Мобилизация значительной части мужчин привела к недостатку рабочей силы в отраслях, ранее считавшихся сугубо мужскими. В частности, в сфере грузового, коммунального, пассажирского транспорта Так, по данным Мининфраструктуры, потребность в водителях городских автобусов составляет около 30 тысяч человек, или 30 процентов, и она ощущается во всех регионах Украины.
Министерство развития громад, территорий и инфраструктуры запустило недавно один за другим два пилотных проекта — по подготовке водителей грузовиков и автобусов.
Сегодня только единицы украинок управляют крупногабаритным транспортом, за исключением электрического.
«Кто-то, увидев меня за рулем „Зеленого слона 7“, кричит „Ура!“, а кто-то лишается дара речи», — улыбается единственная женщина-водитель в этой крупной компании по пассажирским перевозкам 41-летняя Людмила Листопад.
«ФАКТЫ» пригласили пани Людмилу к разговору.
— В странах Евросоюза, насколько я знаю, в сфере автобусных пассажирских перевозок около 30 процентов — женщины. А в Украине на междугородных и международных пассажирских перевозках я работаю одна. Во всяком случае, весной этого года журналисты из BBC News Украина искали женщин моей профессии и нашли меня…
Моей коллегой могла бы быть одна харьковчанка, которая до полномасштабной войны работала водителем машины скорой помощи. Вернувшись домой из вынужденной эвакуации, она пошла в автошколу открывать категорию «D». Но потом подписала контракт с ВСУ.
По специальности Людмила — экономист. Однако по полученной в Полтавской аграрной академии специальности так и не работала. Рано вышла замуж и сразу же включилась в семейный бизнес: есть с мужем небольшой магазин в родном поселке Скороходово бывшего Чутовского района Полтавской области.
За рулем она в общей сложности уже два десятка лет. В последнее время на собственном микроавтобусе Ford моталась на рынок Барабашово в Харькове и возила покупателей. Это было еще одно направление ее бизнеса. Но с началом ковида торговля застопорилась. Потом война… Поездки практически прекратились.
Читайте также: Работы хватит на всех: что происходит на рынке труда в Украине
- А я не могу долго сидеть на одном месте. Мне нужно движение! Люблю, когда регулярно меняются картинки за окном, — объясняет женщина. — И почему-то меня давно тянуло сесть за руль большого автобуса. Как увижу такой автобус, внутри все замирает. Сказала мужу о своем желании, но он меня не поддержал. «Зачем оно тебе нужно?» — ответил безразлично. А потом еще долго отговаривал.
Эту же фразу Людмила слышала и в автошколе в Полтаве, куда она пришла осенью прошлого года, чтобы открыть категорию «D», и от инструкторов по вождению.
«Знания же за плечами не носить. Пусть будут», — стояла на своем женщина. Кстати, практику вождения Люда сдала с первого раза, в отличие от большинства мужчин из группы.
К обучению женщину подтолкнуло объявление, которое известная компания по пассажирским перевозкам выставила в Facebook.
— Компания искала именно женщин-водителей, — рассказывает Людмила Листопад. — И когда уже вымечтанный документ лежал у меня в кармане, я позвонила в автоперевозочную компанию. Спросила, актуально ли предложение, потому что времени прошло немало, пока я училась. Мне ответили «Да». В тот день я ехала к дочери-студентке в Полтаву, а оказалась в офисе перевозчика на центральном автовокзале.
Оказалось, компания ждала Людмилу почти год. Ведь в связи с полномасштабной войной мужчины либо добровольцами ушли в ВСУ, либо мобилизовались, либо не имеют права выезда за границу. Поэтому перевозчику очень нужны женщины. К сожалению, представительницы прекрасного пола не приходят в автошколы ради того, чтобы открыть категорию «D». А тут звезды, как говорится, сошлись.
Читайте также: От образования до трудоустройства: как высшие учебные заведения помогают адаптироваться ветеранам, рассказал Вадим Попко
— Моя стажировка на большой «Сетре» началась с практического экзамена, — вспоминает Люда. — Коллега с большим опытом, чтобы мне было проще, сказал, что передаст руль на ровном участке дороги. Но я не согласилась с его предложением, и сама легко развернулась на площадке, где стоят рейсовые автобусы, чтобы выехать на трассу. Работница компании, которая снимала это на видео, рассказывала потом, что наблюдала за реакцией водителя, и тот, говорит, даже съежился или от страха, или от неожиданности.
Буквально через две недели стажировки Людмилу Листопад приняли на постоянную работу. Так что уже с марта она ездит из Полтавы на Харьков и Киев. А свой первый самостоятельный рейс, так случилось, совершила в Варшаву по навигатору. В конце поездки благодарные пассажиры устроили ей овации.
— Расскажите о том, как на вас реагируют пассажиры и водители? Это же интересно, — прошу свою собеседницу.
- Ба-ба! — читаю по губам изумленных военных и полицейских на блокпостах, — улыбается она. — И мне это очень льстит. Чувствую себя, как первая женщина-космонавт.
А однажды выполняла вечерний рейс в Харьков. Обратно, в Полтаву, вернулись уже около полуночи. Далее, в Киев, пассажиров везет мой сменщик. Я покидаю салон и здесь слышу от мужчины почтенного возраста: «Хуух, теперь хоть посплю». Оказалось, раньше он работал водителем и все 130 километров от Харькова до Полтавы мысленно «контролировал» меня, не мог расслабиться.
А в Пирятине, где мы делаем короткую остановку, подошел пассажир и сделал комплимент: «Вы очень плавно водите автобус». Разговорились. Он водитель-дальнобойщик, ездит в Турцию. Предлагал и мне переходить в их компанию.
Считаю комплиментом также слова почтенной дамы, которая, покидая салон, сказала, что ее впервые не укачало в автобусе.
Многие делают со мной селфи, потому что, говорят, знакомые не поверят, что их везла женщина-водитель. Особенно эмоциональной была одна волонтер, отстаивающая гендерное равенство.
Кое-кто, садясь в автобус и видя меня, выкрикивает радостное «Ура!».
Мужчины же водители автобусов сначала воспринимали меня кто настороженно, кто с открытым ртом. А теперь привыкли. Помню, был такой случай в начале моей работы: в Киеве, готовясь к обратному рейсу, я протерла наружные зеркала и стекло и принялась убирать салон. Припарковавшийся рядом коллега спрашивает: «А почему это стюардесса убирает? Разве водитель этого не может сделать?» Оборачиваюсь к нему, чтобы ответить на вопрос, и он видит на моей белой рубашке бейджик с надписью «Водитель». У него просто не хватило слов. С тех пор на автостанции в Киеве меня узнают и здороваются даже те водители, с кем я лично не знакома.
С полицейскими тоже находим взаимопонимание. Вот недавно еду посреди ночи по Киеву на автомобиле, который оставил коллега для меня, чтобы я могла добраться в комендантский час на автостанцию с базы, где отдыхаем (у нас есть специальные документы, позволяющие нам беспрепятственно передвигаться в ночное время). И меня останавливает патруль. «Куда направляемся?» — спрашивает. Говорю: «На работу», и предъявляю документы. У него не было никаких вопросов, кроме одного: «А что, мужчин не хватает?»
Читайте также: «В Париже в бывшем доме Алена Делона мы показали свою коллекцию одежды»: боевой медик с подругами наладили выпуск женской военной формы
— А как люди в селе отреагировали на то, что вы сменили профессию?
— Однажды, когда только начала ездить в рейсы, встретилась в Чутовом со своими односельчанами. Они как раз ждали автобус на Скороходово, а здесь я подъезжаю на «Сетре». «Ой, какая ты молодец! Правильно сделала, что не побоялась изменить свою жизнь», — засыпали меня комплиментами.
— Вы продолжаете жить в Скороходово?
— Да. У нас там бизнес с мужем. Да и 14-летнюю дочь не хочу срывать с места.
— Как же вы добираетесь на работу и с работы? В Полтаву это 60 с лишним километров…
— Чаще поездом. Или на попутках в Чутово — это 12 километров, а там пересаживаюсь на «Зеленого слона» и еду в Полтаву. Предварительно бронирую место, для своих проезд бесплатный. Бывает, ночую у дочери в Полтаве.
— Вернувшись домой, идете на огород или бежите доить коров?
— Нет, у нас нет хозяйства, только небольшой земельный участок и несколько фруктовых деревьев. Летом обычно в свободное время едем с подружками купаться и загорать на реку.
На вопрос, что тяжелее всего в работе женщины-водителя автобуса, Людмила отвечает:
— Тяжелый багаж пассажиров, который я должна разместить в багажном отсеке. В последнее время из Харькова уезжает много людей за границу, и они берут с собой просто неподъемные чемоданы. К счастью, большинство из них мне помогают. Часто помогают коллеги-мужчины.
В целом работа водителя пассажирских перевозок — это большая ответственность, прежде всего, за безопасность и жизнь людей, сидящих у тебя за спиной. Поэтому нужно быть очень внимательным и бдительным.
Мало быть только искусной водительницей, нужно уметь находить взаимопонимание с пассажирами, ведь в дороге могут возникать разные ситуации.
— А в чем плюсы профессии?
— Самый большой из них — внимание людей. Мне это нравится: получать комплименты и аплодисменты, ловить восторженные взгляды. Это новые знакомства, новый опыт. Достойная зарплата.
Недавно компания предоставила нам доступ к отзывам пассажиров. Все они выставляют мне «пятерки», а один мужчина даже написал: «Если бы я был помоложе, я познакомился бы с такой женщиной». Это так приятно и вдохновляюще… Я кайфую от своей работы!
— Откуда у вас любовь к вождению?
- С детства. Моя покойная мама водила машину, водит сестра. А в школе нас учили ездить на грузовике, и мне это нравилось. Поэтому я сначала открыла категорию «С», дающую право управлять грузовыми автомобилями, впоследствии — «B», потому что хотела ездить на микроавтобусе. Теперь есть еще и «D» — доступ к управлению габаритными автобусами.
Читайте также: «Я сбивала огонь веником из сорняков, а мой водитель носил воду ведрами»: на Полтавщине бушует масштабный пожар
Кстати, меня уже переманивают на международный пассажирский рейс Киев — Прага, предлагают еще лучшие бонусы. Но меня все устраивает там, где я сейчас.
— Как изменилась ваша жизнь, когда вы стали водителем?
— Теперь я живу строго по графику, который составляет компания. Три-четыре дня рабочие, два дня — выходные. У нас на 16 автобусов — 37 водителей-мужчин и я. Графики составлены так, чтобы мы не уставали. В рабочие дни достаточно времени на то, чтобы хорошо отдохнуть перед рейсом. Раз в неделю ночуем в Киеве, чтобы пассажиры могли добраться до автостанции, не нарушая комендантский час.
Ой, кстати, мне пора уже в салон — специально осталась на день в Полтаве, чтобы сходить на уход за волосами, которые люблю носить распущенными. Моя работа подразумевает безупречный внешний вид…
Ранее «ФАКТЫ» писали о том, что участник украинско-российской войны создал одну из самых больших гусиных ферм в Украине.
Фото предоставлены Людмилой Листопад и сайтом «Зміст»