Талеон Тремейн, генеральный директор и соучредитель кофейни Pachamama Coffee в Калифорнии, последние годы продает свои фирменные кофейные зерна дороже, чем диктует мировая цена на сырье. Он хочет, чтобы его клиенты воспринимали кофе как продукт роскоши и платили за него соответственно, чтобы фермеры, которые выращивают его зерна в таких странах, как Перу, Никарагуа и Эфиопия, могли покрыть свои расходы, пишет издание The New York Times.
Но теперь он обеспокоен тем, что кофе дорожает по «неправильным» причинам. В последние годы неоднократные засухи и наводнения привели к дефициту кофе в мире, что часто вызывало резкий рост цен, как это произошло с другими основными продуктами питания, такими как какао, оливковое масло и апельсиновый сок, из-за изменения климата. В то же время мировой спрос на кофе продолжает расти, и нет никаких признаков того, что любители кофе сокращают его потребление. В этом месяце цены на одном из рынков достигли почти 50-летнего максимума.
Несмотря на то, что цены могут снизиться, Тремейн говорит, что волатильность угрожает устойчивости бизнеса и средствам к существованию фермеров, которые выращивают кофейные зерна. Латте, вероятно, также со временем подорожает.
«Скоро мы увидим гораздо более высокие цены, — сказал он. — Предложение не соответствует спросу».
Несмотря на то, что кофе является одним из самых потребляемых напитков в мире, его можно выращивать только в очень специфических условиях, требующих туманного, влажного и тропического климата, с богатой почвой. За исключением небольшого количества, выращиваемого на Гавайях, Соединенные Штаты производят мало кофе внутри страны. Они являются крупнейшим в мире импортером кофейных зерен.
Ограниченность источников делает мировые цены на кофе чувствительными к влиянию экстремальных погодных условий.
По данным Министерства сельского хозяйства США, около 57% мирового производства кофе в прошлом году приходилось на зерна арабики, а Бразилия является крупнейшим экспортером. Но сильная засуха этим летом уничтожила урожай, который обычно собирают с мая по сентябрь, и может угрожать урожаю следующего года. Во Вьетнаме сильная засуха, сопровождавшаяся проливными дождями, нанесла ущерб крупнейшим в мире запасам робусты, которая является вторым по популярности сортом в мире и обычно используется в смесях растворимого кофе.
Беспокойство относительно урожая отразилось в характерном нестабильном моменте на рынке кофе, который часто бывает волатильным. Оптовая цена на кофейные зерна подскочила более чем на 30 процентов только с начала ноября. Фьючерсные цены на зерна арабики — или те, где покупатели платят за доставку зерен из стран-производителей в порты США и Европы — выросли до более чем $ 3,30 за фунт (примерно 450 г — Авт.) в середине декабря, побив 47-летний рекорд.
«История свидетельствует о том, что цены на кофе будут снижаться только тогда, когда предложение улучшится и запасы пополнятся», — написал в прошлом месяце Дэвид Оксли, главный экономист по вопросам климата и сырьевых товаров Capital Economics.
Экстремальные погодные явления становятся все более распространенными, говорят эксперты, и способствуют колебаниям цен на кофе. В 2011 году цены взлетели до небес после того, как засуха и ливни в нескольких странах привели к сокращению производства кофе.
Даже когда производство сократилось, мировой спрос на кофе вырос, частично из-за роста потребления кофе в Китае. Свою роль сыграли и другие факторы. В 2021 году узкие места в цепочках поставок, вызванные пандемией Covid-19, в сочетании с политической нестабильностью в Южной Америке замедлили экспорт, что привело к резкому росту цен. Но даже несмотря на то, что высокая инфляция замедлилась, многие потребительские компании планируют повышать цены, в том числе и крупные, которые имеют лучшие позиции для того, чтобы поглотить ценовые шоки. Nestlé, крупнейший в мире производитель кофе, объявил, что планирует повысить цены на кофе в следующем году и уменьшить размер упаковок.
Ранее «ФАКТЫ» публиковали интервью с баристой Вадимом Грановским: «Даже культура потребления кофе у украинцев и россиян разбивает нарративы об «одном народе».