Обычно об убежищах мы все во время войны слышим что-то нехорошее: то не оборудованы, то закрыты. Часто именно из-за этого случаются трагедии. Тем драгоценнее новости о другом подходе не просто к убежищам, но и к организации учебного процесса с учетом всех потребностей детей. Иногда к этому присоединяются и частные компании.
- Кто-то называет это подземной мини-школой, а мы называем образовательным хабом. Хотя, по сути, это радиационное убежище, — приглашает меня в обновленный подвал Терешковского лицея сельский голова Виталий Турпитько — участник АТО, майор внутренней службы в отставке, старший лейтенант Вооруженных сил Украины в отставке.
Как только мы спустились по ступенькам вниз, Виталий Петрович показывает на подъемник для людей с ограниченными физическими возможностями. Спрашиваю, сколько людей в лицее им пользуются.
- Есть один ребенок, правда, он учится онлайн, — отвечает сельский голова. — Неважно количество. Важна доступность для каждого. Это же не временное убежище. Мы делали все качественно, с расчетом на долговечность. Ведь временное решение вопроса никогда не решает проблемы.
Конечно, подъемник в общественных заведениях предусмотрен современными государственными строительными нормами (ГСН), так же, как и инклюзивная уборная. Подобные точки доступности — признак цивилизованности общества, но все еще воспринимаются нашими людьми скорее с удивлением.
К слову, в убежище аж шесть женских и пять мужских кабинок, в то время как в некоторых стоят ведра вместо унитазов, и даже в учебных заведениях Полтавы до недавнего времени существовали уборные без перегородок.
Да тут удивляться и удивляться! Подземный образовательный хаб в Терешках действительно крутой. Он абсолютно автономный! В нем есть даже медицинский кабинет, душевая, тренажерный зал и настоящий тир. Установлены фонтанчики для питья воды. Сюда приобрели новую мебель, мультимедийное оборудование, подвели интернет. Отапливается помещение дровами — благодаря установленным современным твердотопливным пиролизным котлам с большим коэффициентом теплоотдачи. А на случай отключения электроэнергии есть мощный генератор, который стоит в убежище.
Просторное помещение — почти 1000 квадратных метров — рассчитано на более чем 600 учеников. Все классные параллели имеют собственную учебную комнату. Хотя сейчас здесь учатся более 720 учеников, поскольку часть подвозят из Вацивской гимназии, которая является филиалом лицея. Там укрытие только строится.
Зрительно расширяют помещение и добавляют настроения разноцветные стены с рисунками, которые все еще совершенствуют учителя с художественным талантом. Над дверью одного из классов замечаю абстрактный рисунок, выполненный белым мелом на черном фоне.
- Стены нашего убежища функциональны. Это благодаря специальным краскам, которые на них нанесены. На стенах можно писать мелом и вытирать написанное, то есть, использовать как доску, — присоединяется к разговору заместитель директора по учебно-воспитательной работе лицея Валентина Шляхова.
Интересная диковинка для посторонних, но учителей и учеников Терешковского лицея на самом деле сложно удивить нововведениями и техническими новинками. Мультимедийные доски, использование гаджетов во время уроков, очков виртуальной реальности — это для них привычно. Но что важно: вдруг воздушная тревога прервет учебный процесс, то в убежище они смогут продолжить изучать тему с использованием тех же технических средств.
- А это наш IT хаб, где проходят цифровые уроки, — показывает новенький класс учитель информатики Виталий Помаз. — Мультимедийную доску на базе операционной системы «андроид» мы используем в двух режимах: как здоровый планшет и как доску для рисования.
В классе двадцать планшетов и двенадцать комплектов VR-очков, а также лазерный цветной принтер, на котором можно распечатать любые документы, и 3D-принтер, предназначенный для объемной печати предметов различного применения.
Особенно яркий класс у первоклассников. Посередине, на мягком полу — столы со стульями для обучения, а под стенами — разноцветные пуфы для отдыха, ящики с игрушками.
Директор лицея Лариса Шевченко улыбается:
- В начале учебного года я поинтересовалась у первоклассников их впечатлениями об укрытии. «Супер!» — ответил один мальчик, — «Мы там, как паны — разлеглись и учимся». И я почувствовала, что самые маленькие школьники раскованы.
Убежище же это не только о физической защищенности, но и о психологическом и психическом здоровье. Когда дети чувствуют себя в безопасности, то стрессовая ситуация становится менее выраженной, насколько это возможно, а качество жизни улучшается.
В убежище оборудован также класс безопасности, в котором обучают домедицинской помощи, поведению на заминированной территории, спасательным операциям, в целом безопасности жизнедеятельности. Все это чрезвычайно актуально в наших реалиях.
О тренажерном зале расскажем больше. Ведь он был создан и оборудован по пожеланиям самих лицеистов.
Ученица 11 класса Саша Петришина вспоминает, что на этапе проектирования заказчики попросили детей написать проект на тему, какое пространство они хотели бы иметь в убежище. Кто-то высказался за фотостудию, кто-то — за видеозал, еще кто-то — за музыкальную секцию. Но победу одержала идея обустроить в укрытии спортивный зал.
- Взрослым может казаться важным одно, а молодежи — другое, — говорит девушка, — Очень важно, что старшие прислушиваются к нашему мнению. Так что теперь на переменах, если тревога долго длится, бегаем сюда разминаться. Здесь есть силовые тренажеры, шведская стенка, скамейка для отжимания.
- Со временем расширим это пространство, сделаем малый спортивный зал, — обещает сельский голова. — Чтобы, когда во время урока физкультуры прозвучит сирена, ученики могли спуститься в убежище и продолжить занятия.
У руководителя громады есть и другие амбициозные планы. В подвальном помещении еще остается часть неиспользованной площади. Есть задумка обустроить на ней мобильный конференц-зал, который можно будет использовать во внеурочное время как танцевальный, актовый или борцовский зал.
В планах также установка в убежище мультимедийных комплексов в каждом из классов. Тогда учитель, выходя из своего кабинета в школе, просто будет брать флешку и продолжать урок в подземном классе.
- Это убежище мы делали поэтапно, и сейчас я вам покажу класс, который еще в прошлом году, до завершения капитального ремонта, считался лучшим, — Виталий Турпитько обращает мое внимание на выставленные в коридоре старые деревянные скамейки, столы и парты. - В то время мы пытались создать более-менее приемлемые условия для обучения. Это пространство, конечно, требует концептуальной перестройки.
- Действительно, тогда мы все тесненько так сидели здесь, и нам было не до учебы, — признается ученик 11-го класса Юрий Стасив. — Теперь почти у каждого класса есть своя классная комната. Мы сидим на мягких и мобильных, очень комфортных стульях, которых и в школе нет.
- Помню, когда раздавался сигнал тревоги, ученики неохотно спускались в убежище, в котором еще не был сделан ремонт, — дополняет Саша Петришина. — Потому что на бетонном полу от топота ног сбивалась пыль, а наши портфели и одежда становились белыми от мела на стенах. У одного моего одноклассника аллергия на пыль, и он больше получаса не выдерживал в помещении, потому что задыхался. Не то, что сейчас. Стены оштукатурены специальным раствором и окрашены. Установлена новая вытяжка, вентиляция работает хорошо, воздух всегда свежий. Здесь легко дышится.
- Это был типичный заброшенный советский подвал, — вспоминает сельский голова. — Заваленный песком, со старой электропроводкой, с лампочками, которые не давали света, с нерабочей вентиляцией… Пол не был залит бетоном. Стены не были оштукатурены. То есть, о комфорте вообще речь не шла. И окна кругом. Представляете, если бы, не дай Бог, пошла взрывная волна, оно все разлетелось бы на мелкие кусочки.
Поэтому в первую очередь мы вычистили оттуда мусор. Затем заменили канализацию и сделали туалеты. Занесли столы, парты, поставили скамейки. Дети как-никак уже были в безопасности.
Но уже через год обычный подвал стал настоящей подземной мини-школой.
- В Киеве, если проанализировать закупки на Prozorro, подобные убужища делают за 40 миллионов гривен. А мы капитально отремонтировали менее чем за десять, — удовлетворенно улыбается Виталий Турпитько. — Сделать все согласно действующим требованиям, не означает сделать дороже. Все очень просто. Просто не надо воровать деньги! Мы нашли нормальных подрядчиков, они все на совесть выполнили.
Благодаря тому, что громада прошла отбор в швейцарско-украинский проект «DECIDE: Відбудова» по восстановлению школ, капитальный ремонт укрытия обошелся ей в 4,5 миллиона гривен. Столько же на условиях софинансирования добавили международные партнеры. Часть из этих денег, кстати — 50 тысяч гривен — была дополнительно выделена на обустройство детской мечты — тренажерного зала. (Справка: проект DECIDE — «Децентрализация для развития демократического образования», направленный на поддержку реформ в образовании и реализуется в 16 громадах пяти областей Украины, в том числе Полтавской).
Сейчас Терешковская громада строит школьное противорадиационное убежище с нуля в Вацях площадью 360 квадратных метров, которое будет вмещать 150 человек. По словам Виталия Турпитько, оно будет еще лучше, с учетом недостатков уже существующего. К сожалению, говорит, для его строительства, которое началось месяц назад, не удалось получить ни копейки ни от государства, ни от области. Поэтому местные депутаты приняли политическое решение и выделили 15 миллионов гривен из собственного бюджета, поскольку подорожали и строительные материалы, и работы, и требования ГСН изменились.
Если ничего не помешает, весной следующего года оно будет сдано в эксплуатацию.
А до тех пор дети из Вацив будут ездить на учебу в Терешков школьным автобусом. До этого села не такое большое расстояние — чуть больше десяти километров, но в громаде посчитали, что целесообразнее будет сделать в нем отдельное убежище, чтобы оно было доступным для всех категорий населения.
Автобус для подвоза детей турецко-украинского производства «Тесма» — еще один предмет гордости сельского головы.
- Наши дети во всем должны чувствовать о себе заботу взрослых, — объясняет Виталий Турпитько. — Салон этого комфортабельного автобуса на тридцать мест имеет подсветку сидений, а под каждым сиденьем — место для рюкзака. Он оборудован также кондиционером и системой пожаротушения двигателя. А еще экономно потребляет горючее.
К тому же нас очень выручает муниципальный маршрут. Еще одна новенькая «Тесма» курсирует три раза в день по 13 селам громады, поэтому на ней удобно добираться тем, кто, скажем, остается в школе на дополнительные занятия. У нас только во внешкольных учреждениях работает 12 кружков. В самом лицее — два спортивных зала, где занимаются все желающие жители громады. То есть, материально-техническую базу лицея используем максимально. Будем совершенствовать и убежище, чтобы к нему был лучшим доступ уязвимым слоям населения.
Ремонт и обустройство школьных убежищ — это лишь часть того, что делается для безопасности детей в Терешковском лицее. Недаром громаду часто называют детоцентричной.
Ранее «ФАКТЫ» публиковали интервью с самым молодым заслуженным учителем Украины Романом Романчуком, который на уроках географии с учениками часто изучает карты боевых действий.
Фото в заголовке: класс на уроке в убежище в Терешковском лицее
Фото автора, Полтавской ОГА, портала «Децентрализация»