Происшествия

Все дороги ведут к рому, говорят кубинцы

0:00 — 1 апреля 2006 eye 912

Знатоки утверждают, что выдержанный темный ром грех смешивать даже со льдом

Горящий камин, кресло, плед, шотландский свитер, скотч и сигара — традиционный символ денди, стабильного консервативного существования. А вот та же сигара, но уже в сочетании с ромом, рождает совершенно другой образ. Мачо, флибустьера, авантюриста.

В Москве скинхеды убили Луиса Миранду, который скручивал сигары для Фиделя

Посреди огромного разделенного колоннами «сборочного» цеха гаванской сигарной фабрики «Партагас» на подиуме за столом сидит… чтец. Пока смуглые пальцы работниц и работников из трех разных типов листьев, обеспечивающих вкус, аромат и хорошее горение будущего продукта, скручивают сигару, одевают ее в специальный наружный лист, склеивают растительным клеем, обрезают резаком чаветой и формируют закругленный край, а после сушат, калибруют, разделяют по 70 цветам и тональностям (чем темней сигара, тем она крепче), чтец развлекает их, делая работу менее монотонной. Каждое утро по 45 минут хорошо поставленным голосом он читает в громкоговоритель газеты, а днем романы, которые выбирают чаще всего женщины  — их тут больше, чем мужчин. Пожалуй, на фабрике только дегустатор — исключительно мужская профессия. Они, в отличие от остальных, на фабрике не курят, сохраняя свежесть восприятия, хоть в воздухе висит головокружительный табачный дух. На фабрике запрещены съемки — уж больно много охочих узнать все секреты производства сигар.

- Чтобы работать в этом элитном цеху, работников готовят почти год, — рассказывает нам сотрудница фабрики Мариселла.  — Лучшие ученики допускаются к сборке сигар самых дорогих сортов — «Коибы», «Ромео и Джульетта», «Монте-Кристо». Табак для самых элитных сигар марки «Коиба» с совершенно неповторимым вкусом, запахом и текстурой проходит три процесса ферментации. После этого табачные листья попадают на фабрику, где сначала с так называемых наружных листьев (предназначенных для обертывания сигар) срезают черенки. Потом их используют в парфюмерной промышленности при создании мужских запахов с табачной ноткой. Дальше все виды листов идут на «сборку». После контроля и дегустации сигары укладывают в кедровые коробки, к каждой прикрепляют колечки с маркой сигар, а в каждую коробку для сохранения режима влажности вкладывают тонкие деревянные пластинки. В такой упаковке сигары сохраняют свои неповторимые качества целый год.

Наши работники очень ответственные и умелые. Поэтому у них неплохая зарплата — около 16 долларов в месяц, и премиальные за перевыполнение плана. В день один работник должен скрутить 50-60 сигар, две из которых он имеет право взять себе.

Профессия скрутчика сигар — татаперо — одна из самых престижных на Кубе. Поэтому едва ли не национальной трагедией для острова стало убийство в Москве самого известного в мире мастера по скручиванию сигар 70-летнего Луиса Миранды. Этот мастер имел седьмую, высшую, профессиональную категорию и скручивал сигары для Фиделя Кастро. К похоронам Миранды, два месяца назад приехавшего в Первопрестольную по контракту с кубинским рестораном и убитого в марте скинхедами, готовилась вся Гавана.

Своей мировой славой кубинские сигары обязаны уникальным почве и климату и суеверно хранимым традициям — начиная от отбора семян и многолетних наблюдений за листьями и заканчивая десятилетиями не изменяемой маркировкой кубинского изделия Ь 1 бумажной лентой с выпуклыми черными и зелеными буквочками. Лучшие табаки на острове выращивают в провинции Пинар дель Рио. Здесь живет и Алехандро Робайна, самый известный кубинский табаковод. Совсем мальчишкой он приехал сюда из Испании — и засосало. До сих пор в свои 80 с небольшим Алехандро ежедневно выходит с сыновьями и внуками в поля, где ровными рядочками, как наши капуста или салат, растет табак. Ухаживает за ним, вручную собирает, вялит в тени под навесом. Из продукции Алехандро Робайна делают пять типов сигар: «Дон Алехандро», «Фамосо», «Фамильер», «Уникум» и «Робайна». Все лучшие марки, изготовленные с соблюдением самых строгих стандартов, объединяют словом «Habanas». (По-испански это звучит как «Абана» — первое «h» не произносится. )

Производство сигар появилось на Кубе в 1541 году, хоть история сохранила имена двух конкистадоров, за сто лет до этого первыми увидевших аборигенов с продолговатыми свертками из листьев табака. Одного из них, Родриго де Хереса, инквизиция за пристрастие к «дьявольскому зелью» даже упрятала на три года в тюрьму. Из-за яростной борьбы церкви с традицией табакокурения первая партия сигар была завезена с Кубы в Европу аж в 1717 году. Спустя почти 300 лет мир признал кубинские сигары лучшими, хотя только в Карибском бассейне и Латинской Америке сигары делают в Гондурасе и Доминикане, кроме того никто не станет отрицать высокого качества европейских, голландских, сигар.

Настоящая гавана — та, на которой написано «totalemente a mano» (только ручная работа) — даже на Кубе дорогое удовольствие. В лавке при фабрике «Partagas» упаковка с 20 штуками «Коиба эсплендидос» стоит 380 евро в конвертируемых кубинских песо. Тут и там, в кафе, на улицах и на пляжах предлагают, конечно, сигары на порядок дешевле, но существует реальный риск приобрести даже скрученные пальмовые листья, хоть чаще всего на продажу иностранцам идут те самые две штуки, которые легально выносятся с фабрик. В мире ежегодно продается свыше ста миллионов штук «гаван», эксклюзивными правами на продажу кубинских марок более чем в ста странах обладает кубинско-испанское предприятие «Habanos S. А. ». Недавно и в Киеве открылся «Дом табака», по утверждению кубинского посла в Украине г-на Хулио Гармендиа, лучший в Европе. Цены там практически не отличаются от кубинских — не то что в советские времена, когда в магазине «Гавана» на улице Красноармейской все это счастье можно было купить за копейки. Тем не менее спрос есть. «Гаваны» курят представители большого бизнеса, политики, например, экс-министр экономики Сергей Терехин или известный адвокат и светский персонаж Сергей Власенко, и даже мошенники — в частности, сбежавший с деньгами инвесторов «Элита-центра» Александр Волконский.

Саддаму Хусейну кубинские сигары в тюрьму передают сотрудники Красного Креста

Без сомнения, самым известным поклонником кубинских сигар был Уинстон Черчилль, удостоенный того, что его именем назвали сигару определенного размера марки «Ромео и Джульетта». В свое время потомственный аристократ Черчилль заметил: «Хорошая сигара — такая же дань законам общества, как умение читать по-французски и поездка на скачки в Эскот». Сам лорд так неистово отдавал эту дань, что в конце концов удостоился того, что в шаржах и карикатурах его изображали с сигарой вместо головы. Не знаем, кто это подсчитал, но известно, что за жизнь Черчилль выкурил около 300 тысяч штук, потратив на них целое состояние. С настоящей гаваной он не расставался никогда. Даже когда в 1943 году ему предстояло долго лететь в самолете, надев кислородную маску, за несколько дней до полета сэр Уинстон заказал особую маску, которая не мешала бы ему курить сигару. Дома члену английского парламента Черчиллю приходилось надевать асбестовый нагрудник, так как, увлекшись, он часто не замечал ни прожженных костюмов, ни горсток пепла на животе.

Толк в сигарах знали символ мировой революции Че Гевара и американский президент Джон Кеннеди, любителем марки «Коиба эсплендидос» слыл и Фидель Кастро, давно покончивший с этой сладкой пагубной привычкой. Саддам Хусейн и сейчас, в тюрьме, курит кубинские сигары, которые ему регулярно передает через сотрудников Красного Креста его дочь Рагхад.

Увы, не может себе позволить затянуться душистой гаваной калифорнийский губернатор Арнольд Шварценеггер. Причина в том, что американцам просто-напросто запрещено покупать кубинские сигары. С чего это начиналось, вспоминает бывший помощник Джона Кеннеди Пьер Сэлинджер: «Спустя некоторое время после моего появления в Белом доме произошли различные драматические события. В апреле 1961 года США совершили большую ошибку: вторглись в Залив Свиней, где кубинские эмигранты, поддерживаемые североамериканским правительством, попытались свергнуть Фиделя Кастро. Несколько месяцев спустя… вечером мне позвонил президент». Кеннеди, вспоминает Сэлинджер, попросил его до утра принести ему тысячу штук сигар «Птит Упман». С трудом Пьер выполнил просьбу своего президента. «Кеннеди улыбнулся и открыл свой письменный стол, — продолжает Сэлинджер.  — Взял оттуда длинный документ, который тут же подписал. Это был декрет, который запрещал наличие кубинских товаров в США. Начиная с этого момента кубинские сигары стали нелегальным товаром в нашей стране».

Правда, до 2004 года в США еще можно было ввозить кубинские сигары — не более чем на 100 долларов. Новый закон, как сообщает итальянская «Ля република», запрещает гражданам США покупать кубинские сигары даже за пределами Соединенных Штатов. Для нарушителей предусмотрено жесточайшее наказание — штраф до миллиона долларов для предприятий-нарушителей и до 250 тысяч для так называемых физических лиц, а также тюремное заключение сроком до 10 лет. Как говорится, за удовольствие надо платить, и многие считают такую плату адекватной удовольствию.

Ежедневно с шести до восьми вечера на кубинских каналах за круглым столом специалисты и политики обсуждают злободневные темы. Однажды темой для обсуждения стал вопрос, какие сигары курит один из американских конгрессменов, известный своим неприязненным отношением к Кубе. Обсуждались маркировка, угол сгорания сигары, какими кусками с нее падает пепел, горстки какой формы он образует и так далее. В конце концов специалисты пришли к выводу, что сигара, с которой конгрессмен не расстается даже перед камерой, кубинского происхождения. Хороший вкус скрыть оказалось так же трудно, как и его отсутствие.

Принято считать, что от длины сигары зависит продолжительность курения, а от толщины — качество получаемого удовольствия. Поэтому, например, формат Дубль Корона до 22 сантиметров в длину и 2,1 сантиметра в диаметре выкуривается в завершение обильной трапезы за 2-2,5 часа, а сигаркой размера Деми-Тэсс можно наслаждаться в течение получаса, после черного кофе. И, кстати, при выборе сигары принято упоминать год сбора урожая табака, как и при выборе вина.

Производство рома — то же самогоноварение

Кто-то из писателей придумал чудесную фразу: человек является промежуточным звеном, связывающим воедино венец творения природы — рюмку коньяка и ломтик лимона. Но, как говорят сами кубинцы, все дороги ведут не к Риму, а к рому. Впрочем, мы и сами убедились, что «горячая кубинская парочка» — ром и сигара — ничем не хуже.

Историки утверждают, что ром на Кубе появился в XVI веке. Тогда, когда на острове стали выращивать сахарный тростник. Правда, как оказалось, средневековым мачо приходилось значительно труднее. Ведь пили они не нынешний ароматный ром, а изрядно гадостное пойло — акваргьенте (горящая вода). На вкус оно было терпким, обладало весьма неприятным запахом и нещадно обжигало горло. Недаром ром в то время считался любимым напитком пиратов — мужчин серьезных, привычных к экстремальному времяпрепровождению. Нынешний вкус ром, а как говорят кубинцы, рон, приобрел значительно позже, когда производители овладели процессами сбраживания, фильтрации и выдержки.

И если в начале «сахарной лихорадки» на Кубе ром считали побочным продуктом производства, то сейчас он, в отличие от сахара, перехватил и уверенно держит пальму первенства. В Гаване существует даже музей рома, где на примере самой известной кубинской марки «Гавана Клаб» показан весь процесс производства.

Производство «веселого дитяти сахарного тростника» напоминает хорошо известный украинцам процесс самогоноварения. Сначала смешивают патоку, полученную из сахарного тростника, воду и дрожжи. «Бражка» должна побродить часов 30, прежде чем ее перегонят в 75-градусную «огненную воду». Затем полученный молодой ром разливают по бочкам и выдерживают три года. Кстати, многим бочкам, сделанным из белого дуба, больше сотни лет.

После того как над полученным напитком поколдуют мастера, на свет появляется сухой белый ром (Carta Blanka). Его можно вновь разлить в бочки и после пятилетней выдержки получится золотистый (Carta Oro), после семилетней — темный (Anejo) напитки. Впрочем, ром можно выдерживать и лет по 10-15. Причем, как уверяют знатоки, смешать такой напиток с соком или просто добавить льда — настоящее кощунство. Кубинские же коктейли делают на основе светлых видов рома. Кстати, два коктейля получили всемирное признание и стали настоящим аттракционом для туристов. Это «Дайкири» и «Мохито». А главным их «популяризатором» стал писатель Эрнест Хемингуэй, долгие годы живший на Кубе. Утренний, более легкий коктейль «Мохито» (ром, лимонный сок, сахарный сироп и веточка мяты) он выпивал в баре «Бодегита», где все стены разукрашены автографами известных людей. Впрочем, и простые посетители успели приложить свои руки к росписи стен, пока руководство категорически запретило это делать. Второй коктейль — «Дайкири» — Хэм выпивал во «Флоридите». Сейчас каждый уважающий себя турист обязательно должен побывать в этом одном из первых баров в мире. Кстати, писатель признавал, что владелец «Флоридиты» Константин Рибалда делал этот коктейль как никто другой. Ингредиенты этого коктейля практически не отличаются от «Мохито» — это все тот же ром, лимонный сок, сахарный сироп и взбитый в пену лед. Во «Флоридите» можно не только попробовать этот коктейль, но и купить футболку с рецептом.

Также в Украине хорошо известны еще два коктейля, придуманные на Кубе. Это «Куба либре», сделанный на основе рома и кока-колы, а также «Пинья колада» (с ромом, кокосовым сиропом, ананасовым соком и сливками). С последним коктейлем случаются казусы, когда, заказывая этот коктейль, его название произносят как «Пина колада». А пина — не что иное, как сосна.

«Ромовую» историю Кубы писали несколько известных семейств, среди которых и Баккарди. После революции 1959 года ромовые предприятия были национализированы, а сама семья покинула страну. Уехали и создатели «Гавана клаб». Но если «баккардийцы» увезли все права на торговую марку с собой, то создатели «Гаваны» никаких рекламаций на марку новым властям не выдвигали, и производство продолжалось уже на государственном предприятии. А некоторое время спустя дом Баккарди стал выпускать свою «Гавану клаб», что вызвало грандиозный скандал. После разбирательства в международном суде был достигнут компромисс: кубинский ром получил право продаваться во всем мире, кроме США, а другой стороне было разрешено продавать свой напиток в Америке и Пуэрто-Рико.

Сейчас на Кубе производится более сорока миллионов бутылок рома в год. Существует 38 разных марок этого крепкого напитка, который выпускается на сорока фабриках страны. Правда, лишь немногим более десятка из них идет на экспорт. Тем не менее популярность кубинского рома в мире оспорить трудно.

P. S. Минздрав по-прежнему предупреждает: курение и употребление алкоголя вредит вашему здоровью.