«Спокойствие, камин, книги, тишина… Раньше в этом видели только мещанство. Теперь это мечты о потерянном рае», — писал всемирно известный немецкий писатель Эрих Мария Ремарк в романе «Триумфальная арка». Эти слова созвучны современности. Иногда жизнь до войны вспоминается, как другая реальность. Конечно, она не была идеальной, но все было совсем по-другому.
Особой темой для каждого человека является тема родного дома. Это место, где тебе рады, где есть все, что любишь. Именно теме родного дома известная украинская художница-керамистка Лара Антонова посвятила новую серию работ. Каждая из них поражает самобытностью и колоритом.
Лара Антонова — известная харьковская художница-керамистка, член Национального союза художников Украины, лауреат многочисленных художественных премий, в том числе и международных. Ее работы хранятся в Харьковском художественном музее, Национальном музее-заповеднике гончарства в Опошне Полтавской области, Международном музее керамики в Чехии… С 1985-го по 2006 год она работала на Будянском фаянсовом заводе, где создала немало интересных работ. Настоящий шедевр — ажурный фаянсовый сервиз «Роксолана».
Несмотря на войну и выпавшие на ее долю сложные испытания, художница продолжает создавать красоту. В интервью «ФАКТАМ» Лара Антонова рассказала о серии работ, посвященных дому.
— Тема дома для меня чрезвычайно важна, как и для большинства наших соотечественников сегодня, — говорит Лара Антонова. — К сожалению, многие из-за войны потеряли его. У кого-то он был разрушен. Кто-то вынужден был покинуть родной дом и ехать на чужбину, чтобы спасать семью от опасности. Я харьковчанка. Мой дом был поврежден при обстреле. Так что и я не стала исключением, оказавшись в эвакуации за границей. Дому я посвятила серию работ. Одна из новых композиций — «Почтенная хозяйка со шкафом» (на фото в заголовке. — Авт.). Прообразом хозяйки стала моя бабушка Оля, которую я очень любила. Родители целыми днями были на работе, а она мне посвящала все свое время. Я очень благодарна Богу, что у меня была такая бабушка. Моя любовь к ней вдохновила на создание этой работы.
— В композиции видим шкаф с посудой. У вас, наверное, такой был в детстве?
— Да. Там был фарфоровый сервиз с цветочками. А у наших соседей был знаменитый в то время сервиз «Мадонна», очевидно, купленный по блату. Когда я ходила к ним в гости, с интересом разглядывала каждый предмет и увлеченно думала о том, как люди создают такую красоту. Потом выросла и поняла, что есть и более красивые сервизы.
— Сохранился ли этот бабушкин сервиз с цветочками?
— Только в моей памяти. После того, как бабушки не стало, ее дом был продан. К сожалению, ничего не сохранилось.
— Еще одна колоритная работа в этой серии — «Горшочек с медом». Смотришь на нее — и так уютно становится на душе…
— В руке у хозяйки горшочек с медом. Наверное, она будет готовить для семьи что-то вкусненькое, сладенькое. В доме ощущается уют, потому что скоро запахнет свежей выпечкой. Возможно, это будет такой медовик с кремом, как пекла моя бабушка. Он был пышный и очень ароматный. Его вкус помню до сих пор. Больше такого я никогда не ела в своей жизни. На хозяйках в обеих работах фартуки. Моя бабушка всегда надевала такие, когда возилась на кухне с тестом.
— Красота!
— Некоторые мои работы напоминают людям детство. Очень приятно смотреть, как взрослые люди стоят и улыбаются, будто дети, рассматривая мою керамику. Я очень радуюсь этому.
— А какая работа о доме ваша любимая?
— Одна из них — «Это не я». Хозяин моет пол, где наследил котик, а домашний любимец говорит: ''Это не я…'' Любовь к домашним животным всегда побеждает возмущение тем, что они что-то натворили. Кстати, такую сценку как-то видела в жизни. Котиков вы можете увидеть во многих моих работах. Они всегда были в моей мастерской. Я их подкармливала. Вспоминаю об этом, и на душе становится тепло. Часто подбирала на улице больных брошенных котиков. Лечила, а потом отдавала в хорошие руки. В то время я часто была в разъездах, а котика надолго одного не оставишь.
— В этой композиции столько доброты.
— Некоторые люди говорят, что мои работы приносят им счастье и стоят у них дома как оберег. Пожалуй, так и есть. Потому что я создаю свои работы только в хорошем настроении. А когда мне плохо или кто-нибудь обидел, ничего не могу. Недавно создала «Домик моего детства». Это дом с цветком, который я нарисовала, когда мне было четыре года. Мама сохранила мои детские рисунки и некоторые из них вдохновили меня на создание керамических композиций. Сейчас эта работа стоит у меня на полке.
— Вы создали немало сервизов для домашнего уюта. Один из них так и называется — «Комфорт». Какие из сервизов ваши любимые?
— Это и «Усадьба», и «Ужин», и «Кис-Кис». Первыми двумя пользовалась в быту. Они очень нравились моим гостям. Сервиз «Усадьба» — это воспоминания о моих каникулах на даче.
— Лара, а какой дом вашей мечты?
— Идеальный дом для меня — это мастерская, где много глины, фаянса, красок… Важно, чтобы был мольберт. Конечно, должны быть кухня и спальня. А из окон чтобы была видна площадь или улица, как ходят люди, дома вокруг… Я очень люблю, чтобы в доме было много гостей, чтобы было весело, чтобы все были счастливы. Так у меня и было до 24 февраля 2022 года. Дом моей мечты я имела в Харькове до войны… К сожалению, он был поврежден во время обстрелов. Жить в нем уже невозможно. Я вынуждена была покинуть родительский дом в марте 2022 года. Сейчас нахожусь в Германии и очень благодарна этой стране за убежище. Мечтаю скорее вернуться в родной Харьков, потому что лучше всего мне дома. Думаю, не только мне — каждому человеку. Только дома человек может быть по-настоящему счастлив. Очень скучаю по Харькову, по друзьям… Часто вижу свой любимый дом во сне.
— Сегодня малая пластика очень популярна. Как правильно ее вписать в интерьер?
— Каждый может ставить композицию туда, куда хочет. Говорят, что мои работы очень подходят к кухне. Это место, где каждый из нас проводит много времени. А когда человек видит перед собой то, что поднимает ему настроение, что может быть лучше?
Ранее в интервью «ФАКТАМ» коллекционер и исследовательница истории отечественного фарфора, автор книг Людмила Карпинская-Романюк рассказала об осенних мотивах в творчестве украинских художников-фарфористов.
Фото Лары Антоновой