Детский невролог станислав евтушенко: «чтобы не спровоцировать судорожный приступ, ребенка нельзя резко будить»

0:00 — 14 апреля 2006 eye 3957

Предрасположенность к эпилепсии есть у пяти процентов детей в возрасте до 18 лет. Благодаря правильным подходам к профилактике и лечению заболевания тяжелых последствий можно избежать

Нянечка мыла пол в детском саду. Малыши спали. Неожиданно женщина звякнула ведром — и у одного ребенка начались судороги. Очевидно, у него была судорожная готовность или предрасположенность к такой реакции. Угадать, что ее спровоцирует, невозможно. Но постараться оградить ребенка от стрессов и свести к минимуму ситуации, способствующие резкому пробуждению, необходимо. Если родителям это удастся, эпилепсия может не проявиться.

- Эпилепсия пробуждения — одна из более чем 30 форм этого заболевания, однако встречается она довольно часто и имеет свои особенности, — говорит заведующий кафедрой детской и общей неврологии факультета последипломного образования Донецкого медицинского университета профессор Станислав Евтушенко.  — Иногда мне приходится выдавать школьникам справки, освобождающие их от первых уроков. Ребенок должен проснуться не от звонка будильника, а в соответствии со своими биологическими часами или биоритмами. Это очень важно. Вот пример: шестилетний малыш очень хотел вместе с родителями в шесть утра ехать на вокзал встречать дедушку. Как только ребенка разбудили, у него начался эпилептический припадок, хотя до этого ничего подобного не случалось. Конечно, родные испытывают шок, увидев, как дитя бьется в судорогах. Но если такого ребенка приводят к нам на консультацию, мы просим маму или папу в мельчайших подробностях описать, как протекает приступ. Неврологи могут работать десятки лет и ни разу не увидеть своих пациентов во время эпилептического припадка. Мы даже специально приобрели видеокамеры и даем их родителям, чтобы те зафиксировали, как проходит приступ, как дернулась ручка, ножка, сработали мимические мышцы лица ребенка. За десять лет создали целую видеотеку, чтобы с помощью этих материалов объяснять коллегам-неврологам и родителям, на что обращать внимание. От этого во многом зависит точность диагноза и точность назначений.

- Как же родителям удается вести съемку, когда ребенок находится в таком состоянии?

- Они ведь понимают, что «пересказать» приступ невозможно. Для невролога же важны мельчайшие детали. Кроме того, мы обращаем внимание родителей на особенности поведения ребенка. Мама рассказывает: во время кормления грудничок на секунду сильно сжимает сосок, а затем расслабляется. Это может быть тревожным симптомом. Или у ребенка постарше родители заметили странную привычку: бежит, а затем на мгновение приседает. Не могут понять — балуется или теряет контроль над собой. Значит, надо исследовать биотоки мозга. При скрытых формах эпилепсии ребенок может отключаться на долю секунды. Пугать мам и пап не хочу, но если они внимательны к детям и их что-то встревожило, лучше обратиться к специалистам.

- Какие методы исследования помогают вам получить максимум информации о том, что же происходит с ребенком во время приступа эпилепсии?

- Нет одного-единственного метода. Чтобы установить диагноз эпилепсия, мы просим сначала исключить все внемозговые причины, которые приводят организм ребенка к судорожной готовности. Рекомендуем побывать у отоларинголога, потому что из-за аденоидов затруднено дыхание, а это может провоцировать приступы. Если мама говорит, что ребенок теряет сознание, советуем проконсультироваться у кардиолога: возможно, плохо работает сердце. Заболевание почек тоже иногда дает схожую картину.

Рекомендуем сделать МРТ, ангиографию, исследовать глазное дно и лишь затем проводим качественную энцефалографию, чтобы исключить такие заболевания, как опухоль головного мозга, последствия травмы, воспаления и другие. Уже 12 лет в Донецке действует Областной детский клинический центр нейрореабилитации, а два года назад на базе Областной детской больницы создан детский противоэпилептический центр. С его врачами можно предварительно проконсультироваться по Интернету, электронный адрес center@dn. farlep. net. Лабораторию мы оснастили современной аппаратурой, где можем записывать не только биотоки бодрствования, но и сна. Делаем это неоднократно, а затем анализируем данные. Если надо выяснить характер судорог, наблюдая за ребенком круглосуточно, используем холтер — аппарат, позволяющий фиксировать состояние мозга в течение суток не только в больнице, но и дома, и в школе.

- Как подбирают необходимые препараты?

- Лучше делать это у нас в стационаре. Врач назначает лекарства, а параллельно мы измеряем концентрацию препарата в крови пациента. Нельзя назначать дозы только в зависимости от веса. Дозировка зависит от состояния печени и почек, всего желудочно-кишечного тракта, а также от индивидуальной переносимости. Был случай, когда у ребенка лекарство проходило транзитом. Как бы мы узнали об этом, если бы не проводили анализы крови? На подбор лекарств уходит одна-две недели. Бывали случаи, когда у ребенка приступы эпилепсии случались 50-60 раз в сутки. Тогда мы выводим пациента из этого состояния, делая капельницы — надо убрать интоксикацию. Лишь затем можно достаточно точно подобрать лекарства. Но важны не только они. На первом плане — образ жизни семьи и самого ребенка.

- Что вы рекомендуете мамам и папам?

- Ребенок должен спать столько, сколько ему нужно. Соблюдать определенную диету. Важно исключить ситуации, которые могут спровоцировать судороги, вызвать нервный стресс.

- В чем заключается диета?

- В подборе продуктов, которые содержат более насыщенные жиры, в частности, растительные. Они влияют на кислотность внутренней среды организма. Утром желательно давать ребенку 10 граммов сливочного масла, 20 граммов сметаны. В обед — салат с кунжутным или оливковым маслом, кашу с маслом, рыбу жирных сортов. Если соблюдается диета, лекарства можно назначать в меньшей дозе.

- Существует ли генетическая предрасположенность к эпилепсии?

- Во многих случаях она есть. Врач должен обязательно спросить, были ли в роду больные эпилепсией. Но даже если это так, не воспринимайте этот факт как приговор. Сегодня вполне реально «усыпить» эту предрасположенность или научиться усмирять болезнь, чтобы на качество жизни она не влияла.