Происшествия

«за мое убийство отец расплатился деньгами, которые я копил на компьютер своему 10-летнему ребенку»

0:00 — 3 марта 2006 eye 558

62-летний житель Харьковской области «заказал» родного сына, но правоохранителям удалось предотвратить жестокое преступление

«Так ему, собаке, и надо!» — удовлетворенно вздохнул пенсионер Николай Иванович (имена заказчика и «исполнителя» изменены), расплачиваясь за убийство своего сына. Тогда он еще не подозревал, что Игорь, для которого он уже и место присмотрел на кладбище, жив и здоров, а роль киллера исполнял сотрудник милиции.

«Для надежности лучше сначала оглушить молотком, потом задушить»

Ковшаровка, где произошла эта почти детективная история, — типичный рабочий поселок в Купянском районе Харьковской области, состоящий из многоэтажных домов. В свое время он был построен специально для работников литейного завода. Когда предприятие закрылось, люди остались без работы. Многие разъехались по крупным городам, оставшиеся начали искать успокоение в алкоголе или наркотиках. Николай Иванович несколько лет жил вдвоем с сыном в трехкомнатной «хрущевке». 38-летний Игорь работал охранником в одном из харьковских супермаркетов в режиме «сутки-трое» (ему приходилось ездить на работу за 120 километров). Его 62-летний отец практически все время сидел дома, читая книжки и… торгуя маковой соломкой.

Согласия в семье не было — Игорь не хотел мириться с криминальным бизнесом отца. Папаша же сетовал на притеснения и однажды придумал, как избавиться от надоевшего сына. Он решил его… убить. Когда в голове пенсионера сформировалась страшная мысль нанять киллера, точно неизвестно. Но есть свидетели, утверждающие, что он высказывал такие намерения еще в августе.

Николай Иванович не стал долго мудрствовать и с предложением за вознаграждение убить сына обращался ко многим наркоманам. За жизнь родного ребенка он назначил тысячу гривен и несколько стаканов маковой соломки. Некоторые соглашались. Но, взяв пару стаканов мака в качестве задатка, исчезали. В январе слухи о том, что пенсионер-наркоторговец ищет наемного убийцу для собственного сына, дошли до правоохранителей. Под видом киллера на встречу с заказчиком отправился оперативный сотрудник.

- Информация о готовящейся организации убийства была расплывчатая, поэтому, встретившись с Николаем Ивановичем на улице, я не задавал прямого вопроса,- рассказывает сотрудник отдела по борьбе с незаконным оборотом наркотиков (ОБНОН) Купянского райотдела милиции Вадим Тимченко.  — Однако стоило мне спросить, есть ли какие-то проблемы, его тут же прорвало: «Да сын совсем достал, уже 20 лет издевается, избивает, жизни никакой не дает, надо от него избавиться».

Следующая встреча — для обсуждения деталей — состоялась дома у Николая Ивановича. Пенсионер встретил «киллера» с воодушевлением и поразил тщательностью подготовки. Он выложил перед потенциальным убийцей сына не только фотографию будущей жертвы, но и детальный распорядок его жизни: график дежурств на месяц вперед, расписание поездов в Харьков и обратно, подробное описание маршрута. «Может, не надо убивать, просто припугнуть, избить для начала?»  — давал пенсионеру возможность одуматься оперативник-»киллер». «Нет-нет, только убить!» — стоял на своем папаша.

Чтобы не опоздать на смену, Игорю приходилось выходить из дому в полвторого ночи и около часа идти до железнодорожной станции через лес. Более удобных условий для совершения преступления просто не придумать. По плану, разработанному Николаем Ивановичем, убийца должен догнать Игоря на машине и предложить подвезти до станции. Когда сын сядет на переднее сиденье, следует ударить его молотком по голове. «Можно, конечно, и ножом, — размышлял вслух отец.  — Но это ненадежно, можно промахнуться. Лучше вначале оглушить, а потом задушить, чтоб наверняка… »

- Видно было, что убийство сына он обдумал давно,  — говорит Вадим.  — Теперь, осознав, что его мечта вот-вот осуществится, пенсионер смаковал подробности. Даже предупредил меня: «Там в одном месте есть пост ГАИ. Так ты заранее выйди из машины и посмотри, не дежурят ли. Если нет — вези на пустырь и там додушивай веревкой». В качестве доказательства того, что убийство совершено, я должен был привезти ему рабочее удостоверение и ключи сына. Позже, рассказывая, как додумался до всех этих тонкостей, он говорил, что прочитал в детективах. Хорошо, что не потребовал принести палец убитого.

Примерно через неделю «киллер» пришел к заказчику, чтобы убедиться в его платежеспособности. Тысячу гривен осторожный пенсионер показал Вадиму через окно. Известию о том, что с ближайшей смены сын уже не вернется, папаша очень обрадовался. В качестве задатка выдал 20 гривен и несколько головок мака. «Ты хоть понимаешь, что его потом надо будет хоронить, тратиться?» — оперативник пытался заставить отца передумать. «Все нормально, деньги на похороны отложены, да и место на кладбище я уже присмотрел», — заверил Николай Иванович.

Узнав, что сын мертв, пенсионер первым делом побежал менять деньги, чтобы расплатиться с киллером без сдачи

К операции по предотвращению заказного убийства были привлечены не только сотрудники ОБНОНа и уголовного розыска, но также прокуратура и СБУ.

- Ситуация требовала тонкого подхода, — говорит заместитель начальника Купянского райотдела милиции Андрей Подлужный.  — Нужно было все продумать, чтобы не нарушить права человека. Кроме того, пришлось следить за Игорем, ведь его могли убить раньше, чем мы организуем инсценировку. Не исключено, что отец нанял еще кого-то.

Ничего не подозревавшего Игоря, который той ночью, как обычно, отправился в Харьков, «довели» от дома до места работы. Вскоре за ним приехали работники милиции.

- Сказать, что его ошеломило услышанное, — ничего не сказать, — продолжает Вадим.  — Он был в настоящем шоке. Всю ночь молча просидел за столом. К тому моменту от него уже почти ничего не зависело, но Игорь согласился с нами сотрудничать.

Инсценировку убийства организовали в лесопарке под Харьковом. Игоря облили красной краской (якобы кровью) и сфотографировали. В тот же день к Николаю Ивановичу пришли два работника милиции с паспортом сына и фотографиями «трупа». «Ай-яй-яй, горе какое!» — сокрушался, глядя на снимки, отец. Но как только милиционеры ушли, он бросился в киоск менять сто гривен, чтобы без сдачи расплатиться с убийцей своего сына (20 гривен были уплачены в качестве задатка).

Через час пришел «киллер». Как и было условлено, отдал ключи и удостоверение «убитого». Николай Иванович вручил ему 980 гривен и маковую соломку. Обстоятельствами смерти сына он совершенно не интересовался. «Ну что, доволен?» — спросил Вадим. «Очень».  — «Не жалеешь?» — «Нет-нет-нет! Так ему, собаке, и надо!.. »

«Киллер» ушел, и снова явились работники милиции. Пенсионера повезли в Харьков. Он, видимо, не совсем понимал, куда и зачем едет, потому что по пути жаловался своим спутникам, как это плохо, что Игоря убили в Харькове, а не в Ковшаровке. Если бы его убили по пути на поезд, то тело, скорее всего, не нашли бы до весны. А теперь земля мерзлая, и рыть могилу будет очень тяжело.

- С момента первой встречи нашего сотрудника с заказчиком до его задержания прошло десять дней,  — рассказывает Андрей Подлужный.  — А вся операция заняла десять часов. Намного больше времени и сил пошло на подготовку к ней. Но дело того стоило — все прошло четко и без сбоев.

По словам следователя прокуратуры Харьковской области Артема Ковалева, судебно-психиатрическая экспертиза признала Николая Ивановича полностью вменяемым. Сейчас ему предъявлено обвинение в организации покушения на убийство. К тому же придется отвечать за сбыт наркотиков.

«Пусть бы его посадили не на 10-15 лет, а дали годик-другой»

Сын Николая Ивановича до сих пор никак не может найти ответ на вопрос: «За что?»

- Отношения у нас действительно не складывались, — размышляет Игорь.  — Из-за его придирок от меня ушла жена, забрав с собой сына. А в последний год отец связался с наркоманами. Их здесь много, только в нашем доме я человек десять знаю. Он приторговывал маком, и к нам постоянно шастало всякое отребье — поломали звонок, разбили стекло. Однажды меня на улице остановил паренек: «Передай бате, если он не принесет, что обещал, я ему побью все окна в квартире». Вначале я отца уговаривал, объяснял, что рано или поздно его посадят. Потом предупредил жестко: пока я здесь живу, чтобы никакие уроды не приходили! Отец говорит, что я над ним издевался, бил его. Да мы в последнее время почти не виделись! Я или на работе, или отсыпаюсь после смены — отношения выяснять было просто некогда. Сейчас вспоминаю, что в последние дни отец изменился, смотрел на меня как-то свысока — знал, что мне недолго осталось.

Игорь говорит, что еще год назад какой-то наркоман предупредил его: «Будь осторожен, отец тебя «заказал». Тогда он просто отмахнулся от такой ерунды. Но получается, что целый год мужчина жил под угрозой смерти.

- Отец все правильно рассчитал, — признает Игорь.  — Конечно, я сел бы в любую машину, чтобы сократить дорогу. Тем более тогда, в 30-градусный мороз. А убить в той безлюдной местности и зашвырнуть труп куда-нибудь в болота проще простого — никто никогда не нашел бы. Я вначале долго не верил, что меня мог «заказать» собственный отец. Но потом мне дали послушать пленку, где он объясняет, как лучше убить: «Если ты его зарежешь, он может притвориться, что мертвый, доползет домой и меня прибьет потом. А если стукнешь по голове, затем задушишь — это уже наверняка… » Елки-палки!.. Я трое суток ничего есть не мог — в таком шоке был.

Как-то живешь и не думаешь о смерти. А тут резко почувствовал, что реально мог умереть. Так обидно стало! Только нормальную работу нашел, жизнь стала налаживаться. Ведь все время кручусь как проклятый. То на работе, то на даче. Даже ни разу не был в «Маричке» — это у нас кафе такое крутое. Самое обидное, что отец заказал мое убийство за мои же деньги! Я копил своему десятилетнему сыну на компьютер, и он знал, где деньги лежат. Ими и расплатился, когда узнал, что я «мертв».

О том, что преступный замысел не удался, Николаю Ивановичу сообщили просто и эффектно: в кабинет следователя, где он сидел, вошел Игорь…

- Когда отец меня увидел, у него было такое выражение лица, будто на него брызнули кипятком, — вспоминает мужчина.

Сын пытался заговорить с отцом. Обещал нанять хорошего адвоката, задавал какие-то вопросы, но Николай Иванович даже не поднял глаз на Игоря. Сидел, низко опустив голову, и упорно молчал.

- Меня больше всего угнетает, что он промолчал, — вздыхает Игорь.  — Хоть бы сказал: «Прости», «Так получилось», «Ты сам виноват»… Мне бы легче было. Жалко его теперь и хочется как-то помочь ему.

- Игорь, а если бы все зависело от вас, и вы могли решать судьбу отца, отпустили бы его на свободу?

- Ох, пожалуй, нет, — качает головой собеседник.  — Пусть бы его все-таки чуть-чуть наказали. Допустим, посадили не на 10-15 лет, а дали годик-другой, чтобы ума набрался. Очень уж обидно мне и больно…

От редакции.

На протяжении одной недели «ФАКТЫ» уже второй раз (первая публикация «Василию прострели колени, можешь поломать ему позвоночник, руки, исполосовать лицо… » появилась 24 февраля) рассказывают о том, как заказ на убийство оформляет такое себе «бюро добрых услуг» МВД Украины, после чего, инсценируя преступление, привлекает заказчика к ответственности. По всей строгости закона. Честно говоря, в то время, когда тысячи граждан Украины, нуждающиеся в защите от преступников, так и не получают ее от родной милиции, столь ловкие (чтобы не сказать изощренные) оперативные действия работников органов внутренних дел (ОВД) не могут не смущать. Ну разве не профилактика правонарушений была и остается основной задачей наших правоохранителей? Разве милиция не должна использовать для предотвращения преступления все возможности? Невольно закрадывается мысль, что описанные в двух публикациях нашей газеты действия сотрудников ОВД объяснялись их стремлением улучшить раскрываемость тяжких преступлений, т. е. обеспечить себе за работу жирный статистический плюс. Если дело не обстояло хуже и случившееся не было элементарной провокацией.

Чтобы получить ответы на эти вопросы, «ФАКТЫ» обратились в отдел по борьбе с преступлениями против личности Департамента уголовного розыска МВД Украины, где нам рассказали, что в данном случае появление нескольких схожих случаев в разных регионах — не более чем совпадение.

- Это не распространенная практика, так как заказное убийство — нечто из ряда вон выходящее, — сказал заместитель начальника этого отдела.  — Подобное совпадение не негативная тенденция и тем более не провокация со стороны правоохранительных органов. Ведь факт покушения на убийство был, и человек вынашивал конкретные намерения, что само по себе подпадает под статью Уголовного кодекса Украины. Мы в таких случаях должны в полном объеме документировать факт преступления, чтобы злоумышленник не ушел от ответственности.

Зубр отечественной адвокатуры Григорий Гинзбург тоже согласен с мнением, что о провокации в описанных ситуациях речь идти не может.

- Доказуема только провокация взятки, другие провокации нашим законодательством не предусмотрены, — говорит Григорий Исаакович.  — Безусловно, действия милиции, описанные в статье, провокационные, но они направлены на раскрытие преступления, которым в данном случае является покушение на убийство. Речь идет исключительно о методах раскрытия преступления, и, на мой взгляд, эти методы не чистые. Вероятно, можно было разубедить человека, чтобы он этого не делал, ведь в Уголовном кодексе существует и статья «Добровольный отказ при незаконченном преступлении». Но ничего уголовно наказуемого в действиях правоохранителей я не вижу. Хоть, принимая во внимание то, что основной задачей милиции является профилактика преступлений, мне кажется, речь может идти о том, что она немного увлекается охотой, не обращая внимания на другие тяжкие злодеяния.

Автор выражает благодарность сотрудникам Купянского райотдела УМВД Украины в Харьковской области за помощь в подготовке материала.