Украина

Неодинаковая фарма: почему аптечные сети меньше всего помогают ВСУ

16:34 — 16 декабря 2024 eye 353

За более чем 2,5 года полномасштабной войны волонтерская помощь и благотворительность на Силы обороны вышла на невиданный уровень. По оценкам Управления стратегических коммуникаций Вооруженных сил Украины, общая сумма донатов, которую украинцы направили на помощь армии, достигла показателя около 100 млрд грн.

Как отмечает глава фонда «Вернись живым» Тарас Чмут, подавляющая часть этих средств направлена сознательным украинским бизнесом, который не только пополняет государственный бюджет, работая «в белую» и платя налоги, но и осуществляет целенаправленную деятельность в поддержку ВСУ. Однако такой способ помощи стране во время войны избрали не все бизнесы.

Неодинаковая фарма

Показательная ситуация сложилась в фармсекторе, где разительный отрыв заметен между разными участниками внутри самой отрасли. Например, согласно публичным данным самих компаний и результатам нескольких тематических рейтингов, по состоянию на первое полугодие 2024 года на помощь Силам обороны суммарно направили:

• фармпроизводители — более 1,1 млрд грн

• аптечные сети — около 0,15 млрд грн.

При этом следует отметить, что в приведенном перечне к производителям относятся также представительства иностранных фармацевтических компаний, тоже активно вовлеченных в поддержку благотворительных инициатив в пользу Сил Обороны.

Зато отечественному аптечному бизнесу не хватило патриотизма в денежном выражении. Почему же получается так, что на одного украинского фармпроизводителя приходится в среднем более 200 млн грн помощи армии, а суммарная мощность всего аптечного бизнеса едва достигает 150 млн грн?

Монополизация

Возможно, дело в более низкой доходности аптечного дела? На самом деле нет — еще до начала полномасштабного вторжения аптечный рынок был сверхприбыльным, а сейчас продолжает наращивать обороты. Все из-за «тихой монополизации» отрасли, о которой годами не устают говорить эксперты.

При этом базовые расходы у аптечного бизнеса меньше: аренда, работники, логистика (в противоположность целой производственной цепи и ее обслуживанию и модернизации на фармпредприятиях). Если бы эти расходы вызывали у сетей трудности, вряд ли новые аптеки появлялись бы на каждом шагу ежемесячно.

Сегодня Украина — страна с наибольшим количеством аптек на душу населения в Европе. В 2023 году на 1777 человек приходилась одна аптека (к примеру, в Польше это 1 аптека на 2951 человека, в Германии — 4691) и их количество постоянно растет.

Так происходит потому, что на сегодняшний день более 70% розничного рынка контролируют пять крупнейших аптечных сетей, а три из них имеют уже 50% всего рынка. По прогнозам экспертов, без вмешательства государства монополистов вскоре станет всего два. И они уже диктуют свои условия всем участникам рынка и активно лоббируют выгодные политические решения.

Тенизация

Почему же аптечные гиганты направляют на помощь армии и пострадавшим от войны менее 1% от реальных доходов? Или рассказать об этом мешает скромность, которая является причиной полного отсутствия упоминаний о помощи ВСУ на площадках большинства аптечных сетей?

Во время войны обязанность каждого бизнеса — четко заявить о своей позиции и собственным примером поощрять клиентов, партнеров и конкурентов поддерживать страну. Не говорят об этом преимущественно те, кто испытывает проблемы с позицией или же избегает лишних вопросов.

А их к аптечным монополистам накопилось немало. В частности, вопросы налогов. Ведь с таким количеством брендов и юридических лиц не удивительно, что часть гигантских сверхприбылей, которые должны облагаться налогом, где-то исчезают.

В таких условиях действительно трудно рассказывать о помощи армии. Ведь каждая весомая сумма вызовет вопрос, откуда такие доходы и, соответственно, уплачены ли с них все налоги. И на эти вопросы очень непросто ответить бизнесу, часть которого живет в тени.

Чтобы поддерживать такую гигантскую сеть из тысяч аптек, нужны люди, много людей. Но чтобы много людей не снизили рентабельность и так сверхприбыльного бизнеса, сети экономят на налогах с их труда. Поэтому зарплату работники крупных сетей получают по частям: минималку официально, а основную часть платы — в конверте. Об этом на условиях анонимности говорят сами работники заведений.

Более того, работать в аптеках должны квалифицированные фармацевты. И проблема в том, что такого количества специалистов в стране просто нет.

В среднем в довоенные годы более чем в 20 тысячах аптек работало около 100 тысяч фармацевтов и провизоров, которых готовили более 20 заведений высшего фармацевтического образования (университеты, факультеты медицинских вузов). В среднем получалось до 4−5 специалистов на аптеку максимум.

Хотя сегодня из-за оккупации количество аптек уменьшилось до около 18 000, вместе с тем ощутимо уменьшилось количество специалистов. Многие из них уехали за границу или стали вынужденными переселенцами, которые не продолжили работу по специальности. Некоторые, к сожалению, погибли в результате боевых действий.

При этом профильные вузы выпускают менее 2 тысяч квалифицированных выпускников ежегодно и далеко не факт, что все они выберут работу по специальности. К тому же тенденция на уменьшение количества выпускников этой специальности только растет, в частности из-за того, что женщины с фармацевтическим образованием военнообязанные и должны становиться на военный учет.

Отсюда и ситуация с понижением среднего качества обслуживания в аптеках. Часто покупателя консультирует человек без должного образования и квалификации. Кроме того, такие проблемы, как продажа лекарств детям до 14 лет и продажа рецептурного лекарства без рецепта, чаще всего свойственны именно крупным аптечным сетям.

Хуже всего то, что благодаря уже имеющимся дипломированным специалистам крупные аптечные сети могут обходить закон о мобилизации. Абсолютное большинство фармацевтов — женщины. Как медицинские специалисты, они находятся на военном учете, однако решение о предполагаемой службе принимают добровольно.

Таким образом у сетей появляется возможность забронировать почти всех военнообязанных мужчин-работников, независимо от их вклада в критерии критичности или стратегичности бизнеса: грузчиков, водителей и т. д., что является откровенным искусственным ограничением мобилизационного потенциала страны ради комфорта бизнес-процессов. Это в то время, когда где-то в прифронтовом городе небольшое инженерное предприятие, собирающее дроны для армии, не может забронировать вообще никого.

Война со своими

Анализ случайно выбранных препаратов из топ-20 наиболее продаваемых в Украине как в натуральном, так и в денежном выражении (по данным Proxima Research) показывает, что наценка аптечных сетей колеблется в разных случаях от 29% до 590%.

Это подтверждают данные из открытых источников, в частности розничные цены на отдельные препараты из интернет-ресурсов (Tabletki.ua, Liki.ua, Liki24.ua), по сравнению с оптовыми ценами из прайс-листов дистрибьюторов и ценами прямой поставки отдельных препаратов от производителей в аптечные сети.

Получается, что рыночный объем аптечной наценки за текущий год только по одному из упомянутых препаратов (даже не из самых дорогих) — уже больше общей суммы, которую в целом задонатили аптечные сети на ВСУ с начала полномасштабной войны, то есть более 150 млн грн, а иногда и гораздо больше.

И это с учетом того, что проанализированы только открытые наценки, полученные из доступных публичных источников, без учета возможных дополнительных скидок, предоставляемых дистрибьюторами. Эти скидки, как правило, не отражаются в открытой отчетности, что создает определенный информационный пробел в определении реальной стоимости, по которой лекарственные средства поступают в аптечную сеть.

Кроме того, аптеки часто получают дополнительный доход в виде маркетинговых выплат от дистрибьюторов или производителей, создавая для последних безальтернативные условия: либо платишь, либо не продаешься в сети. Такие финансовые стимулы способны существенно снижать реальную входную цену на лекарственные средства, что в свою очередь значительно повышает уровень конечной розничной наценки.

Поэтому при анализе цены на лекарство важно учитывать, что данные в открытых источниках почти никогда не отражают полную картину финансовых отношений между участниками рынка. Реальное влияние маркетинговых выплат, скидок и других форм компенсаций имеет решающее значение, обеспечивая значительную дополнительную выгоду именно для аптек и в то же время создавая искаженное представление об уровне их наценок в открытых данных.

Несмотря на это, в ряде случаев розничная наценка существенно превышает ожидаемые закономерности, характерные для фармацевтических рынков с подобной структурой. Это говорит о том, что именно розничное звено играет основную роль в формировании конечной цены лекарственных средств. Практически вся наценка на лекарства остается в аптеках и порождает дальнейшее увеличение их количества и способствует тотальной монополизации рынка. Поэтому сегодня ценообразование требует регуляторного внимания со стороны государства.

Ведь монополизация вредит всем, кроме самих монополистов. Меньшие аптечные сети просто исчезают, не выдерживая давления конкуренции. А потребитель при этом оказывается в безальтернативных условиях, когда предложение полностью формирует монополист.

Фармацевты крупных сетей вынуждены из-за давления работодателя предлагать покупателю в первую очередь те препараты, которые более выгодны сети, а не нужны пациенту. Более того, крупные аптечные сети создают собственные дешевые аналоги ходового лекарства, проматывая именно их среди посетителей, часто без учета реальной целесообразности и эффективности.

Поэтому ситуация с аптечными сетями — яркий пример того, что даже в пределах одной отрасли есть не только игроки, которые работают «по-белому», платят налоги и помогают стране выстоять в войне, но и в прямом смысле на ней наживаются, продавая лекарства иногда е в 6 раз дороже, чем входная цена от производителя, и усложняя и без того критические для государства обстоятельства.

Ранее «ФАКТЫ» сообщали, насколько дороже стало жить в Украине: Госстат обнародовал инфляцию с начала года.