В этом году праздник Воскресения Иисуса Христа выпадает на 20 апреля. Пасха наступает после Страстной недели и имеет самый высокий статус торжества во всем христианском мире. Дату празднования (это переходящий праздник) в 325 году урегулировал Первый Вселенский Собор в Никее. Она должна выпадать на первое воскресенье после первого весеннего полнолуния, которое наступает после весеннего равноденствия.
В жизни украинцев сложились устоявшиеся традиции, о каких-то нам рассказали бабушки, прабабушки, о некоторых узнаем из исследований этнографов. Об известных и малоизвестных обычаях, связанных с Пасхой, «ФАКТАМ» рассказала Нина Главацкая, этнограф, старший научный сотрудник отдела выставочной работы Национального музея архитектуры и быта (в Пирогово).
— Каждый год на Пасху дата меняется, но этовсегда воскресенье, — уточняет Нина Главацкая. — Святое Вербное воскресенье, Вознесение Господне, Троица зависят от календаря Пасхи, в то время как у Рождества, Крещения, Благовещения устоявшиеся даты. Праздник Воскресения Христова символизирует победу добра над злом, жизни над смертью, освобождение человека от тяжести грехов и перехода к свободе, любви, добру, жизни вечной. По библейскому сюжету, на третий день после распятия Иисуса женщины-мироносицы Мария Магдалина, Дева Мария, мать Иакова и Соломия пришли к гробу Господню, чтобы намазать благоухающими маслами Его тело, однако увидели пустой гроб. Ангел возвестил женщинам о Воскресении Господнем.
В Украине праздновать Воскресение Иисуса начали в конце первого тысячелетия — с введением христианства. Этот праздник совпал с языческим, когда отмечали равноденствие (в его основе культ солнца). Со временем христианская Пасха частично заменила древние языческие обычаи, частично адаптировала их. Это касается и пасхальной символики — куличей, пасхальных яиц и писанок. Кулич как символ солнца стал олицетворять Воскресение Христово, небесное царство, хлеб вечной жизни, был символом присутствия Бога в жизни людей. Писанки, где каждый цвет имел определенное значение, символизировали не только весеннее возрождение природы, но и указывали на бесконечность жизни, пасхальную радость и всепрощение.
На Пасху как только зазвонят в заутреню, со всех концов села или города люди начинали двигаться в церковь. Детей тоже брали с собой, дома почти никто не оставался. Интересно, что слова «Христос Воскрес» в народных верованиях обладают большой магической силой. Кто хотел разбогатеть, тот становился в углу церкви, держа в руке серебряную монету. На выкрик священника «Христос Воскрес» он, вместо «Воистину Воскрес», отвечал «Анталуз маю!». Верили, что от этого серебряная монета набирает волшебной силы и где бы она ни была, все равно вернется к своему хозяину, да еще и новые деньги с собой приведет.
Когда священник в церкви скажет «Христос Воскрес», то вместо отвечать «Воистину Воскрес» можно что-нибудь пожелать себе — это желание сбудется.
Люди верили: если пойти на кладбище и похристосоваться с умершими родителями именно в то время, как в церкви впервые споют «Христос Воскрес!», то из могилы можно услышать ответ: «Воистину Воскрес!»
По окончании литургии возле церкви или в притворе освящается «священное»: куличи, пасхальные яйца, писанки, масло, сыр, поросенок с хреном во рту, жаркое, сало и колбасы. А еще — мак, ладан, соль, чеснок, полынь, вино, которые, по верованиям, помогают при разных напастях. Хозяйки заранее собирают продукты для освящения в корзины (на Гуцульщине — в деревянные пасковники или доренники, или мешки «бесаги», скатерки «скатерти»). Корзины прикрывали вышитыми полотенцами, украшали барвинком и свечами.
После богослужения начинают поздравлять с праздниками и христосоваться. При христосовании обычно целуются и обмениваются писанками или пасхальными яйцами. Яйцо, полученное при первом христосовании, сохраняется как ценность, ибо по народному верованию «оно имеет большую силу». Считалось большой обидой после христосования не принять писанки.
После утрени пожилые люди ходили на могилы христосоваться с умершей родней.
В западных регионах Украины, вернувшись домой, хозяева не заходят сразу в дом, а обходят все находящиеся в хозяйстве здания и посыпают вокруг них святую соль — «чтобы нечистую силу отогнать». После этого хозяйка идет в дом накрывать стол, а хозяин заходит со свяченым в конюшню поздороваться со скотом. Хозяин, подходя по очереди к каждому животному, кладет свяченое ей на позвоночник и приговаривает: «Який цей дар красний, щоб тобі Бог дав такі телята (лошата, ягнята) красні». Поздоровавшись так со скотом, хозяин отрезает кусочки свяченой паски, макает их в соль, дает по одному каждому животному и говорит: «Абись була така весела, як ця Божа паска».
Поприветствовав скот, хозяин шел в дом. Переступив порог, христосовался со всей семьей, начиная с хозяйки. Похристосовавшись, дети становились на колени, а отец с матерью развязывали над детскими головами бесаги (сумка) или обрусы (скатерти, в которые завязывали куличи и носили в церковь) со свяченым и приговаривали: «Аби вам розум так скоро ся розв’язував, як сі бесаги скоро розв’язуються». Если в доме есть девушка на выданье, кладут ей паску на голову и говорят: «Абись у людей така велична, як паска пшенична!» Маленького ребенка кладут в пустой доринник (деревянная бочонок, в котором носили освящать пасху), приговаривая: «Абись так скоро росло, як паска росте!»
Перед тем, как сесть за стол, вся семья умывалась. Мать наливала в большую черепичную миску холодной воды, а на дно миски клала три красных пасхальных яйца. Первой умывалась девушка, потом ребята и мать, а последним отец. После каждого воду меняют, но пасхальные яйца остаются те же. Их забирает девушка — «щоб краща була».
После этого семья садилась за стол, заставленный лучшими напитками и блюдами, которые только мог добыть хозяин: паски, яйца, сыр, масло, ветчина, колбаса, жареные поросенок, гусь, индейка, пирожки сладкие, в бутылках — пиво, водка, наливки и настойки. Богатый пасхальный стол — символ небесной радости и символ вечери Господней.
В южных степях Украины, на Херсонщине, существовал интересный обычай ставить на пасхальный стол между блюдами тарелку, на которой могилкой насыпана земля с растущей из нее зеленой травкой. Для этого в основном сеяли овес — за две недели перед праздниками. Зелень должна была вырасти так, чтобы в ней могло спрятаться яйцо, следовательно достичь 7 — 8 см. Вокруг этой «могилки» между зеленью клали столько красных пасхальных яйц, сколько в этом доме умерло родных. То есть это была как бы символическая могила. Она стояла на столе рядом с паксой целую неделю, вплоть до Хоминого понедельника, до Проводов.
После разговения каждый старался ударить в колокол возле церкви, потому что это, по народному верованию, приносило счастье, а еще первому удастся обработать жатву (будет лучше зерно). Звонили в колокол весь день.
После разговения молодежь спешила под церковь на пасхальные забавы. Парни и девушки веселились и гуляли весь день. Играли в «навбитки» крашенками, пели веснянки и гаивки. Центром развлечений были качели. Теперь это только потеха, но когда-то в основе этого обычая была цель очиститься воздухом от всего злого, что накопилось за зиму. Кто очистится, тот будет здоров, а кто не очистится — будет болеть. В жизни молодежи пасхальные забавы были началом улицы, которая начиналась пасхальной неделей и продолжалась вплоть до осени.
На второй день Пасхи, в понедельник, люди ходили друг к другу в гости, христосовались и обменивались писанками. Понедельник на светлой неделе называется «обливным» или «волочильным». В этот день в основном подростки, дети ходили к родным, крестным и знакомым, а те угощали детвору куличами, калачами, крашанками, копейками, орехами, пирогами.
Парни же в понедельник, по обычаям западных регионов и Подолья, набирали из колодцев воду и обливали ею девушек — так проводилось весеннее очищение (на Крещение происходит зимнее, на Ивана Купала — летнее). В западных регионах еще сохранился такой обычай (а на Гуцульщине он не практиковался на начало XX в., как объясняли, — чтобы не пачкалась яркая одежда). В некоторых регионах девушек не просто «умывали», а брызгали духами. Так, на Львовщине даже для этого применяли специальные устройства, которые могли попадать с пятиметровой дистанции (такой обычай обливания встречается и у балканских народов)…
Группы парней в селе обходили дома, где жили девушки в поре, и со смехом и шутками обливали их водой. Если девушка отвечала взаимностью, то обливала в ответ. Взаимное обливание было поводом продолжать знакомство. Важной функцией таких обливаний было именно регулирование и формирование отношений среди молодежи, оно выявляло взаимные симпатии. Также оно должно было способствовать дождям летом, а следовательно — хорошему урожаю.
Пасхальные праздники заканчиваются поминовением мертвых во время Проводов (воскресенье светлой недели, или понедельник или вторник Хоминой недели) молитвой и тризной «на гробках». Христосуясь с усопшим, разбивали пасхальное яйцо — символ воскресения жизни — о могилу. В некоторых регионах Украины пасхальное яйцо катали по могиле или вокруг нее. В могильные холмики закапывали яйца и скорлупу от съеденных яиц, кости из освященного мяса, освященную соль и тому подобное. Выливали и рюмку водки: «Їжте, пийте й нас, грішних, поминайте». Эти обряды воплощали стремление людей приобщить покойных к круговороту жизнь-смерть-жизнь, которым живет природа, чтобы они и сами способствовали этому круговороту. Этим, в частности, объясняется, что неотъемлемыми блюдами во время пасхальной ритуальной трапезы являются яйца и кутья — символы воскресения и вечного восстановления жизни.
Приметы на Пасху, конечно, связаны с прогнозами погоды, потому что от этого зависело выживание людей и их благополучие.
Ранее «ФАКТЫ» напоминали, что нужно положить в корзину для освящения в церкви на Пасху и почему там должны быть хрен и соль, а вот водку лучше оставить дома.