В начале февраля 2025 года глава Комитета Верховной Рады Украины по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики Даниил Гетманцев опубликовал в своем телеграм-канале рейтинг «предприятий, занимающихся оптовой торговлей агропродуктами», в который вошли 11 компаний. В частности, Даниил Гетманцев акцентировал внимание на двух крупных агрокомпаниях, «которые одновременно проводят подавляющее большинство видов с/х деятельности». Kernel и «Астарта», по его мнению, не только «безусловные лидеры в области АПК!», но и лидеры по уплате налогов.
В чем же секрет такого пиетета к Kernel и «Астарте», а также и к 11 компаниям — лидерам в области АПК, в рейтинге Даниила Гетманцева? Ведь какие-либо показатели и критерии оценки ранжирования компаний агропромышленного комплекса Украины отсутствуют.
Интригу увеличило замечание Даниила Гетманцева: «Напоминаю, что выбираю лучших плательщиков не по сумме уплаты налогов, а по показателю налоговой эффективности и, безусловно, не могу назвать абсолютно всех добросовестных плательщиков, но лучших могу». Следовательно, критерием в таком случае является не сумма налогов, а эффективность и повышенная добросовестность при уплате налогов. Так что каждое ФЛП, которое ведет свой хоть и небольшой, но эффективный бизнес, а себя считает добросовестным в уплате налога, может занять высшую ступень рейтинга главы Комитета Верховной Рады Украины? В целом это вполне рабочий механизм, который может действовать без учета суммы налога, и таким образом действительно уравниваются возможности как крупных, так и малых предприятий в «конкурсе».
Эффективность в таком случае — это не виртуальная величина. Простыми словами, это показатель эффективности налога, который показывает расходы на сбор отдельного вида налога. Показатели эффективности использования активов характеризуют их оборотность, в частности, фондоотдачу, оборотность всех активов и материальных ресурсов. Чем выше значение этого показателя, тем лучше используются основные и оборотные фонды предприятия.
Однако от этого вопросов меньше не стало — возможно, даже больше. Если оценивать какие-либо бизнесы по уровню налогов, то это требует тщательного анализа налоговых данных компаний. А если речь идет об оценке эффективности, то все еще сложнее — информации не меньше.
С вопросом о получении публичной информации о 15 крупнейших в Украине налогоплательщиках «ФАКТЫ» обратились в Государственную налоговую службу Украины (ГНС). В ответ ГНС сообщила, что «отчетностью органов ГНС не предусмотрено формирование информации относительно 15 крупнейших в Украине налогоплательщиков в сфере АПК за 2024 год с указанием сумм уплаченных ими налогов в бюджеты всех уровней». Следовательно, Государственная налоговая служба Украины таким вопросом не занималась. Более того, добавила: «Ваш запрос требует проведения аналитической работы, комплексного анализа и систематизации данных в информационно-коммуникационной системе ГНС… что является созданием новой информации», поэтому в конце концов: «сообщаем об отказе в удовлетворении Вашего запроса».
Государственная налоговая служба Украины в своем письме также сослалась на положение закона: «Согласно статье 1 Закона № 2939, публичная информация — это отраженная и задокументированная любыми средствами и на любых носителях». То есть по состоянию на сейчас обобщенной, собранной и задокументированной информации о налогах 15 крупнейших плательщиков в сфере АПК в Украине за 2024 год нет. Это значит, что никто ее не запрашивал, в частности ни Даниил Гетманцев, ни Комитет Верховной Рады Украины по вопросам финансов.
Кстати, на телеграм-канале Даниила Гетманцева публиковались рейтинги не только по АПК Украины, но и по большинству отраслей экономики страны. Это огромный объем работы по изучению данных и ранжированию компаний, поэтому возникает вопрос: кто выполнял эти проекты, если Государственная налоговая служба Украины этим не занималась?
Объемы необходимых усилий и работа с базами данных требуют привлечения специализированных компаний, возможно, социологических, возможно, аудиторских. Это также требует доступа к информации, использования мощных вычислительных ресурсов и, соответственно, значительных финансовых затрат. Так что возникает вопрос: кто за это платит?
На самом деле здесь есть несколько важных вопросов, и они уже не только о рейтингах.
Во-первых, привлекались ли посторонние компании к обработке данных и определению рейтингов? Если да, то какие именно? И кто оплачивал эти исследования — господин Гетманцев или государство?
Во-вторых, если это только личное мнение господина Гетманцева, то на каком основании глава Комитета Верховной Рады Украины по вопросам финансов обнародует субъективные оценки в области, входящей в его служебные полномочия, без расчетов, определенных критериев и прозрачного анализа данных? И почему он не отмечает, что это только его личное мнение?
На эти вопросы, как и другие, касающиеся заявлений государственного должностного лица, может ответить только сам Гетманцев.
Ранее «ФАКТЫ» рассказывали, как построить эффективную систему налогового администрирования в Украине.