Украина

Коррупционеры могут спать спокойно? Нардепы грозят до 8 годами тюрьмы для антикоррупционеров-расследователей

15:20 — 18 декабря 2024 eye 182

«Игры» народных депутатов с антикоррупционным законодательством уже едва не стоили Украине 4 млрд евро финансирования от Евросоюза. Теперь в Верховной Раде стараются выполнить условия МВФ и ЕС, но при этом обезопасить коррупционеров, пригрозив антикоррупционерам тюремным сроком до 5−8 лет.

Об этом сообщает Центр противодействия коррупции (ЦПК) со ссылкой на источники в правоохранительном Комитете ВР.

Комитет утвердил новую редакцию законопроекта № 10242 о наказании за несанкционированное использование, копирование и распространение информации из электронных реестров во время действия военного положения.

Установление наказания, которое в первом варианте законопроекта от ноября 2023 года предполагало срок до 15 лет, может помешать желающим бороться с коррупцией журналистам и активистам-расследователям.

Как отмечают в ЦПК, формально наказание за использование реестров в новой редакции документа смягчено до 5 лет, но есть ряд деталей:

- исправив ряд статей УК Украины, авторы законопроекта «забыли» о статье 362, в которой за «несанкционированное копирование информации» предполагается не 5, а 8 лет лишения свободы, причем копировать можно как для продажи данных, так и для передачи журналистам или антикоррупционным активистам, но разница между ними в статье не уточняется;

- под действие этой же статьи 362 могут попасть даже члены многочисленных конкурсных комиссий и их секретариаты, которые должны анализировать кандидатов на разные должности. Их члены вынуждены работать с реестрами, копировать информацию из них для анализа многочисленных кандидатов, а в дальнейшем — разглашать эту информацию, банально задавая вопросы кандидату на открытом собеседовании. С формальной точки трактовки закона запись в блокнот информации из реестра уже может быть преступлением, которое влечет 8 лет лишения свободы;

- также наличие статьи 362 УК Украины позволяет правоохранителям проводить негласные следственные действия (прослушку и слежку) как за журналистами, так и их источниками.

Вместе с тем новая редакция дает возможность освободить от ответственности обличителя за уведомление такой информации через внутренние и регулярные каналы (в НАБУ, НАПК, Нацполицию, ГБР или прокуратуру) или через внешние (физических или юридических лиц, журналистов, медиа и ОО).

Однако такая редакция все же не решает вопрос о дальнейшей ответственности тех лиц, которым обличитель сообщит информацию из реестра, а также не распространяется на случаи «копирования» информации.

«Еще один немаловажный фактор — часто сообщенная журналисту информация из реестра не является фактом коррупции сама по себе. В то же время журналист, имея определенную совокупность фактов, уже складывает пазл в расследовании. Или предметом разоблачения является не коррупция, а, например, российский паспорт или выезд в страну агрессора. Обличителей, сообщивших такие факты, законопроект не защищает вообще», — подчеркнули в ЦПК.

Как предполагают в Центре противодействия коррупции, такое смягчение наказания стало результатом выполнения требований МВФ и ЕС. В декабре этого года истекает дедлайн выполнения их требований, как и некоторых других относительно изменений в Уголовный процессуальный кодекс, которые год назад народные депутаты отказались принимать.

В ЦПК полагают, что действие ряда норм в законодательстве, принятом еще в 2017-м году по инициативе нардепа Андрея Лозового, — одна из существенных причин, почему рассмотрение дел ТОП-коррупции затягивается, производства оказываются под риском ручного закрытия, как это произошло с делом заместителя руководителя Офиса президента Олега Татарова.

Напомним, недавно благодаря выполнению требований в сфере антикоррупционного законодательства Совет Европейского союза одобрил выделение Украине второго регулярного платежа в сумме 4,1 млрд евро.