24 марта в столичном Дворце «Украина» состоится творческий вечер генерального директора и художественного руководителя самого знаменитого концертного зала страны
Николай Петрович в редакцию прибыл в назначенное время — к 13. 00. Был точен, как часы. Поэтому традиционная прямая линия «ФАКТОВ» началась в урочный час. От кофе или чая народный артист отказался сразу. «Давайте ближе к делу», — сказал он, поправляя шелковый платочек оливкового цвета, который игриво выглядывал из кармана пиджака.
- Вы всегда считались первым модником на украинской эстраде, — не удержались «ФАКТЫ» от замечания.
- Что есть, то есть. Кстати, платочек этот я купил в Париже. Набрал штук пять разных цветов. В столице Франции меня научили, как такой платочек надо носить. Не нужно гладить и по-особому выкладывать, просто засовываешь в кармашек, как тебе нравится, и все.
- Были в Париже на гастролях?
- Да, и неоднократно. Обошел весь город пешком и досконально его изучил. Когда видишь все собственными глазами — это потрясающе!
- Понравились французские женщины?
- Должен заметить, что наши красивее.
- Добрый день. Это «ФАКТЫ»? Петр из Киева. Можно задать вопрос Николаю Мозговому?
- Слушаю вас.
- Помните интервью в газете «Бульвар», которое вы дали двум журналисткам в сауне. Все так и было?
- На самом деле та скандальная статья была ходом, придуманным вместе с Димой Гордоном.
- Не жалеете о том, что наговорили о нашей эстраде?
- Совершенно не жалею! Кстати, за год до появления этого материала в «Бульваре» вышло другое интервью со мной — серьезная аналитическая статья. Но никакого резонанса она не имела. А вот ход с банькой удался
- Как вам кажется, с тех пор ситуация в отечественном шоу-бизнесе изменилась к лучшему?
- Увы, нет. Я оказался прав. До сих пор вопиющим фактом является «фанерное искусство». И этот бардак никак не закончится! Попробуйте в Париже, в «Олимпии», спеть под «фанеру»! Не выйдет. А у нас во Дворце «Украина» — запросто! Даже народные артисты под «фанеру» выступают. Ну чего опять об этом? Теперь я понимаю, что интервью «Бульвару» было чистой воды донкихотством.
- Здравствуйте! Звонит Катя из Ирпеня, ваша большая поклонница. Николай Петрович, как вам удается совмещать работу на должности гендиректора Дворца «Украина» и творчество?
- Видимо, этому я еще в молодости научился. Работая в столичном «Мюзик-холле», возглавлял общественные организации — комсомольскую, профсоюзную Политика — это ведь тоже искусство. Искусство управлять. Так что трудностей с этим у меня нет.
- На первом этаже Дворца «Украина» даже кафе какое-то открылось или ресторанчик
- Я уже год пытаюсь перевести «Украину» в иные рамки. Открытие этого ресторанчика — один из шагов к этому. С утра человек может выпить у нас чашечку кофе или чая, позавтракать. Разумеется, без входного билета. Хочу еще организовать выставки, вернисажи, которые будут постоянно работать, а также создать редакционный совет. Нам надо развиваться!
- Спасибо, желаю удачи! Верю, что у вас все получится!
- Добрый день, Николай Петрович! Елена Федоровна, киевлянка. Скажите, для какой наибольшей аудитории вам приходилось петь?
- Выступал перед несколькими тысячами человек в различных Дворцах спорта, в «Украине», Ленинградском «Октябрьском» и Кишиневском «Октомбриа». Это были залы, где продавали билеты только на одного артиста, а не на сборные концерты, как это принято сейчас.
- Вы ведь уже лет 35 на сцене
- Это только официальный мой стаж. Творчеством занимаюсь очень давно. Поступил в музучилище в 15 лет, а через полгода уже играл на свадьбах, в ресторанах и деньги зарабатывал.
- Помните, сколько вам заплатили в первый раз?
- До сих пор помню — 100 рублей.
- На чем же вы играли?
- Да на чем угодно! На аккордеоне, баяне и маленьком свадебном барабанчике. Тот, кто проходит школу ресторанов, становится артистом без мандража — не боится большой аудитории.
- Значит, уже ни перед кем не дрожите?
- Причем давно не дрожу. Я — волнуюсь! Есть такое понятие — «играть с кайфом». Одни принимают наркоту, другие еще что-то, а я получаю кайф от того, что делаю. Это как в любви.
- Ресторанных музыкантов, кажется, лабухами называли
- Лабухи — это те, кто плохо играет. Те, кто хорошо — музЫки! Я вырос в среде, где говорили на украинском, молдавском и еврейском языках, слов «шара» и «фанера» вообще не знали. А вот слово «поддача» было, ведь пили во все времена.
- И что, даже перед концертом?!
- Ну, это запрещено. К голосу надо очень бережно относиться Связки — самый нежный и хрупкий инструмент, созданный Богом.
- Вас беспокоит Владимир из Симферополя. Читал, что вы делаете отменный шашлык из баранины.
- Есть такое! Коронное блюдо! Правда, не только из баранины. Можно из свинины, телятины — кому что нравится. Просто мясо нужно брать молодое. Нарезать его (хотите с косточкой, хотите — без), положить в большой таз. А затем на эту массу — килограмма два лука. Не жалейте его. И помять надо лук, чтобы он сок пустил. Вот и весь маринад! Никаких уксусов и вин. Затем положить соль и перец по вкусу, можно лавровый листик. Все это поставить в прохладное место на пару часов. Дальше главное — не сжечь. Мясо ничем поливать не надо, а первые язычки пламени пригасите водичкой. Кушайте на здоровье!
- Вы не сладкоежка?
- Я сладкоежка, но не тортоежка. Люблю шоколад и мед. В небольшом количестве.
- Валентина Павловна звонит. Я из Киева, обязательно приду на ваш творческий вечер. А то все попса да попса — аж надоело
- Честно говоря, Валентина Павловна, у меня уже давно спрашивают: «Когда ж ты воспользуешься служебным положением и будешь петь?» Но сегодня во Дворце «Украина» арендная плата для меня и для любого другого артиста одинакова. А свободных денег у меня нет! Чтобы арендовать на два дня зал, надо иметь 104 тысячи гривен (это только за помещение, без стоимости дополнительных услуг). Так вот, деньги мне дал мэр столицы — Александр Александрович Омельченко. Буду петь два часа. Конечно, избранное.
- Недавно во Дворце видела плакат акции сбора средств на покупку гамма-ножа. Очень правильное дело Вы ведь и сами попадали в беду.
- Было. Много лет назад.
- Много друзей тогда с вами осталось?
- Мало. Только истинные.
- Вы верили в то, что все наладится и вернетесь на сцену?
- Слабо. Просто хотелось жить. А верил в Господа и людей, которые были рядом. И, конечно, в поддержку моей жены и помощь врачей, которые буквально из ничего собрали мою правую руку.
- У вас много врагов?
- Очень. И это хорошо! Иначе скучно было бы. Враги подстегивают. На меня и анонимки писали. Буквально через месяц после того, как пришел работать в «Украину». Подписывались «группа товарищей». Мгновенно была создана комиссия «по перевчрцч зловживань директора Палацу Миколи Мозгового». Я благодарен членам той комиссии: они все проверили и сказали, что нарушений нет.
- Это Марьяна, Киев. Сейчас все говорят об участии нашей страны в песенном конкурсе «Евровидение». Ваша дочь Алена активно занимается этим уже несколько лет
- Два года назад она сама ездила в Швецию перенимать опыт участия в «Евровидении». Потом подключила государство. Оказалось, все получилось нормально. Через 40 лет существования конкурса мы вдруг проснулись благодаря Алене Мозговой. И тут появились умники — Томенко и Стецькив. Нашли «Гринджолы», а Мозговую — в сторону, мол, «ти дурна, а ми розумнi»! Стали рассказывать, как правильно делать. И в результате — позор. Как только все закончилось, они ретировались. А Алена опять потихоньку стала тянуть свой плужок. Обидно, что в прошлом году «зарубили» для Европы Ани Лорак. Она бы достойно представила Украину. Вот и в нынешнем году, когда выбрали Тину Кароль, появились желающие сказать, что все не так. Группа специалистов, в числе которых господа Быстряков, Герасимов, Поклад и Злотник, написала письмо Президенту, мол, Мозговая неправа, а вот они знают, кого надо послать на «Евровидение». Но я хочу их спросить: «Что вы лично сделали для Украины? Чем вас обидела Мозговая? Или просто жаба задавила?» Я не дам в обиду свою дочь и Первый Национальный, музыкальным продюсером которого она является.
- Николай Мозговой? Иван, город Бровары. Интересно узнать, помните ли вы, как появлялись ваши песни?
- Да. Например, романс «Материнська любов» был написан в 1978 году во время гастролей киевского «Мюзик-холла» в Ленинграде. У меня всегда песня рождается от суммы впечатлений, полученных в жизни. Тогда моя мама тяжело болела. Помню, я хотел делать премьеру этой песни, но с другими стихами — о любви. Но вдруг написал новые строки и понял, что просто должен их спеть!
- Как мама восприняла?
- Она все поняла.
- Знаю, у вас растут две замечательные внучки.
- Это просто чудо! Не знаю, что из них получится, но они очень умные, сообразительные девочки. Учатся в детской академии. Прирожденные актрисы! Входят в роль мгновенно, особенно когда нужно выцыганить денежку. Все время играют.
- Как вы отнеслись к тому, что ваша дочь Алена и Александр Пономарев расстались?
- Нормально. Ведь они прожили все это время в гражданском браке. Не понимаю я, что такое гражданский брак! Единственное, что меня волнует — они не думают о ребенке. Думают лишь бабушка с дедушкой. Саша хочет быть любимым, и Алена тоже. Не понимают, что ребенок все впитывает, как губка! Многие спрашивают, как я отнесся к разрыву. Честно говоря, не особо понимал, как все это произошло, но приветствовал, поскольку я — отец. И как дед буду делать все, что полагается
Подготовили Таисия БАХАРЕВА и Светлана ОЛЕФИР, «ФАКТЫ»