Происшествия

«вы гарантируете, что я буду жить? « — спросила 101-летняя жительница волынской области у хирургов, прежде чем согласиться на операцию

0:00 — 29 марта 2006 eye 310

Удалив женщине желчный пузырь, врачи выписали ей… больничный лист: старушка уже полвека трудится дворником в жэке

В графе «Дата рождения» в паспорте Феодосии Афанасьевны Мартинец из Нововолынска Волынской области записано: «17 сентября 1904 года». Но самое поразительное даже не это. Оказывается, долгожительница до сих пор работает дворни-ком в городском жэке! В 101 год она впервые в жизни обратилась к врачу. С диагнозом острый холецистит (воспаление желчного пузыря), осложненный перитонитом, женщину госпитализировали. А затем успешно прооперировали и выписали. Казалось бы, старушке давно пора на заслуженный отдых, но не тут-то было! Выходить на пенсию она пока не собирается.

«За 33 года работы я впервые оперировал больную столь почтенного возраста»

- Случай с Феодосией Мартинец, безусловно, неординарный, — рассказывает заведующий хирургическим отделением Нововолынской центральной городской больницы Данила Корец.  — За 33 года работы я многое повидал, но оперировать больных столь почтенного возраста не приходилось.

«Скорая помощь» доставила Феодосию Афанасьевну к нам в тяжелом состоянии, в палату бабушку внесли на носилках. В результате обследования был поставлен диагноз деструктивный холецистит, осложненный перитонитом. Требовалась операция. Феодосия Афанасьевна отказалась: «Я свою жизнь прожила, дайте спокойно умереть». Но не оставлять же пациентку погибать! Мы назначили ей медикаментозное лечение, однако состояние старушки стремительно ухудшалось. Собрали консилиум. Бабушка написала, что от операции отказывается… После работы я отправился домой. А поздно вечером из отделения позвонил хирург Магомет Магомаев и сообщил, что Феодосия Мартинец дала согласие на операцию. Правда, перед этим спросила: «А вы гарантируете, что я буду жить?» Доктор ответил честно: «Надежда есть».

Необычную пациентку спасали Данила Корец, Магомет Магомаев, Тарас Родзь и заведующий отделением анестезиологии и реанимации Андрей Гидзинский. В тот день это была пятая операция, хирурги буквально валились с ног, но вмешательство провели, не откладывая. Счет шел буквально на часы.

- Операция продолжалась недолго — час двадцать, — продолжает Данила Корец.  — Пришлось удалить желчный пузырь: в нем образовалось отверстие, через которое желчь вытекала в брюшную полость. Без осложнений не обошлось. После введения наркоза у пациентки стремительно снизилось давление. В то же время нельзя не отметить, что особых нарушений в деятельности жизненно важных органов женщины не было, а это, если учесть ее возраст, не может не удивлять.

Поначалу послеоперационный период протекал тяжело. Бабушка пробыла в реанимации восемь суток. Из них трое — на аппарате искусственного дыхания. Когда она пришла в сознание, мы вздохнули с облегчением. Вскоре пациентку перевели в обычную палату, а через неделю выписали домой. Для своего возраста выглядит она неплохо. У Феодосии Афанасьевны хорошая память, разборчивая речь, ясный ум.

- Как по-вашему, благодаря чему?

- Она по натуре оптимистка, к тому же всю жизнь физически трудится. До сих пор работает дворником в жэке! Кстати, в связи с этим мы выписали старушке больничный лист.

Феодосия Мартинец живет в однокомнатной квартирке на третьем этаже пятиэтажки. Дома у нее идеальные чистота и порядок. Обитает старушка одна, но ей не одиноко: дочь, 68-летняя Галина Федоровна, проведывает каждый день. Приходит, чтобы постирать, помочь убраться и просто пообщаться с мамой.

- Феодосия Афанасьевна, как здоровье? — мне приходится громко повторять вопрос несколько раз, потому что долгожительница плохо слышит. Впрочем, это единственный характерный признак ее почтенного возраста. Зрение и память у женщины отменные.

- Ничего здоровьице, только ноги побаливают, — бодро отвечает Феодосия Мартинец.  — Но по квартире хожу. Главное — живот уже не болит. Если раньше, до операции, не могла ни нагнуться, ни лечь, ни встать, то сейчас и поднять что-то с пола могу, и мусор убрать. Я ведь в больницу впервые в жизни попала!

- Говорят, на работу собираетесь?

- А как же! — улыбается бабушка.  — Люблю свою работу.

Увидев, что я буду ее фотографировать, старушка засуетилась, достала из шкафа новые платок и кофту. И лишь приодевшись, позволила сделать снимок для газеты.

«Феодосия Афанасьевна не то что на пенсию, даже в отпуск идти не хочет!»

- Что помогает вам жить так долго? — кричу на ухо собеседнице.

- Даже не знаю. Я всю жизнь работала, никому не желала зла, ни на кого не обижалась… Скажу честно: иногда не хочется жить. Думаю: «Устала, надоело!» А потом помолюсь и понимаю, как же все-таки хорошо на этом свете.

- Диет мама никогда не придерживалась, — присоединяется к разговору Галина Федоровна.  — Правда, сейчас, после операции, ей нельзя соленого, острого и жирного, но это временно. Раньше мама могла и рюмку в праздник выпить. Она и на свое столетие от 50 граммов не отказалась — за здоровье гостей. Ее день рождения мы отмечали в баре. Пришло много людей. Желали долгих лет жизни, дарили подарки. Соседи специально к юбилею сделали ремонт в парадном, прямо на улице устроили концерт, преподнесли огромный букет из 99 астр.

Еще хочу отметить: мама — глубоко верующий человек. Перед операцией даже попросила пригласить в палату священника, исповедалась, причастилась…

- Думала, что не выдержу, — признается старушка.  — Но сейчас с каждым днем мне становится лучше. Спасибо врачам и дочке. Она за мной ухаживает. В больнице от меня не отходила, с ложечки кормила, и на работе подменяла.

Муж Феодосии Афанасьевны умер давно, в 1953 году. После этого женщина переехала из села в город, поближе к дочке, да так там и осталась.

- Сколько за эту долгую жизнь пришлось перенести! — вспоминает Феодосия Мартинец.  — Труднее всего было в Великую Отечественную войну. Немцы сожгли наш дом и сарай с коровой и свиньями. А Федора, мужа моего, на расстрел повели. Его спасло чудо. Да и после войны мы страху натерпелись. Когда людей в Сибирь увозили, дома не ночевали, боялись, что нас тоже заберут. Спали с детьми (у Феодосии Афанасьевны есть еще сын.  — Авт. ) в яме за сараем…

- В вашем роду были долгожители?

- У мамы было три сестры и три брата, — отвечает Галина Федоровна.  — Одной сестре 98 лет, она в селе живет. Недавно приезжала в гости. Выглядит намного старше мамы, и память у нее хуже… Моя бабушка прожила 88 лет, а дедушка — 90. И на здоровье они не жаловались. Кстати, мама родилась через несколько дней после смерти ее самой старшей сестры…

На работе за Феодосией Мартинец закреплено несколько участков с контейнерами для мусора, установленными довольно далеко друг от друга. Тем не менее на этой территории всегда чисто. Зимой, чтобы справиться со льдом, старушке приходится брать в руки лом. Диву даешься, когда видишь, как ловко она орудует тяжелой железякой.

- Феодосия Мартинец нас прославила, — смеется начальник жилищно-эксплуатационной конторы № 2 города Нововолынска Александр Зборовский.  — Человек она, конечно, неординарный и работник добросовестный. В жэке уже 50 лет! Она очень хочет трудиться, вот и пошли на уступки. Говорит, что без работы и общения с людьми не сможет жить…

- Феодосия Афанасьевна не то что на пенсию, даже в отпуск не соглашается идти, — говорит мастер жэка Людмила Кошелевич.  — В прошлом году мы ее таки уговорили отдохнуть, но она и несколько часов не выдержала — в первый же день отпуска как штык была на рабочем месте!