Издание «Коротко Про» опубликовало статью о ситуации вокруг ОПЗ. Приводим текст статьи «Кратко Про» без редактирования.
«Когда Одесский припортовый завод называют «стратегическим предприятием», не так многие понимают, о чем идет речь на самом деле. ОПЗ не только производит аммиак, но и обеспечивает его погрузку на морские газовозы, и это кардинально повышает значение завода на международном рынке. Ежегодно в мире производится более 200 миллионов тонн аммиака, но почти весь он остается там, где был произведен, а экспортируется всего 30 миллионов тонн. И это понятно, что его просто сложно перевозить. Для перекачки газа на суда требуется сложный технологический комплекс, а чтобы такой газовый порт мог работать эффективно, источник аммиака надо иметь прямо на берегу нечасто встречающегося моря.
Десять лет назад ОПЗ с проектной мощностью перегрузочного комплекса 4,4 млн. тонн в год мог контролировать 10% международного рынка аммиака. Тогда завод был одной из индикативных точек — за Южным устанавливали цены на аммиак все мировые игроки. Вот что по-настоящему объясняет его значение, без преувеличения, в мировом масштабе.
С 2014 года, потеряв доступ к дешевому газу, завод работал нестабильно, то запускался, то останавливался, его преследовали коррупционные скандалы и уголовные расследования. Последний раз ОПЗ остановился в 2021 году, и его перезапуск в условиях полномасштабного вторжения стал бы победой национального масштаба. О том, что завод действительно планируют к перезапуску в правительстве, впервые публично объявили несколько месяцев назад.
С технической стороны, все прошло лучше. Можно было ожидать, что столь огромный, сложный химкомплекс трудно будет быстро привести в рабочее состояние после трехлетнего простоя. Но на самом деле все эти годы завод не стоял, а перепрофилировал свои причалы для работы по «зерновому соглашению». Да, это была непрофильная деятельность, но она дала достаточно средств, чтобы поддерживать оборудование в рабочем состоянии, а также модернизировать его, и главное — не увольнять людей (более 2000 работников). Поэтому стратегия была выбрана правильно, и завод был готов к запуску в кратчайшие сроки. Он ждал только газа.
Как раз с газом и возникла проблема. Сначала работу государственного завода собирались возобновить до конца августа, затем планы сдвинулись к началу осени. В сентябре ОПЗ удалось таки перезапустить, но заводу, потребляющему примерно 1,7 млн кубов в сутки, хватило газа всего на пару недель работы, и теперь он снова остановился. Компания-поставщик «Укрнефтегазбурения» не справилась со своими обязательствами, — газа нет.
«ОПЗ удалось произвести около 20 000 тонн безводного аммиака, проданного на внутренний рынок Украины. Основным покупателем на аммиак выступил тот самый «Агроторггрупп» из Харькова, ранее безуспешно пытавшийся поставлять на завод природный газ. Дальше «Агроторггрупп» уже продавал реальным потребителям в Украине со своей маржой. Все выглядит так, что завод отпускал этой компании товар с некоторой скидкой от рыночной цены, в обмен на какие-то обязательства, которыми скорее всего были поставки газа от «Укрнефтегазбурения», что позволяет заключить, что обе эти компании связаны между деятельность этих двух компаний не что иное, как скрытая форма давальческой схемы только без заявления соответствующей процедуры и проведения тендера. При этом ни один экспортный контракт с международными трейдерами не был реализован — заводу так и не удалось накопить в хранилище судебную партию аммиака, достаточную для такой отгрузки. Весь товар малыми партиями забирал «Агроторггрупп», — пишет Виталий Кулик, директор Центра исследований проблем гражданского общества.
Газ — основное сырье для ОПЗ, именно из газа там делают аммиак, а затем — карбамид на экспорт. Собственно, в 2021 году завод остановился, после того, как цены на газ побили очередные рекорды — его работа стала просто экономически невыгодной. Когда летом 2024 года ОПЗ объявил о масштабной закупке газа для производственных нужд, речь шла о 240 миллионах кубометров газа за 4 миллиарда гривен до конца года.
Первые торги, проведённые 25 июля, пришлось отменить. Их выиграла харьковская компания «Агроторггрупп», до этого фигурировавшая в нескольких уголовных расследованиях, и ранее была замешана в махинациях на аукционах Агентства по розыску и управлению активами. Итак, через месяц тендер пришлось провести еще раз, и на этот раз победителем стала львовская компания «Укрнефтегазбурение», — никому до этого не известная, поскольку создана была только в августе 2023 года. Ни стоимость ее предложения, ни условия договора неизвестны, поскольку ОПЗ решил не проводить эти торги через общегосударственную систему Прозорро, хотя постоянно закупает там другие товары и услуги.
Несколько информированных источников в химической отрасли сообщили, что обе компании, обещавшие газ ОПЗ, относятся к сфере влияния одного из бывших народных депутатов из Харькова. И действительно, из многих источников, в том числе из открытых публикаций в интернете, известно, что фронтмен, отвечающий за всю коммуникацию по упомянутым контрактам, это Виталий Логинов, тоже харьковчанин, связанный с бывшим нардепом через бизнес.
По данным наших источников, ОПЗ попал из зоны интересов группы Виталия Логинова недавно. К тому же, с конца 2023 года они работали над схемой с Сумыхимпромом, и назначение Валерия Захаренко директором предприятия, не обошлось без участия Логинова. Сумыхимпром — это еще один крупный государственный производитель удобрений, он так же простаивал многие годы. После того, как государству удалось вернуть завод под свой контроль, и убрать оттуда менеджмент олигарха Дмитрия Фирташа, весной этого года Сумыхимпром смог возобновить работу, но схема была такова, что предположительно в свое время станет поводом для уголовного расследования.
Единственным поставщиком сырья для Сумыхимпрома стала компания «Укрминхим», а Логинов контролирует сеть иностранных фирм-однодневок, у которых этот «Укрминхим» закупает сырье. С заводом у него заключено де-факто давальческое соглашение, то есть чем дороже сырье, тем больше заработок «Укрминхима». И эти иностранные компании как раз помогают завышать цены, по меньшей мере, вдвое. По некоторым данным, речь может идти о фосфоритах из Сирии с поддельными сертификатами о происхождении, и тогда завышение цен еще грандиознее. Ровно за такие же махинации, только на ОПЗ, несколькими годами ранее получил подозрение бывший глава Фонда Государственного имущества Дмитрий Сенниченко и группа его подельников.
По протекции Виталия Логинова, членом наблюдательного совета Сумыхимпрома был также назначен Андрей Чуба. Это бывший военный и боец спецподразделения ГУР «Тимура», которому создали образ «героя Змеиного», но главная его роль заключается в обеспечении схемы «Укрминхима» на Сумыхимпроме. «Логинов таким образом с одной стороны поддерживает миф, что якобы деятельность его компаний, опутавших ОГХК и Сумыхимпром, идет на пользу ГУР, а с другой стороны намекает несговорчивым менеджерам госпредприятий, что у него „длинные руки“», — говорит наш источник из Фонда Государственного имущества Украины, которое предпочитает сохранить анонимность.
Кто из чиновников Фонда помогает сейчас Логинову давить на руководителей госпредприятий, точно не известно. Возможно, это очередной миф, который сама эта группа и поддерживает, чтобы прибавить себе вес. Если бы само наличие такого давления было бы подтвержденным фактом, это означало бы, что коррупция в фонде вновь набрала большие обороты и речь идет уже о ее совсем другом уровне.
Впервые группа Логинова появилась на ОПЗ весной 2023 года — как раз в подозрительных аукционах с участием «Агроторггрупп». В начале полномасштабного вторжения в хранилищах Одесского припортового завода оставалось несколько десятков тысяч тонн аммиака российского происхождения. Весь этот объем после нападения России был арестован. Агентство по розыску и управлению активами организовало целую серию непрозрачных аукционов для продажи аммиака, и выиграла их как раз «Агроторггрупп», получив газ по удивительно низкой цене. По данным Временной следственной комиссии Верховной рады по вопросам экономической безопасности, государство потеряло на этих аукционах при участии «Агроторггрупп» примерно полмиллиарда гривен.
Когда компания с таким шлейфом в июле этого года выиграла еще и торги ОПЗ по поставкам газа, это оказалось неприемлемым, и тендер пришлось переиграть. И вот, приложив колоссальные усилия, чтобы завести свою компанию «Укрнефтегазбурение» на ОПЗ, группа Логинова со своими обязательствами по поставке природного газа не справилась, снова вызвав остановку завода. У них просто не нашлось заявленных оборотных средств, — этот факт пытались скрыть, собирая подписки с конечных покупателей удобрений на внутреннем рынке, но этого оказалось мало.
Технически никаких проблем нет, и это доказано успешным запуском Одесского припортового завода. То есть, единственная причина его остановки — продолжающаяся подковерная борьба непубличных актеров. Но выход действительно есть. Почему государственному заводу не мог бы продать газ государственный «Нафтогаз Украины»? Это было более логичным и подлинным государственным решением, когда одно государственное предприятие, изготовитель нужного другому предприятию сырья, вступило бы с ним в долгосрочное сотрудничество без каких-или посредников и схем. Честно и открыто, по графику и по своим государственным ценам, которые будут выгодны и «Нафтогазу» и ОПЗ. Сегодня вопросы сохранения коллектива завода, сохранения его основных производственных мощностей и справедливая оценка зависит исключительно от проявления такой государственной позиции. Затягивание принятия такого решения будет означать лишь то, что завод снова толкают в непрозрачные схемы или еще хуже в новую толлинговую кабалу".
Ранее экономический эксперт Олег Пендзин рассказал о единственной возможной схеме работы ОПЗ.