Происшествия

«если ежедневно(! ) на протяжении двух месяцев на мой банковский счет не будут поступать три тысячи долларов, я отравлю всю вашу продукцию»

0:00 — 11 марта 2006 eye 299

Сотрудники СБУ в Днепропетровской области пять дней контролировали каждый шаг 50-летнего мужчины, который грозился с помощью шприца ввести яд в находившиеся в продуктовых магазинах упаковки с товаром, выпускаемым известной молочной фирмой

Средств шантажа на самом деле не так уж много. Требуя денег, вымогатели, как правило, грозят в случае невыполнения их условий что-либо взорвать: вокзал, аэропорт, торговый центр, или похищают членов семьи того, с кого хотят получить выкуп. Сотрудники Службы безопасности Украины в Днепропетровской области, как правило, имели дело с шантажистами, фантазия которых дальше не шла. Но арсенал средств преступников значительно богаче. Когда в СБУ поступила информация, что некто грозит ввести яд в упаковки с молочными продуктами, продающимися в сети супермаркетов Днепропетровска, эту схему, казалось, проконтролировать невозможно. Ведь в областном центре, где проживает больше миллиона человек, десятки тысяч магазинов, на стеллажах которых открыто лежат горы пакетов с молоком и кефиром, сырков, сметаны… Поди узнай, в какую из них преступник незаметно впрыснет отраву. Но в считанные часы была разработана операция, не оставившая ему шансов на осуществление задуманного.

Неудачливому бизнесмену позарез нужен был способ быстрого обогащения

На свою судьбу 50-летний Игорь Гаврилов (фамилия изменена.  — Авт. ) жаловаться вроде бы не должен. Получил престижное экономическое образование. У него хорошая семья, взрослый сын, который не причинял никаких хлопот, квартира почти в центре Днепропетровска. Был у него небольшой бизнес, связанный с интеллектуальными компьютерными технологиями. Больших денег на этом он не зарабатывал. Но, к примеру, подержанный «Вольво» купить мог. Подготовка сложного «программного» продукта требовала коллективного труда, и в конце концов Игоря вытеснили с этого рынка более удачливые и мощные конкуренты. Попытки удержаться на плаву привели к тому, что долги бизнесмена начали исчисляться десятками тысяч долларов, а квартира оказалась заложенной.

Сутками копаясь в Интернете, Гаврилов, возможно, искал зацепку, которая помогла бы ему вновь наладить свой бизнес. Как известно, подобных предложений немало. Но все коммерческие схемы требуют первоначального капитала и времени на раскрутку. Ничего этого 50-летний неудачник уже не имел. Ему позарез нужен был способ быстрого обогащения. И мужчина решился на шантаж.

Скорее всего, Игорь знал, что угроза взрыва или похищение человека карается очень сурово. К тому же это невозможно подготовить в одиночку и скрыть от домочадцев. А их он совсем не хотел впутывать в свои дела. Возможно, идею с инъекциями в молочные упаковки он почерпнул в Интернете — там еще и не такое можно найти. Но не исключено, что осуществить идею с отравлением бизнесмена подтолкнула информация о том, как оккупационные войска применяли против населения тактику «выжженной земли», — в том числе отравленные колодцы. Игорь (человек начитанный) очень любил книги о войне.

Заместитель начальника Управления СБУ в Днепропетровской области Григорий Четверик не скрывает, что Игорь оказался серьезным противником. Каждый свой шаг он продумал до мельчайших деталей. Купив в одном из магазинов упаковку кефира, на котором указывались выходные данные предприятия, расположенного в другом городе, мужчина позвонил на контактный телефон с мобильного. Причем карточка была обезличена — т. е. не содержала данных своего владельца. Назначив срок, когда к телефону должен подойти директор фирмы (иначе будут большие неприятности), шантажист нажал на отбой.

Уже на следующий день он поставил дирекции завода условие: если на его банковский счет ежедневно(!) на протяжении двух месяцев не будут поступать по 3 тысячи долларов, он отравит продукцию этой торговой марки по всей Украине. Как говорится, утром деньги — вечером незапятнанная репутация. Это был единственный разговор вымогателя по телефону. Взяв у директора номер мобильного, он впоследствии отправлял только SMS-сообщения, передавая указания и номера банковских счетов.

По мнению оперативников, никто не смог бы незаметно проделать какие-либо манипуляции с баночками и пакетами

Несложно подсчитать, что за два месяца шантажист намеревался получить почти 180 тысяч долларов. Почему же он не потребовал эту сумму сразу, чтобы поскорее решить свои проблемы? На это, наверное, было несколько причин.

Как опытный экономист, Игорь понимал, что сумма в три тысячи долларов для солидного предприятия не очень обременительна. Другое дело — 180 тысяч долларов. В этом случае могли возникнуть непредвиденные обстоятельства. Да и передача денег по «шпионской» схеме (пакет в кустах или камере хранения) грозила разоблачением. А перечислить столь крупную сумму на обезличенный вклад невозможно. Он это хорошо знал.

Впрочем, невзирая на немалый опыт общения с банковскими учреждениями, в новейших технологиях и средствах защиты вкладов Гаврилов разбирался плохо. В банке работал сын Игоря, но консультироваться у него отец не хотел. Боялся, чтобы парня не заподозрили в пособничестве. Поэтому действовал на собственный страх и риск.

Выяснив, как открыть обезличенный вклад в одном из банков города, чтобы получать деньги, он купил пластиковую карточку «Maestro Prepaid» (эта система используется во многих финансовых учреждениях) и тут же передал номер счета, потребовав первые три тысячи долларов. Тот его звонок на контактный телефон и дал оперативникам первую ниточку. Службе безопасности, располагающей необходимыми техническими средствами, не составило труда выяснить, что звонили из Днепропетровска.

- Мы начали операцию практически в тот же день, — рассказывает Григорий Четверик.  — К ней подключились отделы по борьбе с терроризмом, защиты экономики, оперативно-технические подразделения. Поскольку карточка была обезличенная, пришлось установить наблюдение за всеми банкоматами города, где ее могли использовать. Но самое главное — следовало обезопасить людей, ведь неизвестно, что у преступника на уме. На всякий случай завезенную ранее продукцию завода, руководство которого подверглось шантажу, из всех магазинов изъяли, а вновь поступающую взяли под самый пристальный контроль.

По мнению оперативников, никто не смог бы незаметно проделать какие-либо манипуляции с баночками и пакетами. Тем более ввести туда что-то из шприца. В магазинах, как показало наблюдение, Игорь ни разу не появился. Зато уже на второй день был найден банкомат, в котором предъявлялась карточка с указанным номером.

Одна из групп наблюдения в центральной части города поздним вечером заметила у банкомата человека, который своими действиями привлек внимание оперативников. Мужчина пришел пешком. Когда вставлял карточку, сделал вид, что чихает и прикрыл лицо платком. Действительно, в некоторых банкоматах имеются видеоглазки, которые могут фиксировать лицо клиента. Такое поведение незнакомца показалось подозрительным. Тем более, набрав код, мужчина надел перчатки и провел рукой по клавиатуре. Технические данные подтвердили: именно в этот момент в банкомат вводилась та самая карточка «Maestro Prepaid».

У клиента с первых дней пользования этой системой возникли непредвиденные осложнения. Как оказалось, с целью защиты собственных резервов банк устанавливает на обезличенные карточки верхний лимит поступления средств — не более тысячи гривен за одну операцию. Узнав об этом, вымогатель отправил директору молочного завода SMS следующего содержания: «Перечисляйте по одной тысяче гривен, но на два счета». Теперь карточек у Гаврилова было уже две, и каждый день он проверял в банкоматах поступление средств.

Оперативники действовали настолько профессионально, что заметить наблюдение не смог бы даже опытный разведчик, не говоря уже о шантажисте-одиночке.

- На третий день мы знали Игоря в лицо и располагали о нем всей информацией, — продолжает Григорий Четверик.  — Но следовало выяснить, нет ли у шантажиста сообщников и насколько серьезны его террористические намерения. Ведь отравление продуктов подпадает именно под эту статью.

За вымогательство шантажисту грозит от 7 до 12 лет заключения

Пять дней за вымогателем велось практически круглосуточное наблюдение. Он даже не подозревал об этом, но вел себя крайне осторожно. Выходил из дома только под покровом темноты, а сообщения по мобильному отправлял из разных районов города, все время меняя телефонные карточки. Собираясь проверить поступление денег или снять сумму, на машине к банкомату не подъезжал. Оставив «Вольво» в двух кварталах, шел дворами, поминутно оглядываясь. Возвращался таким же путем. Лишь окончательно убедившись, что вымогатель действует в одиночку, руководство СБУ решило эту опасную игру прекратить.

Когда на пятый день наблюдения Игорь около десяти часов вечера вышел «прогуляться», недалеко от дома его задержали сотрудники СБУ. Сразу после того, как он снял в банкомате очередную сумму. В это позднее время даже в центре города уже довольно безлюдно, поэтому мало кто видел, как бросившегося наутек невысокого, коренастого мужчину в кепке с опущенными «ушами» скрутили и посадили в машину. Возмущаться и все отрицать он продолжал и в кабинете следователя. Говорил, что ничего не знает, даже когда перед ним положили кулек со шприцами и белым кристаллическим веществом, найденным в салоне «Вольво». Только на следующий день, под напором доказательств, произнес: «Я все расскажу… ».

Кстати, в день задержания до глубокой ночи Гаврилова никто не искал, хотя ни жена, ни сын понятия не имели, куда он делся.

- Пока Игорю предъявлено обвинение в вымогательстве, — комментирует этот нестандартный случай Григорий Четверик.  — Найденное в машине кристаллическое вещество еще не прошло экспертизу, подозреваемый утверждает, что не собирался делать опасные инъекции в продукты питания, а хотел лишь получить деньги, поэтому мы не можем квалифицировать его действия как террористический акт. К тому же в магазинах он не появлялся и возле продукции завода, которому угрожал, замечен не был. За вымогательство подозреваемому грозит от 7 до 12 лет заключения.

Вожделенные 180 тысяч долларов шантажисту получить так и не удалось. Хотя для фирмы, которая давно и стабильно работает на рынке, сохранение этой суммы — не главное. Намного важнее, что не пострадали люди и репутация предприятия. Только после звонка из Днепропетровского СБУ на молочном заводе вздохнули с облегчением…