Взрыв — и в лицо солдата летят обломки мины, земля, вызывая тяжелые травмы. Во дворе падают фрагменты сбитого «шахеда» — и мирные люди, в том числе находившиеся вблизи от окон дети, получают порезы лица, глаза травмируются частицами стекла. Это невероятно страшно — в одно мгновение потерять способность видеть окружающий мир.
— К сожалению, таких пациентов сегодня становится все больше, и задача врачей-офтальмологов и офтальмохирургов — как можно быстрее оказать помощь, чтобы сохранить человеку зрение, — говорит заведующий кафедрой офтальмологии и оптометрии последипломного образования Национального медицинского университета имени А.А.Богомольца профессор Сергей Рыков.
— Чтобы спасти зрение, обычно помощь должна быть срочной.
— Да. Поэтому в каждом городе Украины должны работать центры, где специалисты нашей профессии могут быстро установить характер травмы, оказать первичную помощь, спланировать операцию, — говорит Сергей Рыков. — Именно поэтому врачи, работающие на местах, нуждаются в непрерывной учебе, осваивают новые методы оперативного вмешательства. Недавно мы провели «Рефракционный пленэр'24» — научную конференцию офтальмологов, в которой приняли участие лучшие украинские и израильские врачи.
— Какая была основная тема?
— Травма глаз в условиях войны. Ведь обе наши страны — Украина и Израиль — имеют огромный опыт помощи травмированным. Врачи приводили конкретные примеры, демонстрировали слайды, видео операций. Обмен хирургическим опытом, создание мультидисциплинарных команд, реабилитация после вмешательства — все это очень важно для того, чтобы добиться главного — вернуть человеку способность видеть, восстановить качество жизни. Работаем вместе с челюстно-лицевыми и пластическими хирургами. Кроме того, пациентам необходима психологическая поддержка. Ведь травмы бывают настолько тяжелыми, что борьба иногда идет за каждый процент зрения, даже за способность различать свет и тьму. Когда говоришь с ребятами, потерявшими зрение из-за войны, еще больше ненавидишь врагов и стремишься помочь нашим воинам на фронте.
Идея провести во время конференции художественную выставку под названием «Искусство видеть» появилась у профессора Сергея Рыкова именно из-за желания помочь военным.
— Я давно увлекаюсь живописью, потому что это позволяет находить уникальные цветовые сочетания, реализовывать новые идеи. Это для меня своеобразная психотерапия, — объясняет он. — Среди офтальмологов не я один пишу картины. Поэтому выставку провели вместе с коллегой — пластическим офтальмохирургом из Хмельницкого Ириной Жарой.
— Вы объявили, что готовы продать картины за дроны?
— Да. Анонс идеи был таким: «Одна картина — один дрон». Это «твердая валюта». Идея сработала и, надеюсь, работа будет продолжена. У меня купили картину под названием «Эндорфинчик», на которой изображен солнечный зайчик. Она действительно вызывает положительные эмоции. На полученные деньги мои друзья — волонтер Виктор Власенко и челюстно-лицевой хирург профессор Юрий Чепурной — заказали для военных FPV-дрон. Он уже на фронте, мы передали его в 72-ю бригаду, которой помогаем с начала войны. Там служат наши земляки из Белой Церкви.
Деньги от продажи другой картины (горного пейзажа) пошли на приобретение дефицитных расходных материалов для выполнения сложных офтальмологических операций раненым.
Когда я спросила у волонтера Виктора Власенко из Белоцерковской волонтерской группы, какие задачи выполняет FPV-дрон, он объяснил, что такое устройство несет боевой заряд, относится к классу дронов-камикадзе, эффективно уничтожает врага. Главное — у него хорошие «глаза», благодаря которым оператор может попасть в цель. То есть «офтальмологическая тема» касается и дронов.
— Если постоянно поддерживаешь связь с бригадами на фронте, лучше понимаешь, что нужно ребятам в данный момент, — говорит Виктор Власенко (кроме того, что он занимается волонтерскими делами, имеет и свою работу). — Например, сейчас необходимы разные виды дронов, в частности разведывательные. А еще передаем на фронт теплые вещи, вкусности. Те, у кого есть возможность поддержать военных, могут перечислить деньги на карточки:
А чтобы узнать потребности воинов, нужно зайти на нашу страницу в «Фейсбук» (Белоцерковская волонтерская группа, где есть все необходимые ссылки и номера телефонов).
Читайте также: «Первое, что сказал после ранения: «Кому я нужен — слепой»: боец бригады Черных запорожцев, потерявший на войне зрение, женится
— Иногда волонтерам (как и хирургам) решение приходится принимать срочно, — продолжает Сергей Рыков. — Знаю, что на днях Виктор Власенко продал свой автомобиль и потратил большую сумму, сразу приобретя для бойцов прибор ночного видения. А его родители, которых я знаю с детства, определенную сумму добавили из своих пенсий еще на один дрон.
— Очень важно сегодня продолжать донатить, но, к сожалению, людей, которые могут это делать стало меньше: у многих появились материальные трудности, — говорит Виктор Власенко. — Однако хочу подчеркнуть, что важна не только денежная помощь. Бойцы просят маскировочные сетки. Женщины из нашей группы, которые называют себя «Шалені бджілки», плетут зимние сетки из старых белых простыней, футболок. А поскольку погода сейчас плюсовая, нужны и сетки осенних цветов — из тканей коричневого и зеленого оттенков. Ткань нам можно переслать. Работы хватает всем. Было бы желание помогать. Одни люди тратят на это свои деньги, другие — собственное время. Врачи же, как мы видим, и деньги, и время. Однако главное — это профессиональное мастерство, которое помогает спасать зрение раненым. Но особенно ценить мы должны тех, кто на фронте. Это несомненно.
Ранее «ФАКТЫ» рассказывали об украинских предпринимателях, которые в условиях войны наладили производство медицинских приборов, благодаря которым врачи, в том числе офтальмологи, могут извлекать мельчайшие осколки из тела раненого.
На фото в заголовке: Врачи и их единомышленники передали на фронт FPV-дрон, который уже уничтожает врагов
Фото предоставлены Сергеем Рыковым