В Киеве состоялась пресс-конференция «Западные компоненты в северокорейских ракетах, которыми обстреливают Украину: как превратить оружие врага в жестянки?» На ней представили результаты исследования северокорейской ракеты KN23/24, которая была сбита на Полтавщине в сентябре нынешнего года (Пхеньян уже почти год поставляет москве эти и другие боеприпасы). В этом аналоге «Искандера» обнаружили компоненты семи западных компаний — из США, Швейцарии и Великобритании. Исследование представили уполномоченный президента Украины по санкционной политике Владислав Власюк и представители Независимой антикоррупционной комиссии (НАКО).
— Впервые россия применила против Украины северокорейские баллистические ракеты KN23/24 почти год назад, — говорит Владислав Власюк. — Во многих случаях после падения этих ракет исследовать фактически нечего — просто металлолом. Но у некоторых все же остаются целыми определенные составляющие. Северная Корея много лет находится под санкциями, однако у них немало компонентов компаний западных стран. Скажем, нидерландские микроконтроллеры, сделанные в 2021—2022 годах.
Пока северокорейские ракеты не очень точны и технологичны. Но научно-производственное сотрудничество россии, Северной Кореи и Ирана усиливается. Они обмениваются технологиями, каналами нелегальной закупки западной микроэлектроники. Результатом этого может стать улучшение точности и способности оружия (скажем, беспилотников) этих тоталитарных стран противостоять влиянию средств РЭБ. Это несет угрозу не только Украине, но всему западному миру.
Понятно, что речь на западе шла не только о северокорейской ракете, но и о высокотехнологичном российском оружии, в котором наши ученые обнаруживают большое количество западной микроэлектроники: в ударных вертолетах Ка-52 «Аллигатор», ракетах, дронах, самолетах
Понятно, что западные компании напрямую не поставляют свою продукцию тоталитарным режимам. Это делают другие страны, прежде всего Китай, Турция, Объединенные Арабские Эмираты, особый административный район Гонконг. Западе может влиять и на них — внедрять против посредников вторичные санкции.
Перед началом пресс-конференции Владислав Власюк рассказал «ФАКТАМ»:
— Украинские компетентные органы собирают обломки вражеских ракет, а ряд научных учреждений исследует их. Мне передают информацию, прежде всего, об иностранных комплектующих, обнаруженных в ракетах. Эти данные мы предоставляем соответствующим структурам наших западных партнеров для принятия мер.
— Комплектующих из каких стран больше всего в российских и северокорейских ракетах?
— Компаний из Соединенных Штатов Америки — около 60−70 процентов. Но попадают эти компоненты в страны с тоталитарными режимами преимущественно из Китая (где-то те же 60−70 процентов).
— Существует, условно говоря, игла, сломав которую, можно убить дракона. То есть имеет ли смысл сконцентрировать контроль за важнейшими компонентами, без которых россия, Северная Корея и Иран не смогут выпускать ракеты, самолеты, беспилотники?
— Мы с вами думаем в одном направлении. Есть компоненты наиболее важные и труднозаменимые, чем другие. Это учитывается в работе по экспортному контролю и усилению санкций. Но мы стараемся не афишировать, о каких именно комплектующих идет речь.
— В США введено 50 приоритетных кодов продукции, чтобы не допустить ее попадания в россию, среди них девять наиболее приоритетные, — говорит Виктория Вишневская, старший эксперт. — Поэтому система особо тщательного контроля над важнейшими комплектующими в Соединенных Штатах уже существует. Вопрос в эффективности ее применения.
Виктория Вишневская рассказала о заседании в Сенате США, на котором сенатор Ричард Блюменталь представил исследование на 150 страниц по использованию россией и ее союзниками американской микроэлектроники для производства высокотехнологичного оружия. На этом заседании присутствовал и широко известный в Украине спикер нижней палаты Конгресса США Майк Джонсон. Он заявил, что невозможно предотвратить поставки в тоталитарные страны американской электроники, потому что сейчас эра глобальной экономики. На заседании также выступили представители трех ведущих компаний США в области микроэлектроники. Они заявили, что делают для предотвращения нелегальных поставок даже больше, чем требует законодательство Соединенных Штатов.
— Представители компаний сказали правду, — констатирует Виктория Вишневская. — Однако американские компании все же могут делать больше, чтобы предотвращать попадание своей высокотехнологичной продукции в россию и к ее союзникам. Но для этого им не хватает стимулов. Недавно в Европейском Союзе была введена уголовная ответственность за продажу этой продукции тоталитарным режимом. И мы уже видим, что европейские компании стали делать больше для того, чтобы их микроэлектроника не попадала в рф и к ее союзникам. Важно, чтобы подобные стимулы были введены и в США.
На днях президент Украины Владимир Зеленский заявил, что Северная Корея сейчас не только поставляет оружие в рф, но и интегрирует сухопутные войска в состав российских вооруженных сил.
Заместитель командира 3-й ОШБр Максим Жорин объяснил, как участие солдат КНДР в войне на стороне россии может повлиять на ситуацию на фронте.
На фото в заглавии: Запуск северокорейской ракеты. Фото из открытых источников