Деньги

Из «Национального кэшбека» нужно убрать нормы, которые дискриминируют малый бизнес, — экономист Олег Гетьман

13:09 — 21 января 2025 eye 114

Правительственная программа «Национальный Кэшбэк» не столько стимулирует отечественного производителя, сколько создает дискриминационные условия работы на рынке для малого бизнеса. Об этом пишет экономист, координатор экспертных групп Экономической экспертной платформы Олег Гетьман.

«…главная проблема — из программы исключены в качестве продавцов все субъекты предпринимательской деятельности, находящиеся на упрощенной системе налогообложения, и, соответственно, сотрудничающие с ними производители… В большинстве случаев программа действует через крупные и средние торговые сети, искажая условия конкуренции на розничном рынке, где такие сети уже обладают превалирующей рыночной силой», — отмечает эксперт.

По словам Олега Гетьмана, «Национальный кэшбек», хоть и позиционируется как программа по поддержке национального производителя, искажает конкуренцию и предоставляет неоправданные преимущества крупным торговым сетям в обход интересов малых и микропредпринимателей. Так происходит, потому что по условиям участия в программе к ней не может присоединиться бизнес, работающий на упрощенной системе налогообложения.

Олег Гетьман настаивает на том, что такой подход не только несправедлив в отношении мелких предпринимателей, но и экономически неоправданный и вредный: «В Кабинете Министров в последнее время распространяется миф о том, что упрощенная система налогообложения — это „внутренний офшор“. Однако цифры и расчеты опровергают этот миф, ведь по налоговым показателям упрощенная система в большинстве случаев превосходит общую систему».

В подтверждение своих тезисов эксперт приводит объективные расчеты. К примеру он указывает, что в сфере реализации горючего, которая работает на общей системе налогообложения, налоги, собранные с оборота, составили в 2023 году 2,15%, а в продажах техники/электроники в 2023 году — 2,3%. В тот же период плательщики единого налога 3-й группы уплачивают 5%, а с 2025 года — еще и 1% военного сбора.

Олег Гетьман делает вывод, что подходы, примененные правительством в программе «Национальный кэшбек», являются контрпродуктивными и вредными для конкуренции, условий ведения бизнеса и экономики в целом.

Польза для национальной экономики от «Национального кэшбека» оказалась крайне незначительной. «Согласно расчетам Минэкономики, реализация проекта обеспечила в 2024 году рост ВВП на 0,001%», — приводит официальные данные Олег Гетьман.

Такие результаты программы он объясняет очень низким участием национальных производителей в программе — с ее начала к ней присоединились только 1665 производителей и на всех получили менее 400 млн гривен дополнительных поступлений, что является пустяком по сравнению с оборотами тех же компаний.

По мнению эксперта, эффективность «Национального кэшбека» возрастет, если убрать из программы дискриминационные условия.

«Необходимо возвращение в программу предпринимателей на упрощенной системе налогообложения, которые пользуются РРО/ПРРО и хотят соблюдать все ее условия. Реализация товаров исключительно со специальным штрих-кодом, через РРО/ПРРО, из соответствующего Перечня категорий товаров украинского производства — сделает невозможным существование так называемых „серых схем“ и будет способствовать детенизации торговли и усилению конкуренции, что положительно повлияет на восстановление и развитие экономики», — убежден Олег Гетьман.

Также он считает, что необходимо увеличить максимальную месячную сумму кэшбека с нынешних 3000 гривен до 6000 — это, по его мнению, будет стимулировать к участию в «Национальном кэшбеке» большего количества потребителей.

Ранее с призывом предоставить возможность малому бизнесу участвовать в программе «Национальный кэшбек» выступили более двух десятков бизнес-ассоциаций Украины.

Ранее нардеп рассказал об оценке Минэкономики программ «Национальный кэшбек» и «тысяча Зеленского» .