Общество и люди

«Каждый цвет в писанке имеет символическое значение», — художница Габриэла Крехт

20:45 — 18 апреля 2025 eye 228
роспись писанок

Пасха приближается. И многие художники в разных странах мира посвящают этому празднику свои работы. Это и картины, и фарфоровые статуэтки, и вышивка…

Особый вид искусства — создание писанок. Писанки — отличный праздничный декор для дома и подарок родным и близким людям.

«ФАКТЫ» писали о необычных картинах, которые создает на страусовых яйцах голландский художник Лекс Растерхофф, об ажурных шедеврах польской писанкарки Богуславы Юстины Голень, а также о вышивке шелковыми лентами на яичной скорлупе, которую делает украинский мастер Валентина Матвеева. Все эти работы неординарные и поражают красотой.

Сегодня речь пойдет о писанках, расписанных воском, в творчестве художницы польского происхождения Габриэлы Крехт, которая живет в Германии. Многообразие узоров на ее писанках действительно поражает. Среди ценителей работ художницы эстеты из Польши, Германии, Украины, Австрии, Италии, США…

В интервью «ФАКТАМ» Габриэла Крехт рассказала о том, как создает свои работы, и об источниках вдохновения в творчестве.

«Иногда я работаю над созданием писанки 20−30 часов»

— Я работаю в офисе крупной мебельной компании, замужем, у меня двое взрослых сыновей и пятилетний внук, которому хочу передать свои художественные навыки, — рассказывает Габриэла Крехт. — Мое увлечение писанкарством длится семь лет. Однажды я увидела писанки и залюбовалась. Захотелось попробовать расписать яйцо. Я это сделала и была в восторге. С тех пор расписываю куриные и гусиные яйца.

Техника, которую я использую, называется «батик». Она предполагает «написание» узора растопленным воском на яичной скорлупе. Узоры рисуются специальным пером, оснащенным миниатюрной воронкой, с которой воск стекает на скорлупу. После нанесения узора яйцо погружаю в краситель. Места, покрытые воском, таким образом не закрашиваются. Окрашивание осуществляется последовательно — от светлых к темным тонам. Яйцо несколько раз погружается в разные краски в зависимости от того, какой узор хочется получить. Восковая живопись — филигранная работа. Чем больше цветов в работе, тем она сложнее. Чтобы писанка выглядела безупречно, я работаю с лупой.

— Какое наибольшее количество оттенков на разрисованном вами яйце?

— На самом деле я никогда не считала, сколько тонов использую. Это зависит от узора. Самое красочное яйцо имело девять оттенков. Среди любимых цветов — желтый, оранжевый, красный, сиреневый… Каждый цвет имеет символическое значение. Желтый — символ света и счастья, оранжевый — силы и выносливости, красный означает счастье и надежду, фиолетовый — веру.

— Создаете ли вы предварительно эскизы?

— Узоры, которые намереваюсь написать, сначала рисую на яйце карандашом, иногда нужен и циркуль. Ведь мне всегда хочется, чтобы работа была совершенной.

— Сколько времени нужно для создания одной писанки?

— Каждый узор необычный, так что иногда я работаю над его созданием 20−30 часов.

«Самый приятный момент, когда я снимаю со скорлупы воск и вижу результат своего труда»

— Правда ли, что для окрашивания лучше выбирать яйца домашней птицы?

— Да, это так. Я очищаю их самостоятельно, чтобы никак не повредить защитное покрытие.

— Что самое сложное в вашей работе?

— На мой взгляд, окрашивание, потому что никогда нельзя предвидеть, как яичная скорлупа отреагирует на краситель. Также необходима внимательность, чтобы краска не попала внутрь яйца, потому что это способствует появлению пятен, которые невозможно удалить. Чтобы получить результат, который вы видите, мне пришлось немало экспериментировать. Ведь скорлупа может воспринимать краситель по-разному.

— А что самое приятное в вашей работе?

— Это момент, когда я снимаю воск и вижу результат своей работы.

«Источником вдохновения может стать старая плитка на полу и стенах, узоры на витражах»

— Как выглядит ваша мастерская?

— Это комната со столом, компьютером и большим количеством полок.

— Что вас обычно вдохновляет в вашем творчестве?

— Узоры могут быть навеяны книгами о вышивке. Также источником вдохновения может стать старая плитка на полу и стенах, узоры на витражах и настенные украшения во дворцах. Часто узоры появляются в моем воображении. Даже на работе, во время телефонных разговоров, я что-то рисую.

— Случались ли в вашем творчестве чудеса?

— Недавно произошло чудо: миска с писанкой выскользнула из моей руки и упала на пол, однако пасхальное яйцо осталось невредимым.

— Сейчас хендмейд очень популярен по всему миру. Что бы вы посоветовали людям, желающим научиться искусству росписи яиц воском?

— Думаю, что каждый по желанию может овладеть этой техникой создания писанок. Не бойтесь — делайте попытки, и со временем вы увидите результат, которого хотите достичь. Лично мне мое увлечение писанкарством доставляет большое удовольствие и дарит настоящую гармонию, ведь в момент росписи яйца не думаешь о проблемах, потому что надо сосредоточиться на писанке.

Создавать писанки стало моим увлечением, благодаря которому я могу отдохнуть после работы. В прошлом году перед Рождеством мне пришла в голову идея разрисовать воском и елочные шарики. Получилось интересно и необычно. Кстати, кроме писанок, у меня есть еще немало увлечений — зимой я люблю кататься на коньках, а летом — на мотоцикле. Также в свободное время работаю вместе с моей подругой над исследованием истории польского города Тарновские Гуры, где я родилась.

— Как посоветуете украсить писанками дом накануне праздника?

— Их можно повесить на веточки деревьев или поместить в стеклянные емкости, которые к тому же можете наполнить мхом. Это будет выглядеть красиво и празднично. Декорируйте дом по своему вкусу — так, как вам это нравится.

— Писанки — хрупкая красота. Как правильно их хранить?

— Ни в коем случае их нельзя оставлять под прямыми солнечными лучами. Также следует избегать попадания на них пыли. Если писанки покрыть лаком и правильно хранить, краски не потеряют яркости на протяжении многих лет.

Ранее в интервью «ФАКТАМ» львовская художница Наталья Янишевская, создающая очень красивые восковые писанки, рассказала о своей цветочной коллекции.

Фото из альбома Габриэлы Крехт