Владислав Щербина — один из гениев украинского фарфорового искусства. Он прожил яркую и вместе с тем непростую жизнь. Судьба подарила ему девяносто лет и счастье работать практически до последних дней. «Каждый раз, когда прихожу в мастерскую, чувствую себя как в раю» — рассказывал он в интервью «ФАКТАМ».
Произведения Владислава Щербины сегодня хранятся в Национальном музее украинского народного декоративного искусства, Национальном музее истории Украины, есть они и в музейных собраниях в Литве и Венгрии, а также в частных коллекциях.
По словам Владислава Ивановича, в Украине он создал наибольшее количество фарфоровой скульптуры. Жанровое многообразие действительно впечатляет: здесь и библейские герои, и трипольские мудрецы, и персонажи мировой литературы.
После окончания скульптурного отделения Одесского художественного училища Владислав Щербина работал на фарфоровых заводах в Барановке и Городнице, затем — на Киевском экспериментальном керамико-художественном заводе. Его приглашали работать на знаменитую Севрскую фарфоровую мануфактуру во Франции, но он отказался из-за возраста. В последние годы выдающийся украинский скульптор творил в маленькой мастерской в одном из живописных районов Киева.
В интервью «ФАКТАМ» коллекционер и исследовательница истории украинского фарфора, автор книг Людмила Карпинская-Романюк рассказала о раритетной серии скульптур Владислава Щербины «На злобу дня».
- Серия Владислава Щербины «На злобу дня» была создана на Киевском экспериментальном керамико-художественном заводе в 1957 году, — рассказывает Людмила Карпинская-Романюк. - В ее состав входили пять фарфоровых фигурок: «Медведь-бюрократ», «Волк-стиляга», «Лиса-агрономша», «Заяц-болтун» и «Бдительный сторож».
— В 2018 году мне посчастливилось взять у Владислава Щербины интервью. Он рассказывал, что в образе Волка-стиляги изобразил себя. Ведь в те времена одевался ярко, экстравагантно. Носил модные туфли на толстой подошве, которые привозились из-за границы, узкие клетчатые брюки канареечного цвета, голубой пиджак. Прическа была сумасшедшая! Вспоминал, как за ним бежали мальчишки и кричали: «Стиляга! Стиляга!» «Я был без комплексов, раскованный, жил, как мне нравилось», — отмечал Владислав Щербина.
- Именно поэтому и создал такую серию. Стиляги стали первыми в Советском Союзе, кто не побоялся выделиться из толпы и мыслить по-другому. Эта молодежная субкультура была распространена в крупных городах. Стиляги брали за образец жизнь в капиталистических странах. Яркая одежда, интерес к зарубежной музыке и танцам, нигилизм в суждениях, неприятие образа жизни большинства — все это было присуще этой прослойке молодежи. Стиляги с их повышенным интересом к западноевропейской и американской поп-культуре беспощадно критиковались, высмеивались и осуждались комсомольцами. Поведение стиляг становилось предметом обсуждения на комсомольских собраниях, их пытались перевоспитывать. Апологеты советского образа жизни говорили о стилягах: «Сегодня он играет джаз, а завтра родину продаст». Волк-стиляга в скульптурной группе — раскованный в поведении молодой человек в пиджаке с широкими плечами, галстуке расцветки «пожар в джунглях», укороченных брюках-дудочках, пестрых носках, ботинках на подошве «манная каша».
— Серия чрезвычайно колоритная.
— После «Волка-стиляги» появились и другие сатирические персонажи: сонный пес — «Бдительный сторож», выскочка — «Заяц-болтун», модница — «Лиса-агрономша», предприимчивый «Медведь-бюрократ». Продавались эти фигурки и в комплекте, и отдельно. В аллегорической форме Владислав Щербина создал портреты современников.
— Очень яркая скульптура — «Лиса-агрономша».
- Да. В этом образе показана девушка-стиляга, которая, очевидно, после окончания высшего учебного заведения получила направление в колхоз и поехала в село брать открепление. Получить такое разрешение было почти невозможно. Ведь после окончания вуза каждый выпускник должен был отработать по направлению два года. Лиса украшена, как новогодняя елка, в пестром наряде, дополненном бижутерией и сумочкой. Такая выпускница столичного вуза и работа в колхозе точно были несовместимы. Эта фигурка в серии «На злобу дня», кстати, моя любимая. Мне вообще очень нравятся фарфоровые фигурки модниц. Они есть в творчестве Ольги Рапай, Валентины Трегубовой и Оксаны Жникруп. Все эти работы стали художественными раритетами, которые рассказывают о моде того времени. В каждой работе интересно рассматривать детали: украшения, сумочки, обувь модниц.
- Очень колоритный образ и «Медведя-бюрократа», — продолжает Людмила Карпинская-Романюк. — Представитель высшего партийного руководства изображен в добротном костюме в полоску, с ярким галстуком, портфелем в руке и автоматической золотой ручкой в нагрудном кармане.
— К сожалению, судьба этой серии, как рассказывал Владислав Щербина, оказалась печальной: «Какая-то дама подарила фигурку „Медведя-бюрократа“ в макинтоше и с портфелем мужу — крупному чиновнику. Тот, видимо, узнал в этом образе себя и очень разозлился. На Киевский экспериментальный керамико-художественный завод сразу позвонили из центрального комитета партии с требованием немедленно снять серию с производства»…
- Да. «Медведь-бюрократ» оказался на удивление характерным персонажем времени, в котором чиновники сразу узнавали себя. Поэтому и не могли стерпеть сатиры. Таким образом утвержденная на художественном совете серия была со скандалом снята с производства. Выпускалась она на заводе очень короткий период, что делает ее редкой.
Ранее в «ФАКТАХ» коллекционер Людмила Карпинская-Романюк рассказывала о необычных фарфоровых фигурках малышей-«укутышей».
Кстати, приглашаем читателей «ФАКТОВ», которые являются ценителями красоты фарфора, в первый в Украине Музей фарфоровых фигур ShvetsMuseum. В коллекции музея вы сможете увидеть лучшие образцы мировых фарфоровых мануфактур. Невероятное фарфоровое путешествие подарит вам немало положительных эмоций и запомнится на всю жизнь!
На фото в заголовке В. Щербина. Скульптурная группа «На злобу дня». КЭКХЗ. 1957
Фото из альбома Людмилы Карпинской-Романюк