Происшествия

В киеве начали выдавать пластиковые водительские удостоверения с ограниченным сроком действия

0:00 — 7 апреля 2006 eye 1689

Обмен старых прав на новые обойдется автомобилисту почти в 200 гривен Постановление о введении водительских прав нового образца Кабмин принял еще полтора года назад, однако технические возможности позволили Госавтоинспекции приступить к выдаче пластиковых удостоверений лишь сейчас. Правда, получить «пластик» можно пока только в Киеве. Во всех остальных украинских городах водителям продолжают вручать картонные удостоверения. С точки зрения нашего сближения с Европой и повышения уровня безопасности на дорогах, «пластик» — это несомненный шаг вперед: с новым удостоверением, в котором есть фотография владельца, можно без проблем ездить, например, по Франции, где обычные украинские права не признают. Однако тем водителям, кто в Европу не собирается, появление новых удостоверений ничего, кроме лишних хлопот, не принесет.

Лет через пять покупать новые права придется и тем, кто сейчас получает пластиковые

Во-первых, стоит новое пластиковое удостоверение в два раза дороже прежнего — бумажно-ламинированного, за которое приходится платить порядка ста гривен (правда, пластиковые права старого образца стоили еще дороже — около 230 гривен). К слову, стоимость новых удостоверений будет зависеть от конкретной ситуации: в случае обмена старых, «износившихся» на новые с вас возьмут 195 гривен. Первое получение прав оценено в 239 гривен, а восстановление потерянных или украденных выльется в 258 гривен. Столько же будут стоить права для сдавших экзамены в ГАИ экстерном.

Во-вторых, новые права будут иметь ограниченный срок действия. Для каждой категории водителей он будет определяться отдельно. Правда, графа «Действительны до… » в «пластике» пока не заполняется. Проблема в том, что законодательно сроки действия прав не определены — установить их может лишь парламент. Кроме того, депутаты должны определить принципы и сроки обмена старых удостоверений на новые. Милиция предполагает, что парламентарии установят какой-то переходный период (лет пять, а может, и больше) в течение которого будут действовать любые права — хоть советские, хоть украинские. Однако в конце концов все старые удостоверения заменят на новые. Естественно, не бесплатно.

Самое обидное, что покупать новые права придется и тем, кто сейчас получает «пластик». Дело в том, что без заполненной графы «Действительны до… » удостоверение в общем-то не считается полностью легитимным. По словам начальника Управления Департамента ГАИ МВД Украины Василия Зайченко, система обмена прав после истечения срока их действия будет выглядеть следующим образом: проездил пять лет без нарушений — получи новое удостоверение «автоматом». Если же в реестре правонарушений, который планирует создать милиция, на водителя накопится компромат, придется сдавать экзамены. Пересдачи не избежать и автомобилистам, которые давно не садились за руль. Причем в ГАИ считают, что косвенным свидетельством тому будет отсутствие личного автомобиля и обязательной страховки на него. Все эти данные милиция сможет получить из соответствующих баз данных, которые также еще предстоит создать.

При регистрации авто в ГАИ в техпаспорте чаще всего указывают дату, закодированную производителем в номере кузова

Пока же сотрудники Госавтоинспекции жалуются на отсутствие базы данных, которая позволяла бы сразу выдавать владельцам автомобилей постоянные техпаспорта. Как известно, сейчас после регистрации машины хозяин получает временный техпаспорт (за который платит порядка 20 гривен). Через три месяца, когда автомобиль проверят, его владельцу вновь приходится ехать в МРЕО и писать заявление на получение теперь уже постоянного документа (автору материала месяц назад пришлось выложить за переоформление техпаспорта 200 гривен). По словам Василия Зайченко, такая процедура пока необходима, ведь у ГАИ иногда нет технической возможности моментально проверить легальность происхождения автомобиля. Правда, платить, по словам Василия Николаевича, хозяева машин должны лишь за бланк техпаспорта и компьютерные услуги. Вторично оплачивать услуги эксперта, как требуют в некоторых МРЕО, автомобилисты не обязаны!

Еще один вопрос, волнующий многих водителей: какой год выпуска должны указывать работники МРЕО в техпаспорте, если машина куплена в салоне в этом году, но по номеру кузова является прошлогодней моделью? По словам Василия Зайченко, многие автосалоны просто обманывают своих клиентов, продавая под видом машин 2006 года модели 2005-го. Однако автомобилисты должны знать, что в техпаспорте авто при регистрации в ГАИ все равно укажут дату, закодированную производителем в номере кузова. При этом не имеет значения, что машина новая и была ввезена в Украину уже в этом году. Обратная ситуация с авто, которые продаются как «модельный ряд следующего года». Не секрет, что многие автопроизводители уже с 1 сентября начинают датировать свои автомобили следующим годом. Но если автомобиль будет регистрироваться в ГАИ до 31 декабря, МРЕО все равно поставит его на учет, как машину текущего года.