Миф о похищении Европы отражен во многих всемирно известных произведениях искусства. Тициан и Рембрандт создали на данную тему настоящие шедевры. Не оставил он равнодушными и художников известных фарфоровых мануфактур мира. Украинские фарфористы тоже имеют в своем творчестве замечательные произведения, вдохновленные мифом.
Напомним сюжет мифа. Европа была дочерью финикийского царя. Всемогущий Зевс явился Европе в виде белого быка, когда она гуляла с подругами на берегу моря. Он похитил ее и доставил на своей спине на остров Крит.
Похищение произошло неожиданно. Европа и ее подруги собирали цветы в позолоченную корзину, изготовленную богом огня и кузнечного дела Гефестом. Зевс был очарован красотой Европы. Сердце его вспыхнуло страстью. Он решил действовать хитро, превратившись в невероятно красивого белого быка, шерсть которого отливала золотом. Его рога напоминали полумесяц, а на лбу что-то сияло, словно небесная звезда. Своей красотой бык очаровал девушек. Они украшали его розами. Европа искренне обнимала красавца. Он прилег у ее ног. А когда она, забавляясь, забралась ему на спину, он помчал ее в неизвестном направлении. Европа умоляла вернуть ее к подругам, но тщетно. Бык все быстрее и быстрее нес ее вдаль по волнам моря. Говорят, Зевсу помогал бог моря Посейдон, который мчался впереди на своей колеснице и успокаивал волны.
Так Европа оказалась на острове Крит. Бык превратился в юношу-красавца. В союзе с Зевсом у Европы родилось трое сыновей. Впоследствии Европа вышла замуж за критского царя Астерия. Он усыновил детей от Зевса, а Зевс посвятил Европе созвездие Телец.
Считается, что этот миф рассказывает об истоках зарождения европейской цивилизации.
В интервью «ФАКТАМ» коллекционер и исследовательница истории украинского фарфора, автор книг Людмила Карпинская-Романюк, ранее раскрывшая тему материнской любви в фарфоре, рассказала о работах отечественных художников, вдохновленных мифом о похищении Европы. Прежде чем читать статью, посмотрите фото работ. Они завораживают.
— Фарфоровая скульптура «Похищение Европы» известного художника Александра Шевченко, созданная на Коростенском фарфоровом заводе в 1996 году (фото в заголовке), поражает красотой, — рассказывает Людмила Карпинская-Романюк. — Пластика изящная и вместе с тем монументальная. В центре композиции — могучий белый бык, в которого перевоплотился Зевс. Взгляд быка полон таинственности. У него на спине мы видим очаровательную Европу. Маленький амур с интересом наблюдает за развитием истории.
— Красота!
— Дважды обращался к мифу известный скульптор Владислав Щербина — в 2008 и 2013 годах. Обе работы утонченные и изысканные. Поздняя работа более драматичная. На море поднимаются огромные волны, и преодолевать быку их непросто. Выражение лица Европы и ее поза свидетельствуют о том, что она чрезвычайно встревожена. Ее пугает морская стихия, а еще — неизвестность. Современные интерпретации античного мифа никого не оставляют равнодушными.
— Мне удалось дважды брать у Владислава Щербины интервью. Он был настоящим знатоком мировой и украинской литературы. Очень интересовался культурой старой Греции. А кто еще из украинских художников обращался к воплощению сюжета мифа?
— Известные художники Николай и Нина Пилипчук создали шкатулку «Похищение Европы» на Коростенском фарфоровом заводе в 1985 году. Изящная фигурка Европы олицетворяет женскую красоту, которая очаровывает даже богов.
— Какая работа ваша любимая?
— Все они очень колоритные. Так что выделить какую-то одну невозможно. В 1996 году известная художница Валентина Трегубова выбирает эту тему для сувенира в год Быка. Поэтическая версия этой вечной, как мир, истории поражает красотой. Это невероятный сувенир-талисман, в котором Валентина Трегубова вместила и традиционные астрологические представления, и поэтическую интерпретацию мифа.
— Как думаете, в чем секрет живучести и популярности этого древнегреческого мифа?
— Эта история одновременно драматическая и лирическая. Она побуждает к размышлениям о судьбе и любви. Этот миф вдохновлял на создание настоящих шедевров художников Майсенской и Севрской фарфоровых мануфактур. Также есть замечательные работы на эту тему в творчестве фарфористов Австрии, Великобритании, Венгрии и Дании… Сегодня многие из них — настоящие раритеты.
— Как вписать винтажные фарфоровые статуэтки в интерьер дома?
— Сегодня модно сочетать такие вещи с современными. Главное, чтобы произведения искусства вам нравились и вдохновляли.
— Интересно, что сейчас в противовес минимализму (или в дополнение к нему) развивается стиль «максимализм». Дом, оформленный в этом стиле, может напоминать художественную галерею.
— Да. Картины на стенах, вазы, статуэтки — все это создает в доме особую атмосферу уюта. Итак, если вы любите окружать себя красивыми вещами, делайте это с удовольствием. Если произведения искусства вас вдохновляют, это здорово. Возможно, в вашем доме есть винтажные вещи, которые достались вам в наследство от родных. Дайте этим статуэткам, вазам, сервизам новую жизнь. А начните с того, что узнайте их место и историю создания, кто автор. Возможно, фарфоровая ваза или статуэтка была мечтой вашего родного человека, и он получил ее в подарок или купил. Возможно, с такой вещью связана какая-то интересная семейная история или даже чудо. Цените красоту и бесценные мгновения жизни. Вдохновляйтесь красотой и учите детей замечать ее вокруг. Это очень важно для того, чтобы личность была гармоничной.
Ранее коллекционер Людмила Карпинская-Романюк рассказала о раритетных фигурках из фарфоровой сюиты «Наталка Полтавка».
Кстати, приглашаем читателей «ФАКТОВ», которые являются ценителями красоты фарфора, в первый в Украине Музей фарфоровых фигур ShvetsMuseum. В коллекции музея вы сможете увидеть лучшие образцы мировых фарфоровых мануфактур. Невероятное фарфоровое путешествие подарит вам немало положительных эмоций и запомнится на всю жизнь!
Фото из альбома Людмилы Карпинской-Романюк
Фото в заголовке: А. Шевченко. «Похищение Европы». Коростенский фарфоровый завод. 1996