Несмотря на недавние заявления британского министра о невозможности уступок кремлю, европейские союзники Украины склоняются к мысли, что война с россией завершится только путем переговоров между Киевом и москвой, которые предусматривают уступки украинской территории. Разговор приобрел большую актуальность после победы на выборах Дональда Трампа, который заявил, что быстро прекратит войну, не уточняя, как именно, и дал понять, что может поддержать соглашение, которое сохранит часть захваченной территории в руках россии. В Европе дискуссии за закрытыми дверями также подпитываются мрачной ситуацией на поле боя, когда украинские силы держат оборону и опасаются сокращения финансирования США, пишет The Washington Post.
Действующие и бывшие европейские дипломаты, дипломаты НАТО сообщили изданию, что, несмотря на то, что декларации о постоянной поддержке сохраняются, некоторые из союзников Украины все больше стремятся заложить основы для переговоров между Украиной и россией, даже если параметры соглашения остаются непонятными.
Представители Европы и НАТО признают, что разговоры о территориальных уступках уже не вызывают столько удивления, как прежде, а дипломаты называют это не «земля ради мира», а скорее как «земля для безопасности Украины».
«Я думаю, что каждый должен более или менее прийти к такому выводу, трудно сказать это публично, поскольку это было бы способом сказать, что мы собираемся вознаграждать агрессию», — сказал Жерар Аро, бывший посол Франции в США.
Западный чиновник, который говорил на условиях анонимности, сказал: «Это уж точно теперь не маргинальное».
Поддержка украинской армии до тех пор, пока это необходимо, «это единственный путь к переговорам», заявил президент Франции Эммануэль Макрон вместе с председателем НАТО Марком Рютте.
«И позвольте мне сказать четко, — добавил он. — Когда наступит момент, то ничего нельзя решать ни по Украине без украинцев, ни по Европе без европейцев».
Во время 25-минутного телефонного разговора с Трампом на прошлой неделе Макрон четко дал понять, что любые переговоры должны предусматривать значительные уступки со стороны москвы, по словам людей, знакомых с разговором.
Сейчас завершение войны остается недостижимым, не в последнюю очередь из-за того, что россия не поступилась своими требованиями, политика администрации Трампа в отношении Украины не была полностью сформулирована, нет консенсуса относительно приемлемых для Украины гарантий безопасности и среди европейцев. В целом ситуация развивается «как 50 оттенков серого».
Дискуссии сосредотачивались вокруг перспективы прекращения огня вдоль линии разграничения в обмен на гарантии безопасности Запада — де-факто, по крайней мере временная уступка существующих зон контроля даже без официального признания, отмечают авторы статьи.
Однако европейские политики далеки от согласия относительно того, какими могут быть любые гарантии безопасности, поскольку ключевые союзники, включая Соединенные Штаты и Германию, пока отклоняют запрос Украины на приглашение в НАТО — это большой камень преткновения, поскольку кремль давно использует угрозу Западному альянсу для оправдания войны.
Кроме того, перед началом любых переговоров россия хочет вернуть Курскую область, часть которой контролируют украинские силы.
После соглашения о прекращении огня в 2014—2015 годах, которое получило название Минские соглашения, украинцы говорят, что боятся, что соглашение «земля в обмен на мир» просто даст россии время перегруппироваться для следующей атаки, считают авторы публикации.
Тех, кто выдвигал предложения «земля в обмен на мир», в прошлом «практически сжигали на костре», но теперь эта идея вызывает меньше возмущения, сказал высокопоставленный чиновник НАТО. По его словам, способность Украины защищать крупные города, включая Харьков и Одессу, сыграла в ее пользу, но «мы все понимаем, что в краткосрочной перспективе Украине будет трудно восстановить суверенитет над всей территорией».
Европейские чиновники настаивают, что любое соглашение не должно позволять путину объявить о победе в изменении границ из-за войны, хотя это трудная задача.
«Это одна важная вещь в любой договоренности, которую мы заключаем, — сказал чиновник. — Это никогда нельзя рассматривать как победу россии».
Ранее в «ФАКТАХ» эксперты объяснили, почему россияне продвигаются на фронте — Украина сейчас борется за выживание, а не за победу.