Члены кредитного комитета «Укргазбанка» Геннадий Хелемский и Наталья Василец могли быть задействованы в выводе из государственного финучреждения почти 19 млн евро в пользу компании семьи бывшего главы Волынской области времен Виктора Януковича Александра Башкаленко. Об этом говорится в материале издания «Апостроф».
Как пишет издание со ссылкой на данные судебных документов, четыре года назад, а именно в конце декабря 2020 года между государственным «Укргазбанком» и ООО «Нексттрейд» был заключен кредитный договор на 25 млн грн. сроком на три года.
«В июле 2023 года должностные лица ООО „Нексттрейд“, не имея намерения в дальнейшем выполнять взятые на себя обязательства, действуя умышленно, из корыстных побуждений, с целью завладения денежными средствами банка, обратилось к последнему с просьбой открытия в рамках действующего договора непокрытых аккредитивов в общей сумме 30 млн евро», — говорится в судебном решении.
Вероятную сделку по словам и. о. председателя правления «Укргазбанка» Родиона Морозова, разоблачили внутри банка в апреле 2024 года. Провели расследование и подали заявление в полицию.
Отмечается, что схема заключалась в увеличении аккредитива — это особый вид кредита, когда определенная сумма средств «бронируется» по конкретному контракту или поставщиком и выплачивается по его требованию, зато должником по займу является получатель товара.
«Нексттрейд» попросила открыть аккредитив в пользу словацкой компании NextTradeEurope s.r.o. для оплаты по контракту по купле-продаже природного газа. Банк пошел на это и открыл аккредитивы на словацкую фирму, а впоследствии — перевел ей деньги. По состоянию на сейчас задолженность перед «УГБ» превышает 18,8 млн евро.
Как пишет «Апостррф», кроме плачевного финансового состояния заемщика и непоставок газа по контрактам, еще одним «красным флажком» для банка должно было бы стать прямое родство «Нексттрейда» и Next Trade Europe s.r.o.
«С 2016 по 2020 год украинской фирмой руководил человек по имени Сергей Васильевич Воевода, футболист из Луцка, который в 2015 году баллотировался в местный совет от Оппозиционного блока. Волынское расследовательское издание «Сила правды» называет Воеводу вероятным подставным лицом семьи Александра Башкаленко.
В 2020 году, как раз когда заключался первый кредитный договор с «Укргазбанком», компанию переписали напрямую на сыновей и жену экс-губернатора. Согласно данным словацкого реестра, Сергей Воевода также с 2020 года является основателем NextTradeEurope s.r.o", — пишет «Апостроф».
Согласно фабуле уголовного производства, должностные лица «Укргазбанка» (кредитный комитет) якобы не знали о преступных намерениях «Нексттрейда». Но опыт банкиров почти исключает возможность такого неведения.
«Хелемский — известный кредитный эксперт, который в свое время претендовал на должность председателя правления государственного «Ощадбанка. Он «имел репутацию одного из ключевых банкиров страны, отвечал за успешные контракты «Укргазбанка» с ЕБРР, Всемирным банком, IFC и другими международными финансовыми учреждениями», — пишет о нем «ZN», по данным которого финансист якобы находится сейчас в командировке в одной из стран ЕС. Хелемского считают человеком экс-главы правления НБУ Кирилла Шевченко, который также возглавлял «Укргазбанк» (подозревается НАБУ в хищении средств банка, сейчас скрывается в Австрии), говорится в материале.
Как отмечает «Апостроф», Василец несколько лет назад была одной из претендентов на должность председателя правления «Укргазбанка» по квоте Шевченко. Вместе они работали в банке «Финансы и Кредит» Константина Жеваго. В «Укргазбанке» Василец работает с 2014 года.
Как пишет издание, среди других фигурантов также называют Тамару Савощенко, которая является фактической креатурой Шевченко — ее муж Олег Савощенко работал с экс-главой НБУ в «Терра Банке», а впоследствии — стал директором департамента дистрибуции в «Укргазбанке» по квоте того же Шевченко.
«Обыски у руководства банка проводила не полиция, которая начинала расследование, а НАБУ. А это значит, что они вероятно, уже фигурируют в деле как подозреваемые. Можно предположить, что речь идет именно о хищении государственных средств, а не об обычной „халатности“ кредитного комитета рядового коммерческого банка. Кроме того, не лишним будет подать иск и к словацкой фирме. Пока же единственной реальной мерой воздействия, которая была принята в отношении фигурантов дела, является арест счетов „Нексттрейда“, который, очевидно, является временным. Более того, от этих мер семья луцкого предпринимателя точно не обеднеет, ведь ей и дальше принадлежат ряд торговых и жилых объектов в регионе, а также энергетический бизнес», — говорится в материале.