Метод замещения дефектов собственных тканей имплантом из свиной кожи в мире используют всего 7 лет, в Украине доктор Яровой прооперировал нескольких пациентов и получил хороший результат.
Дорога была скользкой. Автомобиль понесло, он врезался в дерево, двери заклинило. Сергей Васильевич сильно ударился плечом, но из-за того, что надо было выбираться, изо всех сил надавил на дверь — и боль пронзила все тело. Это случилось семь лет назад.
- Тогда травма казалась не очень тяжелой: отрыв сухожилия одной из мышц плеча, обошлось без переломов, я и обрадовался, — вспоминает Сергей Васильевич. — Врач, к которому я обратился, сказал, что связку можно или сшить или оставить, как есть. Безоперационный вариант понравился мне больше. Некоторое время ушло на то, чтобы снять отек, воспаление, избавиться от боли.
— То, что связка повреждена, не мешало?
- Не очень. Я человек спортивный. В молодости занимался баскетболом, а лет десять назад увлекся плаванием. После травмы я постепенно привык к тому, что не все движения могу выполнять. Продолжал заниматься спортом — плавал на дальние дистанции. Даже участвовал в международных соревнованиях на открытой воде — в море. Не хотел сдаваться, хотя мне уже за шестьдесят. Через несколько лет почувствовал, что двигать плечом стало сложно, боль мучила все сильнее и днем, и ночью. Тогда и понял, что надо что-то делать. Друзья посоветовали обратиться к ортопеду-травматологу Дмитрию Яровому. Он проанализировал результаты моих обследований — рентген, МРТ — и объяснил, что у меня артроз плечевого сустава, воспаление тканей, рубцы. Серьезно пострадали и сустав, и мышцы, и сухожилия. Консервативное лечение, сказал врач, уже не поможет. Но я и сам это понимал: таблетки и мази эффекта не давали, инъекции гиалуроновой кислоты в плечевой сустав приходилось делать все чаще, а боль все равно усиливалась из-за того, что я медлил с операцией.
— Вам предложили хирургическое вмешательство?
- Да. Обсуждали разные варианты. Еще немного — и помочь могла бы только установка эндопротеза. Но Дмитрий Яровой предложил другой вариант, который меня заинтересовал. Метод необычный: сухожилие восстанавливают, вшивая имплант, изготовленный на основе свиной кожи. За рубежом данный метод замещения дефектов собственных тканей используют всего семь лет, в Украине — еще меньше. Но Дмитрий Михайлович прооперировал несколько пациентов, и получил хороший результат. На этот метод я согласился.
Читайте также: Следите за массой тела: врач объяснил, чем опасен остеоартроз
— Не пожалели?
- Ни в коем случае! После вмешательства прошло больше года. Рука работает хорошо, боль не беспокоит. Правда, реабилитация была серьезной, достаточно длительной. Она включала мероприятия, которые проводились в SV CENTER с помощью современных физиотерапевтических аппаратов, массажа, специальных упражнений. Я выполнял их под наблюдением реабилитолога. Теперь, чтобы поддерживать форму, ежедневно делаю комплекс упражнений самостоятельно, снова плаваю. Фактически благодаря мастерски выполненной операции я вернул себе нормальное качество жизни.
Многие читатели «Фактов» имели возможность задать свои вопросы ортопеду-травматологу Дмитрию Яровому во время медицинских прямых линий и получить профессиональный ответ. Мы рассказывали также истории пациентов, которым Дмитрий Михайлович делал сложные операции. Материалы хранятся на сайте «Фактов», их также можно найти в Google. Такое распространение важной информации дарило надежду тем, кто опустил руки и уже не надеялся на жизнь без боли.
— Хирургическое вмешательство, выполненное Сергею Васильевичу, относится к уникальным? — спрашиваю главного врача сети медицинских центров SV CENTER кандидата медицинских наук Дмитрия Ярового.
- Пока что это редкие операции. За последние три года я применил метод у пяти пациентов. И уже могу сказать, что имеем хороший отдаленный результат.
Читайте также: Из-за диагноза «меланома» женщине провели две операции и запретили беременеть: почему обследование родинок важно
— Такая сложная операция понадобилась пациенту из-за запущенности травмы?
- Именно так. Если бы операцию делали сразу после травмы, то можно было бы сшить сухожилие, зафиксировать его специальными устройствами («якорями») — и подвижность руки восстановилась бы. Но после травмы прошло семь лет. За это время ситуация значительно усложнилась. Мы могли предложить несколько вариантов: заменить сустав на эндопротез, установить специальный баллон или использовать матрицу на основе свиной кожи. Остановились на последнем.
— В чем особенность метода?
- Одна из фирм, которые занимаются биотехнологиями, создала имплант на основе свиной кожи. Давно известно, что ближайшими по аминокислотному и генетическому набору к тканям человека являются ткани свиньи. По сути, имплантат — это фрагмент кожи свиньи, который с помощью высокотехнологичной обработки полностью лишен клеток и сосудов животного. Остается только «пустая матрица» в которую прорастают сосуды пациента и которую заселяют его клетки. От немецкой фирмы мы получили матрицу стандартного размера, из этой ткани надо было «выкроить» необходимый фрагмент, чтобы заменить поврежденный участок сухожилия. Также наша цель была изолировать одну от другой две костные структуры — головку плеча и отросток лопатки. Нам это удалось. Надеемся, боль больше не вернется.
— Сколько времени необходимо, чтобы имплант прижился?
- Около шести месяцев. Но замечу: операция — это половина дела. Вторая половина — реабилитация. Насколько она эффективна, во многом зависит от того, ответственно ли относится к ней пациент. У Сергея Васильевича пострадала одна из мышц плеча — надостная. Эта мышца, вместе с дельтовидной, отвечает за возможность отвести руку в сторону. Из-за отрыва сухожилия произошла гипотрофия мышцы — она уменьшилась, постепенно потеряла эластичность, появились участки фиброза. Работу мышц надо было восстановить.
Читайте также: «В год разница между длиной ножек у сына была 9 сантиметров»: проблему решили благодаря уникальным операциям ортопеда Виталия Веклича
— Какие методы для этого применяются?
- Методы комбинируем: это может быть высокоинтенсивная магнитотерапия SIS, лазеротерапия HILT, которая полностью роботизирована, ударно-волновая терапия, миостимуляция. У нас аппараты последнего и предпоследнего поколений. Параллельно применяем кинезиотерапию — лечение движением. Речь идет о специально подобранных упражнениях. На первом этапе это пассивные упражнения, которые помогает выполнять реабилитолог. Затем переходим к активным упражнениям. Все это для того, чтобы как можно быстрее снять воспаление, отек, улучшить микроциркуляцию крови и увеличить подвижность сустава. Такие методы приводят к активному восстановлению мышечной ткани.
Кстати, аппаратную физиотерапию мы назначаем и для подготовки к операции. Доказано, что это положительно сказывается на результате хирургического вмешательства, темпах восстановления. А бывают случаи, когда сочетание различных аппаратных методов дает настолько впечатляющий эффект, что операции даже можно избежать или уменьшить ее объем.
— С какими травмами к вам чаще всего обращаются?
— Падая, люди часто выставляют вперед руки — и получают перелом лучевой кости со смещением. После этого приходится пациентов оперировать. Также сталкиваемся с переломами ключицы. Во всех случаях сочетаем оперативное вмешательство и реабилитацию. Обращаются спортсмены, у которых случаются различные травмы. Типичными являются «локоть гольфиста» или «локоть теннисиста».
— От чего зависит прогноз лечения?
— Прежде всего, от правильно и вовремя установленного диагноза. Назначаем пациенту необходимые обследования: рентген, КТ, МРТ. Обязательно — клинический осмотр, тестирование суставов. Проанализировав все, можем предложить план лечения и составить прогноз. Но важно запомнить: он всегда лучше, если пациент вовремя обратился к нам.
Ранее в «ФАКТАХ» ортопед-травматолог Дмитрий Яровой рассказал о том, что повреждение хрящевой ткани приводит к артрозу, когда необходима операция.