Невозможно представить безграничную боль и тоску матери, у которой война забрала самое дорогое — ребенка. Уже несколько дней на центральной площади имени Шандора Петефи в Ужгороде стоит мама погибшего защитника Надежда Янык. Невероятно сильная женщина приезжает из Свалявского района, чтобы петиция о ее сыне Иване, погибшем в бою недалеко от Бахмута Донецкой области, не пропала. Искренняя, открытая, она со слезами благодарит каждого, кто подходит, рассказывает, что ночью тоже не спит, так сильно волнуется, чтобы успеть собрать подписи. Приезжает на рассвете и возвращается домой, когда на улице уже холодная, пустая осенняя ночь… Мать защитника, одетая в черное, в любую погоду стоит с портретом сына, которому теперь навеки 30…
— Иван вырос в селе Березняки. Он вынянчил свою сестру Марьянку, которая младше его на 15 лет, — говорит «ФАКТАМ» мать погибшего бойца Надежда Янык. — Спокойный, приветливый, доверчивый, любил юмор, животных, имел много друзей и всем шел на помощь — таким был мой сын. Обычно дети учителей учатся на отлично, но у моего Вани таких оценок не было. Однако для меня он всегда был лучшим сыном в мире!
После школы Иван получил специальность слесаря. У сына были золотые руки — и плитку сам клал, и хорошо разбирался в строительных работах. Ездил на заработки в Чехию. Мечтал иметь семью, машину, дом. Часть этих мечтаний сбылась: сын женился и жил с семьей в городе Берегово, это в 100 километрах от нас. Воспитывал двух дочерей — 12-летнюю Алинку и годовалую Викторику. Купил машину и начал строить дом. Уже возвели фундамент, привезли блоки, но не успели. Все планы разрушила большая война.
После полномасштабного вторжения Иван Янык записался в территориальную оборону, хотя армейского опыта не имел. На срочную службу его не взяли из-за проблем со здоровьем.
— 26 декабря 2022 года сына мобилизовали. Так он стал солдатом — стрелком-помощником гранатометчика 42-й механизированной бригады. Возражали ли мы? А разве можно было? Иван настолько любил Украину, что не задумываясь надел форму, — говорит мать. — О войне Иван мало что рассказывал, знаю, что служил на Донетчине и Луганщине. Всегда говорил: «У меня все хорошо». Но как-то в соцсети наткнулась на видео, где наши бойцы измученные, грязные, в болоте после тяжелого задания. Оно стало вирусным и набрало более 12 миллионов просмотров. Среди них узнала своего Ивана. От увиденного расплакалась, потому что поняла, насколько трудно защитникам.
Последний раз видела Ивана живого, когда были крестины младшей внучки в июле 2023 года. Сын так радовался рождению второй дочери. Он своих девочек обожал…
Последний разговор матери и сына был в день его гибели — 9 февраля 2024 года. Иван сообщил: идет на ноль, а потом уедет домой в отпуск.
— Сын мог отказаться, потому что только три дня, как вернулся с нуля, — рассказывает Надежда Янык. — Он очень хотел домой к семье и потому согласился. Командир говорил, что сразу, как вернется с боевого задания, Иван уйдет в отпуск. Но не судилось. Позиции украинских бойцов возле населенного пункта Хромовка на Бахмутском направлении обстреляли россияне. Иван получил ранение в шею и позвоночник. Началось массивное кровотечение, спасти сына не смогли…
Я словно чувствовала беду. Была на лечении в Ужгороде в кардиоцентре. Знала, что сын должен приехать домой, но ни сна, ни покоя не было. Страшное известие сообщила невестка, ей сообщили о гибели Ивана. Я видела его тело, и навеки в памяти отпечатались его холодные и такие родные руки, лицо в царапинах, подтянутая к подбородку шея и шапка на голове, потому что, наверное, там были швы.
Похоронили мы его в Берегово, где он жил с семьей. Словами не передать мои чувства. Я никак не могу смириться, что сына уже нет. Кажется, что вот откроет дверь и скажет: «Мама, да что вы нас и не встречаете?» Поскольку он жил далеко от меня и не мог часто приезжать, на каждый его приезд я накрывала стол с любимыми блюдами… Как хочется вернуться в те добрые времена, где не было страшной войны и горя…
Петицию на посмертное звание «Герой Украины» для Ивана Яныка зарегистрировала его жена. Вся семья, друзья и коллеги активно распространяли ее, но осталось собрать за десять дней еще 5000 голосов. А это, признается собеседница, не так просто.
— Я работаю в сельской школе учительницей начальных классов, мне помогают учителя, родители, односельчане. Но нужно еще немножко… Я действительно не сплю по ночам, ничего не хочется есть, постоянно мысли о сыне и петиции. Потому что это самое малое, что мы можем сделать для Ивана. Для меня это очень важно, в моем сердце сын навсегда, но надо чтобы память о нем жила вечно, как и о других героях. И меня взяло такое отчаяние, что решила ехать в Ужгород, преодолевая с Березняков в одну сторону 90 километров. Я вышла на центральную площадь, держала в руках портрет сына, на котором был QR-код и номер петиции.
Рядом были еще две фотографии героев с Закарпатья, там тоже не хватало голосов. Многие думали, что это сбор средств, поэтому подходили и предлагали их. Я поразилась добрым сердцам людей, но объясняла, что, к сожалению, собираю подписи сыну на посмертное звание «Герой Украины». И тогда меня обнимали и плакали вместе. Целыми семьями шли. Некоторые по несколько раз не могли авторизоваться, телефоны почему-то не позволяли до конца выполнить действия, чтобы отдать голоса. Но люди делали все возможное, чтобы поддержать петицию. Это очень ценно.
Напомним, 1 октября, в День защитников и защитниц, Киев почтит память павших героев минутой молчания и остановкой движения на Крещатике и Майдане Незалежности.
Ранее «ФАКТЫ» рассказывали о семье со Львовщины, которая за три месяца на войне потеряла двух родных сыновей.
Читайте также: №Кто, как не я. Это моя работа": после потери сына на войне его 56-летняя мать продолжает воевать за двоих