15−16 сентября в Полтавской области возникло 111 пожаров. Самый большой из них произошел в Новосанжарской громаде, где выгорело более 700 гектаров соснового леса, а огонь подобрался к домам селян.
О пожаре возле села Малая Перещипина стало известно около 16:30 15 сентября, как раз в День работника лесного хозяйства. Как сообщил местному интернет-изданию «Зміст» генеральный директор государственного предприятия «Леса Украины» Юрий Болоховец, он «пошел» от местных. То есть причиной стал человеческий фактор. Скорее всего, кто-то сжигал сорняки на огороде или еще где-то, а сильный ветер погнал огонь в сосновый лес. И уже к вечеру пылало около 100 гектаров насаждений.
Из-за того, что пламя и дым перерезали железную дорогу, спасателям пришлось эвакуировать 57 пассажиров электрички, ехавшей из Полтавы в Кобеляки.
Пожарные и работники лесного хозяйства всю ночь пытались усмирить огонь, но тщетно. Сильный ветер раздувал искры, и они поджигали сухую некошеную траву, камыш, лесную подстилку, и огонь «бежал» то в одном, то в другом направлении в зависимости от ветра. К утру понедельника он уничтожил 680 гектаров и подобрался к домовладениям в селе Маньковка. А затем вплотную подошел к Баловке и Собковке. Небольшое село Баловка приняло на себя основной огневой удар. Здесь уцелело лишь 10 домов, а около 20 сгорело.
К тушению масштабного пожара было привлечено более 400 человек и 67 единиц техники, в том числе и коммунальной, а также пожарные поезда «Укрзалізниці». На помощь полтавским спасателям прибыли коллеги из Черкасской и Винницкой областей, военнослужащие.
Спикер Главного управления ГСЧС в Полтавской области Светлана Рыбалко, как всегда, работала в эпицентре чрезвычайного происшествия — фотографировала и снимала работу спасателей. Но на этот раз, призналась «ФАКТАМ», на время забыла о своих прямых обязанностях…
— Мы с водителем Сергеем Шевцовым доехали в Баловку, где работали пожарные, и видим, что огонь буквально идет по забору одного из прилегающих к лесу домовладений, — рассказывает 52-летняя Светлана Рыбалко, полковник службы гражданской защиты. — Не раздумывая, беремся останавливать его. Я рву более-менее живой сорняк и складываю его в веник, а Сергей где-то нашел металлическую пластину, и с такими инструментами мы набросились на огонь, который проложил себе дорожку уже до ульев.
Слава Богу, отбили, и этим спасли не только пасеку, но и дом. Хозяев на тот момент дома не было. Видно, они в панике покинули свой дом — во дворе валялись пустые ведра. Чтобы спасти имущество, люди облили его водой.
Светлана говорит комплимент в адрес водителя. По ее словам, Сергей — внутренний переселенец, раньше работал на пожарной машине в Луганской области и хорошо знает специфику спасательной работы.
С благодарностью отзывается также о присоединившемся к ним офицере полиции Новосанжарской громады Артуре Кобченко. Полицейские не просто следили за ситуацией в зоне экологического бедствия, но и занимались эвакуацией людей и животных. Артур, когда видел котиков, забрасывал их в багажник своего автомобиля, а потом снова хватал ведра с водой и заливал огонь.
— Потом мы увидели пожилую женщину, которая в отчаянии суетилась на своем дворе, — продолжает Светлана Рыбалко. — У нее сгорел сарай и была опасность, что огонь доберется до дома. Мы с ребятами постарались этого не допустить и принялись заливать водой территорию распространения огня. Я таскала воду из колодца, а они носили ее по назначению. Воды в колодце больше нет — мы всю ее вычерпали.
Когда угроза была отведена, спасатели заметили, что хозяйке совсем плохо: ее трясет и она хватается за сердце.
— Я знаю, что в таких ситуациях нужно переключить человека на что-то другое, — улыбается собеседница. — В частности, вынудить ее заботиться о ближнем. Потому подошла к ней и говорю: «Что-то мне плохо. Дайте чистой водички». Женщина бросилась в дом и вынесла мне целую чашку «Тархуна». А я сладких газированных напитков на дух не переношу. Пришлось пить через силу, чтобы не выдать себя. Слава Богу, меня выручили напарники, захотевшие отпить «Тархуна» из моей посуды.
А женщине вызвали «скорую».
Но больше всего мороки было с подворьем, огороженным очень плотным высоким проволочным забором. Скорее всего, оно принадлежит дачникам, таким образом пытавшимся обезопасить себя от непрошеных гостей.
— Так просто туда невозможно было проникнуть, но я должна была это сделать, потому что во дворе горела трава, а на дереве рядом с домом — кора, — рассказывает Светлана Рыбалко. — Действовала автоматически, будто всю жизнь занималась пожарно-прикладным спортом. Вылезла на бетонный столб в заборе и спрыгнула по ту сторону ограды. Сергей передавал мне воду в бутылках, а я поливала ею дерево, чтобы огонь не поднялся к кроне, иначе он перекинулся бы на дом. С помощью веника из сорняков сбила низовое пламя. К счастью, ветер повернул в другую сторону и, таким образом, жилье было спасено.
Когда садилась в автомобиль, заметила, что одежда на мне сухая. Потому что перед этим, пока таскала воду из колодца, вся вымокла. И только тогда вспомнила о своей аппаратуре…
Уже возвращаясь назад, спасатели встретили во дворе, который они первым отбили от огня, мужчину. Это был хозяин, который, несмотря на опасность, все же вернулся домой. И был приятно удивлен тем, что его дом и пасека уцелели. Благодарил спасателей, даже номер их автомобиля записал, чтобы позже рассказать об их геройском поступке.
— Там каждый, кто работает в этом аду, герой, — говорит Светлана. — К сожалению, с ветром невозможно договориться. Он такой сильный, что буквально сносит с ног и мешает ликвидировать пожар. Пожарный расчет только приготовится к тушению, как ветер разворачивается в другую сторону, и нужно ехать в другое место, чтобы перехватить огонь. А горящие веточки с крон деревьев падают, как факелы, и от них возникают новые очаги огня…
Мы надышались дымом, грязные. У меня ободранные руки, а у Сергея — живот. Но счастливы, что удалось спасти три дома. А когда выезжали из села, увидели небольшое стадо коз. Бабушка, которой мы сохранили дом, жаловалась, что у соседа сгорел сарай, в котором он держал козочек, и мы были огорчены этим обстоятельством. Но оказалось, что их кто-то выпустил и они вернулись домой.
Тем временем автомобиль пресс-секретаря ГУ ГСЧС попал в огненное кольцо. Они ехали за пожарным автомобилем в условиях густой задымленности и вынуждены были остановиться — огонь отрезал им путь и вперед, и назад. А вода в пожарной машине закончилась, тушить было нечем. Прорываться через кольцо было небезопасно. И они целый час простояли на месте, пока ветер не изменил направление.
— У меня не было ни страха, ни паники, хотя каждый из нас понимал, чем все может закончиться, — говорит Светлана. — Я уже достаточно давно работаю в службе гражданской защиты населения, попадала в разные ситуации. И всегда была уверена в наших спасателях.
— Читаю в соцсетях версии причин массовых пожаров в Полтавской области. Кто-то считает, что это умышленные поджоги. Кто-то — это лесники хотят скрыть сделки, связанные с незаконной вырубкой деревьев. А ты как считаешь?
— Причины лежат на поверхности. Очень жаркое лето привело к тому, что растительность высохла и достаточно небольшой искры, чтобы она вспыхнула. Но наши люди по традиции осенью начинают сжигать остатки растений с огородов и сорняки. В воскресенье, 15 сентября, разбушевался ветер до 15−20 метров в секунду, но это никого, кто планировал в выходные почистить огороды, не остановило. И Полтавщина, и другие регионы Украины, запылали. Лично я таких масштабных пожаров с подобными последствиями, чтобы горели хозяйства, не помню.
По официальным данным, в Новосанжарской громаде загорелось 5 жилых домов и 7 хозяйственных построек. В частности, в Баловке сгорело 2 частных дома и 3 хозяйственные постройки, а в Собковке — 3 жилых дома и 4 хозяйственные постройки. По информации, которую показывает глобальная система наблюдения за окружающей средой NASA, к вечеру 16 сентября площадь верхового пожара увеличилась: огонь распространился на запад через Малоперещепинское лесничество к берегу реки Ворскла.
Из того, что не войдет ни в какие отчеты: три жилых дома в Баловке были спасены благодаря инициативе и мужеству трех людей, которые должны выполнять в зоне стихийного бедствия совсем другие функции.
P.S. 17 сентября украинские спасатели отмечают свой профессиональный праздник. Для многих этот день проходит в тяжёлой и часто опасной работе. Их труд — это настоящий подвиг, заслуживающий уважения и благодарности.
Ранее «ФАКТЫ» сообщали о том, что в Чернобыльской зоне пожарами уничтожены тысячи гектаров леса.
Читайте также: Житель Тернопольщины получил срок и штраф в 175 тысяч гривен за неудачно сожженный мусор
Фото ГУ ГСЧС Украины в Полтавской области