Самый молодой заслуженный учитель Украины живет в Полтаве. Ему 29, он преподает географию в школе № 20 и имеет всего 6 лет трудового стажа. Зовут его Роман Романчук, для учеников — Роман Станиславович.
Почетный титул молодой педагог получил накануне Дня учителя. Согласно положению о всеукраинском конкурсе «Учитель года», победителей удостаивают звания заслуженного.
Роман признается: ему даже в голову не приходило принимать участие в этом престижном профессиональном соревновании, потому что считал себя малоопытным. Сделать шаг навстречу новому испытанию его подтолкнули старшие коллеги. «Ты современный, креативный, используешь новые технологии в учебном процессе. Да и конкурс в предметных номинациях проходит не так часто. Зачем ждать еще пять лет, когда Министерство образования определят лучшего учителя географии?» — убеждали его директор школы Валентина Сорочан и консультант Центра профессионального развития педагогических работников Полтавского городского совета Наталья Горпинченко.
Молодой учитель решил попробовать, хотя поначалу ни на что не надеялся. Его конкурентами как на областном этапе, так и на всеукраинском были опытные, именитые педагоги, которые также, кстати, активно применяют технические новинки в своей методике преподавания предмета.
Тому, как быстро прогрессирует школьное обучение, молодой учитель сам удивляется. Еще совсем недавно, когда он был учеником, в его сельской школе в Ланне бывшего Карловского района Полтавской области не было ни цифрового оборудования, ни интерактивных досок. А об искусственном интеллекте, которым он сейчас активно пользуется, никто и не знал.
— Есть специальные платформы, с помощью которых можно смонтировать яркие переходы от, скажем, обычной географической карты к виртуальной точке на планете. Это выглядит так: карта на видео начинает резко двигаться и ты как будто оказываешься, например, в Гималаях. Создается присутствие человека в горах, — объясняет Роман. — А на другой платформе налагаешь музыку на сложные научные термины.
— Как это? — удивляюсь.
— Берешь, например, определение непонятного, на первый взгляд, какого-то понятия и задаешь программу наложить на него музыку. Выбираешь любой стиль — хочешь рок, хочешь поп. И получаешь песенку в выбранном стиле. Так легче запоминается сложный материал, потому что прослушанная песня будет все время крутиться в твоей голове.
Другой способ, которым пользуется заслуженный учитель Украины на своих уроках, — виртуальное общение класса с жившими очень давно мировыми знаменитостями.
— Можно долго рассказывать об исследованиях и открытиях Христофора Колумба, но это будет не так интересно, как обратиться к нему с вопросами от класса, — говорит Роман. — И Христофор Колумб благодаря искусственному интеллекту расскажет о своих путешествиях и их значении в доступной форме.
Технические достижения использую прежде всего для того, чтобы визуализировать информацию, чтобы ученики ее лучше воспринимали и запоминали. Ведь у детей лучше работает именно зрительная память. К тому же современных школьников не удивишь возможностями гаджетов, интернета, поэтому устаревшие методики преподавания им точно не «заходят».
Кстати, видеоматериал, который я готовлю на урок с помощью ИИ, короткий — максимум две-три минуты, иначе учащиеся потеряют к нему интерес. Конкретно простой и интуитивно понятный контент является залогом эффективного обучения. Хотя учителю это стоит значительных усилий.
— Вам не кажется, что искусственный интеллект скоро заменит учителей?
— Есть такое мнение. Дети будущих поколений могут нуждаться в новом формате образования. Необходимость появления виртуальных учителей объясняется, в частности, большим дефицитом людей в этой профессии. В образовательной системе особенно катастрофически не хватает учителей иностранного языка и информатики. Причина проста — специалисты с этим образованием имеют возможность зарабатывать гораздо больше денег в других местах.
— Как оценивается труд педагогов?
— Финансовое признание наших усилий оставляет желать лучшего. Это демотивирует молодых специалистов, оканчивающих вузы, и заставляет опытных педагогов искать дополнительные источники дохода. Низкая зарплата учителей свидетельствует о недостаточном внимании государства к важности образования.
— Вам тоже приходится думать о дополнительных заработках? А не хотите продать свои новаторские идеи?
— Я активно делюсь своими методическими разработками на национальной образовательной платформе «Всеосвіта». Они пользуются спросом, и я получаю из этого определенный доход. Однако понимаю, что не все учителя могут позволить себе приобрести платные материалы. Если бы моя заработная плата была выше, я бы с удовольствием предоставлял их бесплатно. Но профессию менять не хочу, я хочу работать в образовании, потому что это мое.
Роман Романчук стремился как можно скорее стать взрослым, поэтому, окончив 9 класс, подал документы в Красноградский профессиональный педагогический колледж Харьковской гуманитарно-педагогической академии. Просто потому, что учебное заведение находится всего в 17 километрах от его дома.
— География была в моей душе с шестого класса, — улыбается педагог. — Любовь к ней передалась мне от учительницы Тамары Исааковны Лой. У нее была интересная, необычная манера преподавания, и мне это нравилось. Те, кто хорошо знал географию, становились помощниками на уроках. И уже в седьмом классе я чувствовал себя настоящим учителем, проверяя, как мои одноклассники усвоили новый материал.
Но в колледже, куда приехал поступать Рома, в том году набирали только «трудовиков». У юноши был лишь один выход — попытаться поступить на бюджет, поскольку не хотел тянуть деньги с родителей. Папа у него работает на заводе, мама — повар, у них на руках тогда оставалась еще маленькая доченька…
— Только потому, что у меня был высокий средний балл аттестата, удалось поступить на бесплатную форму обучения, — вспоминает Роман. — Мне очень повезло с куратором. Людмила Ивановна Кияшко разглядела во мне некий потенциал, поэтому привлекала меня к конкурсам, научной деятельности, всячески поддерживала. И тогда я понял, что не прогадал с профессией.
Парню так понравилось учиться, что он, окончив колледж с красным дипломом, поступил сразу на два факультета Полтавского национального педагогического университета: истории и географии, а также технологий и дизайна. И тоже кончил их с красными дипломами. И уже на первом курсе магистратуры ему предложили работу в 20-й школе.
Он всегда на позитиве, искренний и открытый с детьми. Они это чувствуют и вознаграждают его своей любовью. Готовясь к самому важному в своей жизни конкурсу, в котором принимали участие 490 педагогов, Роман отрабатывал на своих учениках разные технологические новинки и методики, чтобы убедиться, что им больше нравится.
— Очень благодарен за терпение и поддержку ученикам, педагогическому коллективу, жене, — говорит Роман. — Школа снабдила меня необходимой техникой. Коллега, работающая педагогом-организатором, помогала снять и монтировать видеоролик о моей работе, который нужно было представить солидному составу жюри. Снимали все на айфоны с качественной операционной системой, которыми давали пользоваться ученики…
А перед самым ответственным этапом конкурса — открытым уроком в 6 классе одной из школ Тернополя — мы с женой и дочкой вместе плели патриотические фенечки на руки, которые я подарил в конце урока незнакомым ученикам.
В финал всеукраинского конкурса прошли 11 учителей-географов из 25, представлявших разные регионы. Роман Романчук после первого этапа по сумме баллов занял третье место и был доволен, что входит в тройку лучших. Следующий этап поднял его на ступеньку выше, однако он и тогда еще не верил в победу. Все решил тот урок в 6 классе, который был высоко оценен членами жюри.
— Финал конкурса выпал как раз на День вышиванки, — вспоминает мой собеседник. — Готовясь к уроку, я распечатал стикеры, с одной стороны которых был герб Украины, а с обратной — карта Украины в форме вышиванки. И назвал это гербалами. Чтобы заинтересовать шестиклассников темой «Географическая оболочка», пообещал им провести обмен гербалов на особые призы, лежавшие у меня в коробке (что это фенечки, я не говорил). То есть, чем больше каждый получит гербалов за работу на уроке, тем больше будет иметь призов. Я так старался, чтобы каждый получил этот гербал! И дети очень старались. Обменивая гербалы на фенечки, они были так счастливы, что не стеснялись меня обнимать. «Мы за вас болеем, вы победите!» — поддерживали меня словами. Так и вышло.
То, что он совершил что-то невероятное, Роман понял только во время оглашения результатов конкурса.
— В обществе много разговоров о том, что наши дети вот уже четыре года не получают системных знаний: сначала из-за пандемии коронавируса, а теперь из-за войны. Потому, мол, в будущем возникнут проблемы с высокообразованными специалистами. Вы разделяете это беспокойство? — интересуюсь мнением новоиспеченного заслуженного учителя Украины.
— Ни в коем случае! Люди же ко всему адаптируются и привыкают. Просто это поколение будет другим. Более цифровым, я бы сказал. Сейчас у нас очень много профессий в цифровом формате и еще много появится. Думаю, что сегодняшние школьники ими легко овладеют.
— Учителя успевают за своими учениками?
— Должны идти на шаг впереди! К примеру, еще пять лет назад уроки по видеосвязи выглядели довольно примитивно. Это была просто голова, говорящая с экрана гаджета. А сейчас онлайн-урок можно провести очень интересно с использованием 3D-моделей. Дети умеют поднимать электронную руку, писать в чате, выполнять задания по призванию… Это уже норма обучения.
К тому учителя же все темы и задачи дублируют в Google-классах. У меня, например, к каждому уроку есть обучающее видео, поэтому, если урок прервался из-за воздушной тревоги, учащиеся могут легко усвоить тему самостоятельно. Если тема сложная, на следующем уроке я, конечно, выделю на нее время.
— Мне кажется, обучение онлайн отбило у детей любое желание учиться.
— Напротив! Вот, скажем, наши ученики средних классов неделю учатся в школе, а неделю дома (это связано с недостаточной площадью укрытия, которое арендует для нас городская власть). Да они с радостью идут в школу, ведь скучают по общению с одноклассниками! Обучение — это коммуникация в социуме, и для каждого важно заявить в нем о себе.
— Как влияют воздушные тревоги на учебный процесс?
— Тревоги — это страшно, конечно, это плохо, но к ним уже все адаптировались. Включается сирена — все собираются и быстро, без паники идут в укрытие.
В убежище продолжаем прерванный урок. Если есть место для одного класса, то вообще замечательно. Но бывает, что в одном учебном помещении собирается несколько классов, и тогда учитель должен придумать, как занять всех одновременно: кому-то дает упражнение для самостоятельного выполнения, кому-то работу с учебником.
— Скажите, все ваши ученики знают географию на отлично?
— Все дети разные. Одним наука дается легче, другим труднее. Кто-то ленится учиться. У кого-то есть математический склад ума, у кого-то — гуманитарный. Кому-то не нравится, как учитель представляет материал. Есть дети, к которым нужен особый подход… То есть на успешность влияет много разных факторов. Да, большая часть успеха зависит от учителя. Остальное — от учеников и родителей. А родители тоже разные. Если у школьника возникают трудности с обучением, важно, чтобы они активно участвовали в решении проблемы. Общение с учителем поможет выяснить причины затруднений и найти общее решение. Главное — избежать настроя ребенка против педагога, ведь конструктивный диалог всегда приведет к положительному результату.
— О войне говорите на своих уроках или стараетесь избегать этой темы?
— Обойти войну невозможно, потому что это наша реальность. И как, скажите, учить экономическую географию Украины без привязки к территориям, временно оккупированным? Мы рассматриваем также цифровые карты боевых действий, следим за ходом ситуации на фронте по интерактивной онлайн-карте DeepStateMap.
К сожалению, война коснулась почти каждой семьи. В каждом классе нашей школы есть дети, родители или самые близкие родственники которых служат в ВСУ.
— Готовы ли ваши ученики оставаться в Украине после окончания школы?
— Патриотическое воспитание в 20-й школе на самом высоком уровне. У нас действует союз «Объединенные победой». Мы часто организовываем благотворительные ярмарки, во время которых собираем средства на нужды военнослужащих. Это также закладывает детям уверенность в завтрашнем дне, в победе. И большинство учеников после получения аттестатов хотят остаться в Украине, видят здесь перспективы, хотят заниматься восстановлением страны после войны. Родители, заботясь о будущем своих детей, часто рассматривают разные варианты, включая обучение за границей. В то же время, благодаря героическим усилиям наших ВСУ, мы все верим в светлое будущее Украины.
Ранее телеведущая Маричка Падалко рассказала, как война повлияла на выбор профессии ее 17-летнего сына Михаила, который в этом году окончил школу.
Напомним, в Украине проведут школьную реформу, предусматривающую, что с 2027 года десятиклассники смогут выбирать направление обучения — академическое или профессиональное.
Фото предоставлены Романом Романчуком