Происшествия

Через несколько минут после того, как андрей вышел из огня с полуторагодовалым даней на руках, крыша пылающего дома рухнула

0:00 — 29 марта 2006 eye 399

В поселке Хорошево под Харьковом 18-летний парень вынес из объятого пламенем дома двух малышей полутора и трех лет

Распахивая перед Андреем дверь горящего соседского дома, его мать и бабушка ни секунды не раздумывали. В мыслях было только одно: во что бы то ни стало спасти соседских малышей, оказавшихся в огненной ловушке. Сейчас кажется невероятным тот факт, что, дважды зайдя в дом, где бушевало пламя, парень отделался легкими ожогами. Целыми и почти невредимыми остались и двое мальчишек, которых он вынес из пекла.

«Из-за дыма ничего не было видно, поэтому я искал детей на ощупь»

Нынешние погорельцы — 50-летний Николай, 23-летняя Лилия и двое маленьких мальчишек — жили на отшибе, на самой дальней, уходящей в балку улице поселка Хорошево. Дальше их небольшой хаты стоит только один дом, в котором уже много лет обитает семья Задорожных: бабушка, мать и восемнадцатилетние братья-близнецы Игорь и Андрей. О семье Николая и Лилии односельчане говорить не любят. «Неблагополучные они, — замечают люди.  — Нигде не работают, живут на детское пособие и на то, что подкинут родственники». Николай почти полжизни провел в колонии, а Лиля… «Не нам судить, какая она мать, но детей нередко одних оставляла».

В тот вечер трехлетний Владик и полуторагодовалый Данила тоже остались одни. Родители куда-то ушли еще около пяти часов вечера, заперев дверь снаружи и заточив детей в ловушку, как оказалось позже. Почему в комнате вспыхнул огонь, пока остается невыясненным, но, похоже, причиной пожара стала детская шалость. Вероятно, оставленные без присмотра малыши открыли дверцу печки, и оттуда вывалилось горящее полено. Мальчишки так и сгорели бы в запертом доме, если бы от пожара не отключилось электричество у соседей.

- Мы смотрели телевизор и, может быть, не заметили бы никакого пожара, — вспоминает Мария Гавриловна.  — Но без пятнадцати семь вдруг погас свет. Невестка вышла на улицу, чтобы посмотреть, в чем дело, и увидела, что горит соседский дом. Она крикнула нам и тут же бросилась на пожар. Вслед за ней — мы с Андреем (второй внук Игорь ушел в тот вечер к друзьям). Мы знали, что там остались дети, поэтому очень спешили.

К тому времени дом был уже объят пламенем. Стекла с треском лопались от высокой температуры, огонь вырывался из окон и стремительно пожирал крышу, которая с минуты на минуту могла обрушиться. Из этого пекла доносился душераздирающий детский плач. Женщины выбили входную дверь и отшатнулись — изнутри повалил густой жаркий дым. Но счет шел на секунды, и Андрей, не раздумывая, бросился в горящий дом.

- Внутри абсолютно ничего не было видно, все застилал густой дым, — рассказывает Андрей.  — Пришлось искать детей на ощупь, ориентируясь по их плачу. Благо, дом маленький — прихожая да комната. К счастью, братишки никуда не спрятались, а сидели на кровати в углу комнаты. Первым я вынес старшего мальчика. Потом накинул на голову куртку, чтобы не опалить лицо и волосы, и нырнул обратно — за младшим.

Буквально через несколько минут после того, как Андрей вынес из горящего дома второго мальчика, крыша обрушилась…

«Во время пожара бояться было некогда, а потом уже не было смысла»

Андрей побежал вызывать «скорую помощь» и пожарных, а спасенными детьми занялись мама и бабушка. После того, что довелось пережить малышам, можно смело сказать: они родились в рубашке. У Данилы были лишь немного обожжены ножки, а у Владика огонь опалил ручки, лицо и уши. Успокоить рыдающих от страха и боли детей женщинам так и не удалось, они отчаянно плакали без умолку почти час, пока к месту происшествия пробирались медики. В машину «скорой» Андрей носил малышей уже вместе с братом Игорем. Когда около девяти вечера вернулась мать мальчиков, вместо дома она увидела дымящееся пепелище.

- Ох, она и кричала, и голосила, думала, что сыновья сгорели, — вспоминает Мария Гавриловна.  — Мы ее успокоили: не кричи, дети твои живы, мы их уже отправили в больницу. Впрочем, их там долго не продержали — выписали уже через полторы недели.

Андрей от медицинской помощи отказался.

- Я пострадал совсем чуть-чуть, — говорит парень.  — Опалил пальцы, шею, лицо, да еще горячим дымом горло обжег, несколько дней потом болело. Сейчас уже все прошло.

- Мальчишкам повезло, что рядом оказался Андрей,  — говорят жители села.  — Тут никакая пожарная команда не помогла бы. На эту улицу и в хорошую погоду проехать непросто, а уж сейчас-то… А ведь счет шел на секунды… В общем, сгорели бы ребята.

- Это точно, еще пять минут — и было бы поздно, — вздыхает Мария Гавриловна.  — И мальчики молодцы, что сидели на кровати, а не спрятались куда-нибудь, как это нередко делают детки во время пожара. Конечно, это большое счастье, что мы увидели пожар, когда еще не было поздно. Меня потом невестка спрашивала: «А если бы ни Андрея, ни Игоря дома не было, что бы вы делали?» Я говорю: «Значит, я пошла бы в огонь». Но детей не оставили бы, это точно. Другое дело, что у меня не получилось бы вынести малышей так быстро, как это сделал Андрюша… Вы знаете, все так мгновенно произошло, что мы ни о чем не думали. Только о том, что дети кричат и их надо спасти. Тут геройства никакого нет. Любой человек, если бы оказался в такой ситуации, первым делом рванулся бы спасать детей.

- Неужели совсем не было страшно? — не верю я.  — Ни тогда, когда шагали в огонь, ни потом, когда, вспоминая о случившемся, понимали, чем рисковали, как трагично все могло бы закончиться?

- Не было. Честно, — пожимает плечами Андрей.  — Когда дом горел, бояться было некогда, а потом уже не было смысла.

К сожалению, встретиться с родителями спасенных детей не получилось. Девушка, открывшая дверь маленького дома, куда переехали Лилия и Николай, сказала, что никого из них сейчас нет, а старший мальчик гостит у бабушки. Из всей семьи погорельцев дома оказался лишь полуторагодовалый Даня, громко разревевшийся при виде незнакомцев. Малыш уже совсем оправился от пережитого, о пожаре напоминают лишь следы ожога у него на макушке.

«Когда мать перед горящим домом говорит: «Вперед, сынок, там дети», — этим все сказано»

К семье Задорожных в поселке Хорошево относятся с уважением. Дедушка и отец Андрея и Игоря в свое время работали на ликвидации последствий Чернобыльской аварии. И в один год умерли от лейкемии. Двум женщинам, оставшимся в доме на околице села, пришлось полностью взвалить на свои плечи хозяйство и поднимать мальчиков-близнецов без мужской помощи. Теперь, когда парни выросли, ими могла бы гордиться любая мать — ребята взрослые, сильные и надежные.

- Обычные ребята, такие, как все, — улыбается Мария Гавриловна.  — Много работают по хозяйству, вечерами пропадают с друзьями, заставляя нас волноваться, и все всегда делают вместе. С весенним призывом вместе пойдут в армию. Очень надеемся, что и служить они будут в одной части.

- Ребята исключительные, таких очень мало! — не скрывает волнения односельчанка Ольга Переславская, глава родительского комитета спортивной команды «Штурм», секцию бокса которого несколько лет посещали братья.  — После всего пережитого (а на их долю выпало немало тягот), они остались людьми. И такими будут всегда. Но в данном случае я больше всего восторгаюсь мамой! Когда мать говорит: «Мне туда не пройти. Вперед, сынок, там дети», — этим все сказано. Потерять мужа, свекра, с огромным трудом вырастить сыновей — и отправить одного из них в горящий дом!.. Ведь она прекрасно понимала, что в любой момент могла остаться без сына. Дом пылает, крыша вот-вот рухнет — парень мог оттуда не выйти. Но она сказала: «Сын, иди!»

- Поступок, который совершил этот парень, достоин уважения даже специалистов-спасателей, — говорит помощник начальника ГУ МЧС Украины в Харьковской области Игорь Лупандин.  — Не каждый человек рискнет войти в горящий дом. Мне доводилось встречать взрослых людей, с определенным жизненным опытом, после армии, которые сознательно выбрали для себя профессию спасателя, но так и не смогли пересилить страх перед огнем. Это действительно непросто: очаг пожара — это повышенная температура, ничего не видно, невозможно дышать. Но 18-летний Андрей без колебаний шагнул туда и совершил подвиг — вынес детей буквально в последние минуты перед тем, как рухнула крыша. Возможно, свою роль сыграло то, что молодой человек занимался спортом. А у спортсменов есть очень хорошая черта — умение мгновенно оценить обстановку и принять правильное решение. Это доли секунды, но за ними стоит чья-то жизнь.

На днях Андрею Задорожному торжественно вручили почетную грамоту Главного управления МЧС. Харьковские спасатели намерены ходатайствовать перед Министерством по чрезвычайным ситуациям о поощрении молодого героя.

P. S. Автор благодарит Центр пропаганды ГУ МЧС в Харьковской области за помощь в подготовке материала.