Украина

Украина отправляет на фронт роботов: СМИ о прорывных технологиях войны

19:43 — 21 апреля 2025 eye 121
Наземный БпЛА. фото из открытых источников

В прошлом месяце украинские чиновники объявили о планах поставить на вооружение 15 000 наземных роботов — беспилотных наземных транспортных средств (БпЛА) — в 2025 году. Это огромное масштабирование, и по очевидным причинам.

«Не секрет, что Украина сталкивается с острой нехваткой кадров,  — сказала Екатерина Бондарь, научный сотрудник Центра искусственного интеллекта Wadhwani при аналитическом Центре стратегических и международных исследований (CSIS). — Это создает насущную, экзистенциальную потребность в замене человеческих ролей роботизированными системами».

Как говорится в статье, Украина стремительно наращивает производство беспилотников: с нескольких тысяч в 2022 году до 200 000 в 2023 году и до 2 миллионов в прошлом году. Но поставить тысячи металлических сапог на землю, чтобы заменить людей, является гораздо более сложной перспективой, объясняет Бондарь.

Цифра 15 000 боевых роботов была озвучена Глебом Каневским, главой Министерства обороны Украины. По его словам, во второй половине 2024 года они подписали контракты на 2,5 миллиона долларов на закупку БпЛА, а в первом квартале этого года эта сумма выросла до 150 миллионов долларов. Это означает примерно стократный рост.

Безусловно, есть много оптимизма относительно военной робототехники, и хватает украинских проектов UGV (беспилотное наземное транспортное средство — Авт.), разработчики которых представляют новые модели примерно каждую неделю. Это колесные и гусеничные машины различных форм и размеров, выполняющие различные функции — от установки мин и разминирования до логистики, эвакуации раненых и непосредственного ведения боевых действий со взрывчатыми грузами или пулеметами. Недавние испытания в инкубаторе оборонных технологий BRAVE1 включали 70 различных типов машин.

Но на фронте этих машин гораздо меньше. Из 50 типов, одобренных для военного использования, только от 10 до 15 находятся на регулярной службе. В значительной степени это связано с практичностью, которая является более сложной, чем в случае с ПТРК размером с коробку из-под обуви.

«Представьте, что вам нужно доставить 1000-килограммовую машину на линию фронта, — говорит Бондарь. — Это вопрос логистики. Если она работает на топливе, вам придется транспортировать и его, если на аккумуляторах, то они будут большими и тяжелыми и потребуют генераторов для подзарядки».

Существует еще одна проблема — стоимость. Если малые дроны — это буквально расходные материалы, которые стоят несколько сотен долларов за штуку, то БпЛА не так доступны по цене.

«Даже небольшой аппарат с небольшой полезной нагрузкой стоит от $ 2,000 до $ 3,000, — говорит она. — Более дорогие стоят от 10 000 долларов и выше. Частично это связано с тем, что их гораздо сложнее производить — вы не можете просто сделать корпус на 3D-принтере».

По таким ценам БпЛА имеют смысл только в том случае, если они могут делать то, чего не могут воздушные дроны. А ввиду того, что беспилотники отлично подходят для разведки и точного поражения целей за много миль от них, UGV, как правило, ограничиваются более нишевыми ролями.

«Логистика — интересный пример использования, — говорит Бондарь. — Сейчас UGV выполняют гораздо больше миссий и заменяют людей. Использование UGV лишает человека физического риска».

Последние километры до линии фронта находятся в радиусе поражения российских беспилотников, а грузовики и фургоны легче атаковать, чем окопанные позиции. Эвакуация раненых является не менее важной, хотя мало кто готов доверить раненого солдата машине, которая может сломаться в пути, и эвакуация с помощью UGV рассматривается как крайнее средство.

«Будущее — за автономностью и искусственным интеллектом», — говорит Екатерина Бондарь.

Но пока программное обеспечение все еще совершенствуется, с большим количеством человеческой помощи техника уже может выполнять полезные миссии.

«Украина уже провела свой первый штурм только с помощью роботов, — говорит специалист — Все было полностью дистанционно управляемым».

Это была успешная атака на российские позиции с применением беспилотников-разведчиков, бомбардировщиков, БпЛА и десятков наземных беспилотников, осуществленная 13-й бригадой Национальной гвардии в конце прошлого года. Как только беспилотники выполнили свою работу, солдаты заняли позицию. Украинцы называют такой подход «штурмом без штурма», поскольку сами солдаты не участвуют в действиях.

Пару часов автономной работы может быть более чем достаточно для роботизированного подразделения, чтобы осуществить атаку и занять позицию, на которой затем могут закрепиться люди.

15 000 украинских роботов будут работать вместе с более 800 000 людей, и пока машины будут выполнять вспомогательную роль, а не участвовать в боевых действиях. Соотношение роботов и людей может быстро измениться в Украине, как это произошло с беспилотниками. И со временем ИИ, в частности, сможет превратить неуклюжие БМП в более мобильные и эффективные боевые машины. Возможно, этого еще не происходит, но устранение людей с линии фронта может стать лишь вопросом времени.

Ранее комбат рассказал о том, как модернизировать украинскую армию: «На поле боя будут делать ставку на компьютерные игры».