранов сегодня и какие, вы считаете, будут наиболее востребованы во время послевоенного восстановления?
— Анализируя выбор специальностей среди ветеранов, заметно, что многие из них выбирают направления, связанные с военным делом, позволяющими продолжить реализацию своих навыков и знаний в гражданской жизни. Ветераны, работавшие в сфере информационной безопасности, также пользуются большим спросом, поскольку их навыки по внедрению решений по предотвращению кибератаков, мониторингу сетей и реагированию на инциденты становятся критически важными для защиты и восстановления цифровой инфраструктуры страны. Кстати, недавно Минцифры совместно с Mate academy запустило программу бесплатного обучения по IT, это очень хорошая возможность попробовать себя в этой сфере.
Я считаю, что благодаря полученному военному опыту, ветераны могут стать ценными специалистами также в образовательной сфере, они могут делиться своими знаниями и навыками в высших учебных заведениях, школах и других учебных заведениях, выполняя роли инструкторов, тренеров или преподавателей.
Кстати, относительно трудоустройства. В США уже четвертый год подряд формируется рейтинг из 150 компаний, наиболее дружественных к ветеранам. В прошлом году на первом месте оказалось Министерство энергетики, на втором — технологическая компания, а на третьем — фармацевтическая. В целом очень интересна статистика по рейтингу за 2023 год. 11% вошедших в него компаний представляют отрасль медицины и социальных услуг. Я очень хотел бы, чтобы подобный рейтинг появился и у нас. И не только среди работодателей, но и среди высших учебных заведений. И сформированный он должен быть не по количеству мест, формировать его должны сами ветераны. Только они могут оценить доступность, инклюзию, академическую среду, обучающие и образовательные программы. Это было бы чудесное продвижение.
Читайте также: В патронатной службе «Азова» рассказали, как гольф влияет на физическую реабилитацию военных