40 дней назад умерла известная не только в США, но и во всем мире супруга знаменитого актера Кристофера Рива. В студию Си-эн-эн пришли друзья этой удивительной женщины, чтобы почтить ее память
На этой неделе исполняется 40 дней с момента ухода из жизни американской актрисы и общественной деятельницы Даны Рив. Она умерла 6 марта от рака легких, пережив своего мужа Кристофера Рива всего на полтора года. Крис вошел в историю мирового кинематографа как исполнитель главной роли в фильме «Супермен». В мае 1995 года он неудачно упал с лошади и остался парализованным до конца своих дней (скончался 10 октября 2004 года). Дана ухаживала за мужем и растила троих детей — сына и дочь Криса от его первого брака и их общего ребенка Уилла. Когда с отцом приключилось несчастье, мальчику исполнилось всего три года. Кроме того, Дана вела активную общественную жизнь. Она боролась за внедрение новых методов лечения парализованных, участвовала во всех предвыборных кампаниях Демократической партии США, членом которой был Кристофер.
В феврале 2005 года Дана Рив, потеряв мужа и мать, умершую от рака, нашла в себе силы прийти в студию телекомпании Си-эн-эн, чтобы дать интервью Ларри Кингу. Известный журналист признался, что беседа с Даной стала одной из лучших в его многолетней карьере. Ее рассказ о последнем дне жизни Кристофера Рива, о его отношениях с маленьким Уиллом тронул сердца миллионов зрителей и запомнился надолго. Смерть Даны была воспринята многими из тех, кто видел или читал это интервью, как потеря близкого человека. Кинг решил почтить ее память и пригласил тех, кто дружил с этой удивительной женщиной. В беседе приняли участие семикратный победитель велогонки Тур де Франс Лэнс Армстронг, американская поэтесса Майя Ангелу, пользующийся большим влиянием на Западе гуру Дипак Чопра, знаток спиритизма и духовной жизни писательница Марианна Уильямсон и президент фонда имени Кристофера Рива Кэти Льюис.
- Терять близкого друга всегда печально. Дана была таковой для каждого из нас. Лэнс, как вы узнали о ее смерти?
- 6 марта я был в Монреале. Мы выступали с Биллом Клинтоном на благотворительном вечере. Я устал и лег спать рано. Утром проснулся, включил свой ноутбук, а у меня весь ящик забит электронными посланиями о смерти Даны. Читал и не мог поверить, что это правда. Я знал, что она больна. Последние две недели были особенно тяжелыми и ее положили в больницу, но никак не ожидал, что подобное произойдет с ней.
- Ты сказал о тяжелых двух неделях
- Да, я разговаривал с Марианной Уильямсон перед госпитализацией Даны. Врачи объяснили ей, что эти дни будут решающими. Мы старались выходить на связь каждый час. И все равно смерть Даны была для меня неожиданной.
- Майя, я знаю, что ваши стихи всегда поддерживали Кристофера и Дану в трудную минуту. Вы были очень дружны. Как вы узнали эту печальную весть?
- Я два дня не включала телевизор и не слушала новости. Была очень занята. О смерти Даны узнала от ваших помощников, Ларри. Они прислали мне сообщение на мобильный телефон. У меня подкосились ноги, и я упала на колени. Я и представить не могла себе, что ее последний час был так близок. Мы разговаривали с Даной пару недель назад. Она была такой бодрой, полна надежд. Говорила о сыне и его успехах в школе. Хотя все мы знаем, что Дана никогда не показывала, как ей тяжело.
- Мистер Чопра, вы сейчас находитесь в Риме. Спасибо, что согласились принять участие в беседе. Что вы посоветуете людям, которые переживают утрату близких?
- Не следует подавлять естественное чувство печали и горя. Не стесняйтесь выразить его. Поделитесь им с другими. Только так вы сможете жить дальше. Зная трагическую историю Даны и Криса, хочу обратить внимание на феномен глубочайшей эмоциональной связи, которая существовала между этими прекрасными людьми. Она была настолько сильна, что повлияла на их биологические процессы. Они зависели друг от друга. Их любовь не смогла перенести разлуку и привела к диссонансу, хаосу на физиологическом уровне. Иными словами, я уверен, что скорая смерть Даны в этом смысле не была случайной.
- Марианна, а что вы думаете об этом? Чопра затронул очень важную тему. Смерть — это конец?
- С точки зрения духовности, вовсе нет. Заканчивается только жизнь тела человека, но жизнь души продолжается. Да, день, когда умерла Дана, был печальным для нас всех. Наша первая реакция, думаю, была одинаковой: как это ужасно, она ведь еще так молода (Дана Рив скончалась в возрасте 43 лет. — Ред. ), и у нее остался несовершеннолетний сын! Но потом на смену первым горестным впечатлениям приходит другое — сильное и светлое. Мы понимаем, что Дана и Крис снова вместе. И это прекрасно! Их великая история любви продолжается. Я уверена, что человек живет в двух мирах одновременно. Жизни его тела и души сосуществуют. Смерть тела — это еще не конец книги. Это конец главы. Души Даны и Криса соединились, я чувствую это.
- Кэти Льюис, президент фонда Кристофера Рива. Вы провели последние дни Даны вместе с ней?
- Всю неделю я навещала ее по несколько раз в день.
- Какой была ваша последняя встреча?
- Она пребывала в прекрасном настроении. Конечно, устала от курса лечения, но не показывала этого. Много шутила. Мы говорили о ее сыне. Уилл перешел в новую школу, был полон впечатлений, и Дана без умолку говорила мне о них.
- Она умерла в больнице?
- Да.
- Вы были там в тот момент?
- Нет, уехала домой. Сразу после полуночи мне позвонили и сообщили, что ее больше нет. Это была самая долгая и печальная ночь в моей жизни.
- До этого вы разговаривали с врачами, они вам сказали, что ситуация критическая?
- Да, и Дана об этом знала.
- Но держалась молодцом?
- Она была такой всю свою жизнь. Прожила ее с достоинством и благородством, о которых я только в книгах читала. Это необыкновенная женщина.
- Почему болезнь одолела ее столь быстро?
- Это рак. Он разрушает тело очень быстро. Особенно рак легких у молодой женщины.
- Нам сегодня звонят в студию многие известные люди. Сейчас я разговаривал с Кэтрин Зета-Джонс. Вот что она сказала о Дане: «Это была чудесная женщина, которая на протяжении всей своей короткой жизни демонстрировала огромное мужество и достоинство. Наша семья любит ее и скучает по ней». Из Нью-Йорка на связь вышла корреспондент телекомпании Эй-би-си Дебора Робертс. Дана делала вместе с ней телешоу «Лайфтайм» (»Жизнь»). Многие знают эту прекрасную передачу. Как вам работалось с Даной, Дебора?
- Мы вместе делали программу на протяжении полутора лет. Я ценю каждый час, проведенный с этой женщиной. Я и представить себе не могла, что она смертельно больна. Ни разу она не проявила слабость, не пожаловалась мне на самочувствие. Для меня ее смерть стала полной неожиданностью. Я читала лекцию студентам в университете, когда мне позвонили с Эй-би-си. Они набирали мой номер несколько раз, потому что я выключила мобильный. Когда я все же ответила на звонок, новость сразила меня. Сегодня все говорили о том, какой необыкновенной женщиной была Дана. А я хочу добавить вот что, Ларри. Себя она таковой не считала. Она была уверена, что не делает ничего сверхъестественного. Еще одна женщина, ухаживающая за больным мужем, еще одна мать, воспитывающая детей практически сама. Вот как она сама о себе говорила.
- Спасибо, Дебора. Лэнс, каково это жить с осознанием того, что ты болен раком?
- Очень тяжело. Знаю по своему опыту. Операции, терапия, все причиняет боль и забирает, казалось бы, последние силы. Многие не выдерживают, ломаются. Им не хватает духа бороться. Рак — страшная болезнь, беспощадная. Холодный убийца, который неизвестно когда и как наносит свои удары. Смотрите, 43-летняя Дана умирает от рака легких. Кто-то подумает: она, конечно, курила. А она не выкурила ни единой сигареты за всю свою жизнь! Прекрасный человек, любящая, заботливая жена и мать, которая вела здоровый образ жизни. Разве это справедливо, что она умерла от рака легких? Разве есть в этом хоть какой-то смысл? Мне повезло, я победил рак. Но сколько людей продолжают умирать от него! Неужели мы не в состоянии что-либо изменить? И я говорю: мы можем! Дана умерла, но ее пример должен заставить остальных продолжать борьбу.
- Твоя бывшая невеста, певица Шерил Кроу, тоже больна раком.
- Да, у нее обнаружили рак груди.
- Как она сейчас?
- Проходит курс лечения. Начало года было тяжелым для нас. Сначала мы расторгли помолвку. Потом врачи поставили Шерил этот диагноз. Но я на 100 процентов уверен, что она выздоровеет. Я знаю эту женщину как никто другой. И люблю ее. Жизнь так распорядилась, что мы не можем быть вместе. Но Шерил знает, какие чувства я к ней испытываю. У нее нет надежнее друга, чем я.
- Только что нам позвонил сенатор Джон Керри. Скажите, насколько хорошо вы знали Дану?
- Мы были друзьями с Кристофером. Он меня и познакомил с ней. Я бесконечно благодарен этой женщине за то, что она для меня сделала. Осенью 2004 года в разгар президентской кампании (я был кандидатом от демократов) Дана прилетела в Огайо, чтобы выступить в мою поддержку перед избирателями. А тогда еще и двух недель не прошло после смерти Криса. Когда она вышла на сцену, от нее исходил невероятный свет. Я чувствовал ее силу. Не мог понять, как она в такой тяжелый для себя момент может быть спокойна, сосредоточена. Она обращалась ко всем, кто собрался в зале, но мне казалось, что Дана отвечает на мой немой вопрос. «11 дней назад свет померк в моей жизни, — сказала Дана. — Умер мой муж. Я потеряла любимого человека, друга. Все эти дни я делила свою печаль с детьми и другими членами нашей семьи. Но сегодня я приехала сюда, потому что так хотел Крис. Он поддерживал сенатора Керри. Я выступаю перед вами и чувствую, как моя печаль перерастает в надежду. Свет Криса возвращается в мою жизнь. Его душа словно факел освещает мой путь!»
- Спасибо за ваш рассказ, сенатор. Майя, что вы думаете о той печали, которая приходит в наши сердца после утраты близких?
- Смерть дорогого нам человека — это всегда тяжелый удар. Но выдержать его можно. Важно понять, как прекрасно было знать и любить умершего. Оценить всю прелесть знакомства с ним. Поблагодарить судьбу за то, что она даровала вам его. Ведь сколько людей живут и умирают, не познав таких чувств! Моя мама верила, что большинство людей вступают в брак с чужими половинками. Поэтому так много разводов. Дана и Крис были исключением. Они нашли свою половинку. И я согласна с господином Чопрой. Какая-то великая сила забрала Дану так быстро, чтобы она смогла воссоединиться со своим мужем.
- Да, они были счастливы. Это правда. Когда я брал интервью у Криса после несчастного случая, он сказал, что их брак стал еще счастливее: «Мы ценим каждое мгновение, которое проводим вместе. Я вернулся с того света, и теперь каждый прожитый день для нас с Даной — триумф жизни и любви».
Перевод Наталии ТЕРЕХ, «ФАКТЫ»