Рождество в Украине — один из важнейших семейных и общественных праздников. Раньше его отмечали 7 января, а с переходом на новоюлианский календарь дата изменилась на 25 декабря. А накануне Рождества, 24 декабря, с давних времен собирается семья, чтобы провести Сочельник. Считалось, что он определял весь будущий год. Какие обряды проводили в это время наши предки, готовясь к Рождеству, рассказала «ФАКТАМ» Нина Главацкая, этнограф, старший научный сотрудник научного отдела выставочной работы Национального музея народной архитектуры и быта Украины (в Пирогово).
- Корнями наши праздники уходят в язычество, — сообщила Нина Главацкая. — Праздник Рождества имеет привязку ко дню зимнего солнцестояния. В декабре это продолжается три дня, а потом солнце начнет подниматься над горизонтом, и световой день будет прибывать. Издавна именно после «замирания» солнца его «рождение» отмечали как Рождество Божича (молодого солнца) Коляды, а с Дидухом (соломенный сноп) в дом входили и духи рода. На столе ставили 12 блюд — по числу месяцев. В народном праздновании Рождества объединены мотивы рождения Христа, миротворчества, почитания памяти предков и обеспечения порядка в окружающем мире.
Сейчас дата Рождества — 25 декабря, а накануне наступает Сочельник (Богатый вечер, Богатая кутья, Вилия). Считалось, что как его проведешь, таким и будет весь новый год. Поэтому в своем доме люди старались создать образ богатства, счастья, мира и спокойствия. Верили, что в этот вечер исчезает граница между мирами, на ужин приходят души усопших родственников, а ночью перед Рождеством животные разговаривают и понимают человеческую речь. На ужин хозяева приглашали неблагоприятные природные силы — Мороз, буйные ветры, лесных хищников, чтобы так отвлечь от семьи несчастье.
Наступал последний день четырехнедельного Филипповского поста, поэтому к столу готовилось двенадцать постных блюд, среди которых обязательные: борщ, рыба, грибы, горох, пироги с фасолью и капустой, вареники, картофель, каша гречневая, голубцы с пшеном и узвар. В постном ужине хозяйка представляет главные плоды поля, огорода и сада — будто отчитывается новому году о достижениях в прошлом, чтобы и дальше было не хуже. Молочную и мясную пищу заранее готовили к Рождеству, но в Сочельник не подавали. Сейчас меню Сочельника осовременилось, и хозяйки выбирают блюда на свое усмотрение — бюджетные и не очень. Не лишне выставить и наливку, водку или домашнее вино. Не дай, Боже, на Сочельник упиться, потому что тогда весь год будешь ходить «как в тумане».
В хозяйстве все должно встретить торжественную минуту Сочельника на своем месте. Ничто не может быть в этот вечер вне дома, в чужих руках — одолженное или где-то забытое. Все члены семьи тоже собираются дома. «Боже, борони, — говорили, — десь заночувати в цю ніч — цілий рік будеш блукати по світі». Боже упаси, и ссориться в этот день! Наоборот, надо помириться с врагами, чтобы в дальнейшем было мирно и в доме, и вне его. Поскольку не всегда знаешь своих врагов, чтобы не ошибиться или кого-то не забыть, хозяйки завораживали всех вместе: затыкали паклей все дыры в лавках и скамейках. И заклинали: «Не дірки затикаю, а роти моїм ворогам, щоб їх напасті не зловили мене через увесь рік». Также завязывали пуговицы на веревке — столько, сколько врагов, а когда садились ужинать, то клали эту веревку под себя, приговаривая: «Щоб так мої вороги мовчали, як ці ґудзі мовчать!»
Главными атрибутами семейного празднования Рождества являются кутья и Дидух. Кутью (кашу) чаще всего варят из пшеницы или ячменя (на юге Украины — из риса). К готовому блюду добавляли мед, но помнили известную пословицу «Не передай куті меду». В разных регионах заправляли толченым маком, грецкими орехами, изюмом
Назначение кутьи поминальное — это совместная трапеза с предками и символ вечного восстановления, продолжения жизни (зерно). Кутья — блюдо является традиционным для новогодне-рождественского цикла — готовилась на Святой Вечер (Богатая кутья), перед Новым годом (Щедрая кутья), перед Крещением (Голодная кутья). Хозяйка, вынув из печи горшок с кутьей, смотрела: если зерна поднялись через венчик — на благополучие, а запали — на плохое предвестие. Место кутьи на протяжении всех праздников — в углу (в новом горшке). С ее установлением там связан целый обряд: «нести кутю на покуть». В некоторых районах это делал самый маленький мальчик в семье, на юге Украины — хозяйка, на Черниговщине — кто-то из мужчин. Это делали в шерстяных варежках, что предвещало достаток. В углу делали гнездышко из сена и туда ставили горшок, прикрыв хлебом и щепоткой соли. По окончании праздников часть сена отдавали животным, а остальное держали для кубел, где куры должны были нестись и высиживать цыплят. На Слобожанщине из этого сена готовили купель для младенцев.
В Карпатах и на Закарпатье еще пекли обрядовый хлеб — «карачун», «крачун», «хлебец». Его готовили вечером или в ночь перед Рождеством, сопровождая обрядами. Женщина одевалась в гуню и натягивала рукавицу, потому что «гола рука — це бідність, а крачун — символ достатку». Испеченный специальный хлеб сопровождал все святки как символ зимнего солнцестояния, а употребляли его только после Василия (это праздник 1 января). На Закарпатье хлеб пекли из пшеничной муки, а перед тем, как его делать и посадить в печь, хозяйка выгоняла всех из дома и запиралась. Если в семье была девушка на выданье, то она смазывала лицо медом, смывала его, а эту воду, слив в бутылочку, отправляла в тесто. Когда сажала в печь пшеничные изделия, то говорила: «Як цей мід пече в крачуні, так би тебе (ім'я хлопця) пекло серце за мною». Считалось, если эту воду подлить юноше, то он непременно полюбит девушку.
Символом Рождества во всех регионах Украины был Дидух (Колядник) — пшеничный или ржаной сноп, который устанавливали в углу (у куті) — самом почетном месте в доме. Накануне Рождества, когда уже садилось солнце, отец с сыном шли в ригу и брали оттуда два снопа — на Дидух и чтобы разослать на столе и под столом. Дидух в дом заносил мужчина, приговаривая: «Несу злато, щоб жили ми багато», а потом поздравлял семье: «Віншую вас із щастям, здоров’ям, з цим Святим Вечором, щоб ви в щасті і здоров’ї ці свята провели та других дочекались — від ста літ до ста літ, поки нам Пан Бог назначить вік!» Еще приговаривал: «Христос рождається», а семья в ответ: «Славімо його»…
- По верованиям, во время рождественских праздников на Дидух садились души предков, — продолжает Нина Главацкая. — В некоторых регионах Дидухом становился первый зажинковый сноп, в других — последний, из обжинок. После рождественских праздников его вымолачивали и жгли («пускали Дидух на теплый дух»), а этим зерном весной засевали ниву. В разных регионах Дидух делали и украшали по-разному. Так, на Покутье он имел вид деревца, в ветви которого вплетали колоски пшеницы, ржи, овса вместе с душистыми травами (базилик, душица, пижма
Накануне Рождества мазали домашний пол, охапку сена стелили под столом, где оно должно было пролежать до Крещения (6 января), а где-то — до Василия. Сено, как символ достатка (по другим версиям, оно символизировало ясли, в которых родился Христос), подкладывали и под скатерть рождественского стола. В западных областях на Сочельник в доме на сено под стол клали хозяйственный инвентарь (чтобы хозяйство хорошо велось): плуг, ярмо, столярные орудия и тому подобное.
Во многих местностях известно праздничное домашнее украшение из соломы — «паук», или «теремок» (на Полтавщине). «Паук» — символ вселенной и его изготавливали из ржаных соломинок разных размеров. Протягивая через полость соломинки нить (конский волос), формировали разнообразные квадратики и ромбы. В центре «паука» размещали самый большой ромб или квадрат, а по бокам приобщали меньшие фигуры. Боковые стебли часто обматывали разноцветной бумагой. «Пауков» подвешивали на длинном крепком волосе к центральной балке дома или в красном углу. Благодаря циркуляции воздуха «паук» поворачивался в разные стороны, производя впечатление живого. Пауки издавна считались желанными гостями в человеческом доме, потому что, по древним верованиям, «они основали мир». Ромбики и квадраты «паука» символизировали гармонично обустроенное мироздание. В народе считали, что пауков нельзя убивать: потому что «то недобра хатина, де не в’ється павутина». Украшение появлялось именно на Рождество неслучайно: согласно древним представлениям, он «снує світ», по символике родственный с колядками о сотворении мира…
С первой вечерней звездой на небосклоне вся семья садилась за богатый и разнообразный стол (отсюда и название «Богатая кутья», или «богатый Сочельник»). Сначала занимал место хозяин, а затем другие члены семьи. Во время праздничного ужина старались не выходить из-за стола, разговаривали спокойно и тихо. Считалось, что на этот ужин все близкие и дальние члены семьи должны прийти в дом. Перед ужином присутствующие молитвенно поминали усопших и приглашали их на Сочельник. А прежде, чем сесть на скамью, на нее дули — «щоб не присісти на душечку», освобождали для душ места, ставили блюда и клали ложки. Семьи всегда помнили об умерших предках и даже знали родословную до седьмого колена. Обряд поминовения существовал везде: где-то этим действом начинался ужин, а где-то делали это в конце процесса. Хозяин поименно называл покойников, приговаривая: «Хто вмер, той у ямі, а хто живий, той з нами» или «Царство їм небесне, хай легенько лежиться, а нам легко живеться!» После ужина обычно оставляли кутьи в миске и клали ложки, а на рассвете на Рождество смотрели, не перевернулась ли чья-то (потому что владелец такой ложки «скоро уйдет из этого мира»).
Затем молитву произносили всем членам семьи — желали здоровья и счастья, желали, чтобы вместе и в согласии дождаться следующего Рождества. Хозяин брал свечу и миску с кутьей и, поклонившись к четырем углам, передавал блюдо жене. Перед трапезой старейшина подбрасывал к потолку ложку кутьи — «на приплод» (сколько прилипнет зерен, столько появится в новом году ягнят и другой живности). Вторая порция предназначалась урожаю зерновых, третья — количеству роев (традиционно в хозяйстве держали пчел). Только после таких обрядов начинали ужинать. А перед ужином на Черниговщине хозяин выходил во двор, не глотая во рту немного кутьи, и смотрел в небо: если звездное, то хорошо будет вестись всякая птица, а когда звезд мало — придется распродать ее.
Съев три ложки кутьи, каждый из присутствующих за столом должен был попробовать все блюда, а завершить ужин еще раз кутьей и компотом. Если кто-то за ужином ненароком чихнул, это считалось хорошей приметой, и хозяин символически «дарил» кусок земли или какое-то животное. А когда же кто-то подавился, то это предвещало печальную весть.
Свеча на столе в Сочельник — это память рода, и она горела весь вечер, чтобы на этот свет слетались души предков. Плохо, если погаснет свеча — на беду и даже на смерть. После ужина хозяин задувал свечу, а по направлению дыма смотрели: идет вверх — будут все живы в доме, вниз — кто-то умрет.
Традиционно после ужина дети несли обрядовую пищу крестным и бабам-повитухам. А на Херсонщине делали это накануне ужина. Матери клали на тарелку кныш или калачи, иногда конфеты, и дети, зайдя в дом, говорили: «Добрий вечір! Мама і тато прислали вам хліб-сіль і вечерю…» Крестные тоже взамен давали свою, одаривали детей орехами, конфетами или деньгами.
На Сочельник были интересные гадания и заклинания. Если парень не хотел, чтобы к его девушке сватались другие парни, то шел вечером к мельнице, брал три лучины со шлюзов, которые пересекали поток, заворачивал их в тряпку и тайно втыкал в косяк невесты, приговаривая: «Як сеся застава не пущає воду на потоки, так би (ім'я дівчини) не пускала сватів, окрім мене». Девушки в свою очередь шли к проруби, раздевались и, скропившись водой, нашептывали: «Як сеся вода біжить, так би за мнов бігали сватачі!» Дома расплетали волосы, брали в руки хлеб и, трижды обойдя дом, смотрели в окно, где якобы «має показатися доля». Некоторые из девушек смывали лицо калиновым соком, чтобы всегда было румяным.
С богатым Сочельником связано немало поверий. На Левобережье страны молодежь из сена, лежавшего в углу, делала стельки для правого сапога, а накануне Нового года клали под подушку, приговаривая: «Хто мені судиться, той сю ніч присниться». Также девушки мыли посуду и выносили ее на улицу, постукивая в миски: откуда отзовется пес, туда пойдет замуж. Затем подходили к окнам соседей: если слышали слово «сядь» — то повезет выйти замуж, а когда «уходи» — в этом году не придут сваты. Если девушка хотела обручиться с парнем, то подходила к хлеву и слушала, как ведут себя свиньи: тихо спят — в семье лад, а когда кричат — в семье частые ссоры…
Гадали девушки, связав узлами платки, клали их в корыто и имитировали движениями, будто они горят — чьи платки выпали на пол, те пойдут замуж. После этого клали на столе разные вещи (топор, ножницы, рюмку
Гадали и старшие люди, которых беспокоило, сколько осталось жить. Став между лампадкой и свечой, смотрели: если будет только одна тень — на скорую смерть. В этот день старались не брать в долг, чтобы «не жебракувати цілий рік».
На Сочельник прогнозировали урожай:
Сочельник начинал Святки — до самого Крещения. Колядки звучали до Василия (1 января), щедровали до самого Крещения и после этого еще славили Рождество по всей Украине. Уже на Рождество шли колядовать, но, бывало, что ватаги колядников ходили уже на Сочельник. Колядники посещали дома, пели «Бог предвічний народився», а за это получали фрукты, овес, рожь и тому подобное. Наколядованное сносили в одно место, а то и продавали, чтобы бедным что-то приобрести, отдавали деньги и на церковь. А подростки, которые колядовали отдельно, ходили как «ангелы», группы с «дедом», «пастырем» и полученные пряники, орехи, яблоки брали себе, а деньги отдавали на церковь.
Напомним, как праздновать Щедрый вечер и Василия, чтобы в семье царили счастье и благополучие.