Украинцы издавна относились к святому Николаю с особым уважением, потому что считали его своим защитником. Он покровитель детей, земледелия и животноводства, его молят о помощи путешественники и моряки. Святой творит чудеса и спасает людей.
Уже в XI веке в Украине-Руси отмечали праздники Николая — зимний, 6 декабря, и весенний, 9 мая. Как о святом рассказывают легенды и свидетельствуют древние предания, кем был Николай и за какие дела брался, как его почитали в народе, рассказала «ФАКТАМ» Нина Главацкая, этнограф, старший научный сотрудник научного отдела выставочной работы Национального музея народной архитектуры и быта Украины (в Пирогово).
— В Украине Николай — самый почитаемый святой, — отмечает Нина Главацкая. — В народе издревле к нему относились с особым уважением, поскольку «он второй после Бога покровитель людей на земле». Почти в каждом украинском доме еще сто лет назад стояла икона Чудотворца, потому что украинцы считают, что святой Николай — самый скорый помощник в беде тем, кому угрожает опасность, кого обидели, с кем несправедливо обошлись. Также Николай благосклонен к раскаявшимся ворам. Он — покровитель детей, земледелия и животноводства, в молитвах к нему обращаются путешественники и моряки. Николай творит чудеса ради спасения людей. На многих иконах представлен сюжет — корабль с людьми и святым Николаем раскачивают среди волн черти, но напрасно…
Немного об истории Николая, который посвятил свою жизнь богоугодным делам. Родился в Азии, на полуострове Ликия, в городе Патаре, рос в благочестивой христианской семье (родители еще и были состоятельными людьми). Принял сан священника, а затем стал архиепископом в ликийском городе Мир. Из жития этого святого много примеров того, как он тайно, чтобы никто не мог узнать, помогал нищим и немощным. Из легенд и преданий известно о случаях, когда Николай творил настоящие чудеса. Например, своей молитвой успокоил бурю на море и воскресил погибшего моряка.
Даже после смерти святой продолжал чудесным образом защищать тех, кто в этом нуждался. Известен случай, когда он спас жизнь воеводам, которые были неправедно обвинены перед царем и приговорены к смертной казни: во сне Николай явился царю и сказал, что эти люди не виноваты. И сон был настолько убедительным, что, проснувшись утром, царь отпустил воевод. Мощи святого, которые хранятся в католическом храме итальянского города Бари, обладают чудодейственной силой — возле них не раз исцелялись больные.
Николая уважают католики, православные и протестанты, поскольку культ святого развился еще до разделения христианской Церкви. Предполагают, что в Киеве о святом Николае узнали благодаря Владимиру Крестителю. По преданию, князь привез в столицу первый образ Чудотворца из Херсонеса, где принял крещение. Во время закладки Десятинной церкви Владимир велел построить в храме отдельный придел, посвященный Николаю, и в нем поставил херсонесскую икону. Уже в XI веке в Украине-Руси отмечали праздники Николая — зимний, 6 декабря, и весенний, 9 мая. Зимний — в честь Николаева «рождения для вечности», а весенний — в память о переносе его мощей из Ликии в Бари.
О деяниях Николая и его благотворительности рассказывают легенды. Так, однажды после проливного дождя ехал по дороге бедный крестьянин. Его телега застряла в грязи, и мужчина не мог справиться самостоятельно, поэтому просил помощи у прохожих. Первым встретился по пути святой Касьян, но отказал крестьянину, потому что спешил на встречу с Богом. Через некоторое время мимо шел святой Николай, который сразу же помог вытащить телегу из грязи… Потом, когда оба святых пришли к Богу, тот спросил Николая, почему он опоздал и весь грязный. Услышав историю, Бог спросил Касьяна, почему не помог крестьянину. Тот ответил, что не мог позволить себе опоздать на встречу с Господом. И решил Бог, что поскольку Касьян не помог мужчине, то будут славить его люди только раз в четыре года (29 февраля), а Николая Угодника, скорого на помощь, будут уважать дважды в год.
Праздник Николая в Украине издавна отмечали очень торжественно. «Под эту пору зима окончательно ложилась на землю, — пишет Василий Скуратовский. — Собраны зерно, сделаны запасы, и крестьянину можно было уже не только попраздновать, но и с долгами рассчитаться».
В праздник люди утром красиво одетые шли в церковь. После службы Божьей обычно чествовали Николаев и Николаевичей, еще в церкви им пели «многая лета». А на западной Украине после службы люди делали обходы. Парни заходили во дворы и пели: «Святий Миколай йшов лужком, бережком, святий Миколай». Желали хозяевам будущего урожая. В этот день в каждом доме ждали «полазника» — это должен быть человек с положительной энергией и первым зайти в дом. Если «на Николая» первым в дом войдет мужчина — добрый, здоровый и хозяйственный — это хорошая примета.
Даже скот рачительные хозяева в этот день поздравляют с праздником. Ибо Николай — еще и покровитель всего живого на земле, как домашних животных, так и диких зверей. Мужчины должны были первыми проснуться утром, обойти свой двор, обязательно накормить скот и произнести: «Дай, Боже, добрий день. Щоби худібонька здорова була, та й я з тобою, ще й зі своєю жоною». Считалось, что в противном случае семью будет ждать большое горе. На Киевщине скот окропляли освященной во время службы водой и просили уберечь хозяйство и всю семью от беды и несчастья
Перед Днем Николая надо было прибраться, чтобы на большой праздник не выполнять эту работу. А еще нельзя было прясть, шить, жаловаться, ссориться, напиваться, давать или брать в долг. Наоборот, ко Дню Николая так повелось, чтобы с долгами было покончено. Тому, кто не успел или не смог отдать до этого дня ссуду, говорили: «Коли ти мені не віддаси до Миколи, то вже не оддаси ніколи». Также принято мириться и прощать. Считалось, что святой Николай занимается миром, поэтому в Украине в этот день есть обычай мириться с недругами: «На Микольщину клич друга, клич і ворога, обидва будуть друзі». Этот своеобразный ритуал называется «братчины».
Этнологи отмечают, что в дохристианскую старину братчины устраивали в честь языческих богов, к примеру, в честь «бога скота» Велеса. Сам Велес считается дохристианским прообразом Николая. В европейских культурах образ Николая переплелся с верованиями в прапредка. К Никольским братчинам пекли пироги и варили ритуальный напиток — пиво из ячменя нового урожая. Созывали гостей и во время трапезы по кругу пускали чашу с этим ритуальным напитком — братину. Гости становились символом взаимного прощения и примирения.
Девушки, которые готовились идти под венец, наводили порядок в своих сундуках: готовили одежду и украшения, в которых должны встречать сватов.
— Почти все христианские народы имеют обыкновение одаривать маленьких детей ночью перед Днем святого Николая, — продолжает Нина Главацкая. — Такая традиция возникла в средневековой Германии. Родители дарили малышам одежду, обувь, лакомство, книги для школы. подарки подкладывали тайно. Со временем этот обычай распространился на соседние страны, в частности Польшу. А оттуда уже перешел на Правобережную Украину, тогда находившуюся под Речью Посполитой.
Сегодня самым известным персонажем с «николаевским» именем является Санта-Клаус. Но он приносит подарки не 6 декабря, а на Рождество, путешествует в санях с запряженными в них северными оленями и запрыгивает в дымоход. Санта-Клаус — сочетание образа святого Николая с традиционным для европейских народов «рождественским дедом». Почти у всех народов есть архаические верования в предков, которые приходят на Рождество или Новый год в виде белобородого мудрого деда или тотемного животного — хранителя рода.
Языческие корни есть в культе святого Николая и у украинцев. Эти божества хотят убедиться, достойные ли у них потомки. Если все хорошо, то потомков одаривают. Если же печалька, то наказывают. К примеру, розгами. Во Франции детей одаривает Пер-Ноэль — «Отец Рождества», в Латвии и Италии — «Рождественский Дед», в Грузии — «Снежный Дед», в Швеции — Рождественский гном, в Греции — Василий. Финские дети ждут «Рождественского козла». Норвежского Юлебукка сопровождает волшебная коза, которая приносит людям достаток и благословения.
Традиция класть подарки под подушку и вешать носки на камин появилась, когда Николай решил помочь трем сестрам, на которых из-за бедности никто не хотел жениться. Николай подбросил им ночью небольшие мешочки с золотом, которые упали в сохнувшие возле каминной трубы носки. Впоследствии Николай продолжил делать подарки всем нуждающимся, оставаясь при этом незамеченным.
С Николаем ходят черт и ангел. Ангел, конечно же, помогает Николаю, а черт — препятствует, пугает непослушных, бьет их резками, угрожает занести в темный лес. По мнению этнологов и антропологов, на ангела и черта разделился дохристианский рождественский персонаж, который совмещал одаривание и наказание, после мировоззренческих изменений, связанных с принятием новой религии.
Традиция печь «николайчики», которые тайно клали детям в День святого Николая под подушку, распространилась из Западной Украины. Происходит она с тех времен, когда родители не могли купить ребенку дорогой подарок, а порадовать малышей к празднику хотели. «Николайчик» — пряник с медом, украшенный цветными глазурями.
Наиболее распространена выпечка в форме собственно Николая — дедушки в кожухе. Но с момента возникновения обычая выпекали и в виде звезды, солнышка, полумесяца, ангелов. Раньше окрашивали печенье замешанными на муке и воде природными красителями. Сначала на печенье наносится фон — кисточкой рисуется пальто, шапка, башмаки, большая белая борода и усы (без промежутка для рта), брови. После высыхания фона по нему рисуются детали — тоненькой кисточкой следует нанести глаза, нос, по бороде нарисовать рот, а по свитке можно нарисовать руки, крест, мешочек с подарками. Хотя День святого Николая приходится на Рождественский пост, тесто для «николайчиков» делается с яйцами и сметаной. Выпечку давали детям, взрослые же ее не пробовали, а для малышей делали ослабление поста.
Русский Дед Мороз стоит в стороне от этой традиции. Россияне и сто лет назад организовали деда с мешком подарков. Его корни отличаются от истоков европейских двойственных добро-злых предков. Мороз — исключительно негативный образ. Он из леса, из-за пределов человеческой окультуренной территории. Морозит людей и скот, уничтожает посевы и плодовые деревья. Украинцы на Сочельник пытаются задобрить Мороза, предлагают блюда, а потом заклинают не приходить на поля и к скоту. Со временем из этого Мороза слепили образ, подобный Николаю, Санта-Клаусу и другим рождественским персонажам — чтобы быть «как все»
В начале 1920-х в СССР запретили и Деда Мороза, и рождественскую елку как религиозные явления, а в 30-х годах снова восстановили. Правда, рождественская елка стала уже новогодней и увенчалась не Вифлеемской звездой, а пятиконечной красной. А Дед Мороз не только одаривал, но и учил детей повиноваться советской власти и ненавидеть «врагов народа». Новый мощный праздник — Новый год — должен был объединить «советских людей» независимо от культурной и религиозной идентичности. Объединяться предлагалось именно вокруг русского персонажа.
На Николая в народе обращали внимание на зимние приметы, чтобы прогнозировать дальнейшую погоду и виды на урожай. В случае сильного мороза или изморози следует ожидать большого урожая и богатства. Считается, что Николай приносит с собой Никольские морозы, поэтому с 6 декабря обычно начинается настоящая зима. Если снег выпал еще до начала праздника, то зимой будет холодно. Если было тепло, то и зима будет теплой. Говорят, что по количеству снега на 6 декабря можно предсказать, насколько теплым будет 9 мая — на «летнего» Николая. Какой день на Николая зимнего, такой и на Николая летнего. До первого Николая не бывает холодно никогда, а до второго Николая не бывает тепла никогда.
Если на Николая будет:
Ранее «ФАКТЫ» рассказывали, какие правила соблюдали наши предки в Сочельник (24 декабря), а также о колядках, приметах и народных традициях празднования Рождества, которое теперь приходится на 25 декабря.