Катастрофические 13% доверия к региональным налоговым органам, 143 миллиона гривен судебных расходов на проигранные дела и тысячи необоснованных проверок. Весной 2024 года бизнес-омбудсмен Украины обнародовал шокирующую статистику налогового давления на предпринимателей и назвал это «презумпцией злой воли» со стороны ГНС. И до настоящего времени ситуация не улучшилась…
«Генерирование ежегодно десятков тысяч крайне формалистических и недостаточно обоснованных выводов налоговых проверок создает административную, правоохранительную, юридическую и судебную суету, существенно не увеличивающую налоговые поступления в Украине. Такой подход создает неоправданные обременения для украинского бизнеса, забирая время у руководителей и оборотный капитал у предприятий, который мог бы быть более удачно использован для достижения целей военного времени и послевоенного восстановления», — столь жесткая оценка прозвучала в исследовании бизнес-омбудсмена Романа Ващука «От презумпции злой воли к налоговому доверию».
Государственная налоговая служба Украины и ее территориальные органы непрерывно работают в направлении обмена информацией с иностранными партнерами, направляя специальные запросы в компетентные органы других государств. Однако, как отмечает бизнес-омбудсмен, эта работа ведется часто с нарушением базовых принципов международного сотрудничества.
В последние годы налоговая создала настоящую систему манипуляций в сфере международного налогообложения. Вместо того чтобы использовать международные механизмы для реального контроля и сотрудничества, налоговики превратили их в инструмент давления на бизнес. Отправляя специальные запросы в иностранные компании, они регулярно действуют в обход украинского законодательства, игнорируя даже обязательное получение судебного разрешения на истребование информации.
Особую обеспокоенность вызывает тот факт, что налоговые органы нередко посылают специальные запросы с целью поиска формальных «несуществующих» нарушений со стороны налогоплательщиков. Собранные в результате таких запросов данные используются в качестве основы для вынесения налоговых уведомлений-решений и наложения штрафов.
«Информация, полученная по подобным запросам, становится инструментом для пополнения бюджета за счет штрафных санкций, даже если нарушения носят сомнительный характер», — отмечает Роман Ващук.
На практике механизмы обмена информацией все чаще превращаются в настоящее оружие в руках фискальных органов. Получив данные об иностранных контрагентах, налоговики начинают настоящую «охоту на ведьм» — ищут любые, даже малейшие поводы для наложения штрафов и инициирование проверок, несмотря на очевидную законность операций.
Показательными стали дела № 420/19215/24 и 120/4332/23, которые ярко демонстрируют, как налоговая использует международные механизмы сотрудничества для давления на бизнес. Суды первой и апелляционной инстанции были шокированы тем, как налоговый орган манипулирует информацией о хозяйственной деятельности кредиторов-нерезидентов. Вместо объективного анализа налоговики просто игнорируют наличие у компаний-нерезидентов альтернативных источников доходов и делают абсурдные «предположения» о том, что эти компании являются лишь формальными собственниками средств.
А история с делами № 420/6022/24 и 140/3116/19 вообще могла бы быть анекдотичной, если бы не была столь печальной и показательной. Налоговый орган так увлекся манипуляциями с международными обращениями, что в результате «досудился» до банального — у него просто не осталось средств для уплаты судебного сбора. И это при том, что речь идет о государственном органе, который должен эффективно использовать бюджетные средства!
Такая практика заставляет задать острый вопрос: неужели для этого создавались механизмы международного сотрудничества? Имеют ли инструменты, разработанные для обеспечения прозрачности и законности международных операций, превращаться в оружие фискального террора?
По данным исследований Совета бизнес-омбудсмена, ситуация с уровнем доверия к налоговым органам достигла критической отметки. Только 19% предпринимателей доверяют центральному аппарату ГНС, а к региональным подразделениям налоговой службы доверие еще ниже — критические 13%.
«Бизнес и профессиональное сообщество воспринимают налоговые проверки как фискально-карательный инструмент государства», — подчеркивает Роман Ващук в своем исследовании.
По его словам, такая ситуация создает замкнутый круг недоверия между налогоплательщиками и контролирующими органами.
Масштаб проблемы подтверждается публикациями деловых и юридических медиа. LIGA ZAKON провела вебинар, где ведущие юристы и адвокаты анализировали вопросы добросовестности налоговой во время споров по трансфертному ценообразованию и проблеме произвольного толкования Международных стандартов финансовой отчетности. «Бухгалтер 911» и «Закон и Бизнес» регулярно публикуют материалы о системных нарушениях со стороны налоговых органов. На портале UNIAN.NET появилось громкое расследование о том, как налоговые органы грубо нарушают законодательство, проводя проверки даже во время моратория на такие действия. При этом, как отмечают журналисты, руководство ГНС не только не принимало меры по пресечению таких нарушений, но и фактически поощряло их. GMK Center в своем аналитическом материале подробно раскрыл проблему выборочного отношения налоговиков к применению норм во время проверок, что стало, по оценке издания, определенной манипуляцией со стороны контролирующего органа. А «Последний Бастион» опубликовал резонансное расследование о том, как налоговые органы намеренно используют разные источники информации при проверках однотипных случаев, создавая основу для необоснованных претензий к бизнесу. В одном из материалов «Бухгалтер 911» даже глава налогового комитета Верховной Рады Украины Даниил Гетманцев вынужден был публично признать, что перед налоговиками не стоит задача «собрать штрафы, заставить людей делать ненужные вещи». Однако практика демонстрирует обратное.
Бизнес в свою очередь активно использует механизм электронных петиций для привлечения внимания к системным нарушениям. На сайтах Кабинета Министров Украины и Официального интернет-представительства Президента Украины появляются красноречивые обращения: «Защитите наших покойных от налогового произвола!», «Налоговый беспредел» и «Ввести уголовную ответственность налоговиков за фальсификации результатов налоговых проверок».
Менеджер комитета по налоговым и таможенным вопросам Европейской Бизнес Ассоциации Наталья Артемчук подтверждает выводы бизнес-омбудсмена конкретными цифрами: «Официальная статистика ГНС Украины свидетельствует, что большинство решений суда было принято в пользу налогоплательщиков. Судебные расходы ГНС Украины в 2023 году составили 143 738 500 грн. Данная статистика свидетельствует о создании неправомерного давления на добросовестных налогоплательщиков, что в конечном итоге вредит развитию экономики Украины».
По наблюдениям Совета бизнес-омбудсмена, такая практика создает неоправданные обременения для украинского бизнеса, отбирая у предприятий оборотный капитал и заставляя тратить драгоценное время руководства на бесконечные судебные процессы вместо развития бизнеса и создания новых рабочих мест.
В своем исследовании «От презумпции злой воли к налоговому доверию» бизнес-омбудсмен Роман Ващук представил результаты расследования феномена налоговых проверок. Он подчеркивает необходимость кардинальных изменений в философии работы налоговой службы.
«Необходимо отказаться от презумпции злой воли налогоплательщика, которая сейчас доминирует в работе ГНС. Вместо генерирования формальных претензий и создания искусственных препятствий для бизнеса, налоговые органы должны стать реальными партнерами для добросовестных налогоплательщиков», — подчеркивает омбудсмен.
По результатам исследования, особого внимания требует восстановление международного доверия. Систематические нарушения предписаний Конвенции о взаимной административной помощи в налоговых делах (ETS 127) не только подрывают доверие иностранных компетентных органов к Украине как надежному партнеру, но и ставят под угрозу дальнейшее правовое взаимодействие с иностранными государствами. Офис бизнес-омбудсмена подчеркивает необходимость разработки четких внутренних процедур, которые будут гарантировать надлежащее обоснование каждого международного запроса.
Европейская Бизнес Ассоциация, опираясь на выводы омбудсмена, разработала комплексный пакет предложений по реформированию системы налогового контроля. Ключевым элементом должно стать введение персональной ответственности налоговиков за неправомерные действия.
«Бизнес считает целесообразным ввести административную и дисциплинарную ответственность налоговиков за создание неправомерного давления на компании. Возможно, тогда налоговики, как рядовые, так и на руководящих должностях, будут учитывать последствия своих действий», — отметила Наталья Артемчук.
Необходимость изменений в работе налоговой службы признается и на законодательном уровне. Глава налогового комитета Верховной Рады Украины Даниил Гетманцев, отвечающий за формирование налоговой политики государства, публично отмечает, что перед налоговиками не стоит задача «собрать штрафы, заставить людей делать ненужные вещи». По его мнению, основной задачей ГНС должно стать создание комфортных условий для ведения бизнеса и уплаты налогов.
Бизнес-омбудсмен Роман Ващук убежден: при всей сложности ситуации, выход есть.
«Генерирование ежегодно десятков тысяч крайне формалистических и порой недостаточно обоснованных выводов налоговых проверок, значительная часть которых рассыпается после лет в судах, создает административную, правоохранительную, юридическую и судебную возню, которая существенно не увеличивает налоговые поступления в Украине», — отмечает омбудсмен. Однако, по его словам, именно осознание масштаба проблемы и готовность к диалогу со стороны всех заинтересованных сторон — от бизнеса до законодателей — создает реальные предпосылки для положительных изменений.
Внедрение персональной ответственности налоговиков, разработка четких процедур проверок и переход от «презумпции злой воли» к партнерским отношениям между бизнесом и налоговой службой может стать фундаментом, на котором будет построена новая, эффективная система налогового администрирования в Украине.
Ранее сообщалось, как в 2025 году изменятся для украинцев налоги, соцвыплаты, тарифы и цены.
Фото Pixabay