Сотрудники Казатинского реабилитационного центра для особенных детей заметили, что музыкальная терапия помогает тяжелым больным быстрее восстанавливаться
Аня охотно согласилась спеть для сотрудников и гостей центра, намеренно выбрав джазовую импровизацию, чтобы продемонстрировать свой сильный голос. Девочка уверенно держится и танцует, невозможно даже предположить, что у нее ДЦП. Аня участвовала в семи международных фестивалях и конкурсах и стала лауреатом четырех из них. В 2003 году в Винницкой области впервые был объявлен конкурс «Человек года». И Аня получила это звание в номинации «юный талант». На самом деле за всеми ее успехами стоит тяжелый труд.
- Уже три года дочка проходит реабилитацию в Казатинском центре, — рассказывает мама 12-летней Ани Татьяна. — Когда дочка возвращается домой, закрывается в своей комнате и молится за больных детей, которых там видит. Аня считает чудом то, что ей удалось «выходиться». У нашей девочки из-за кислородного голодания во время рождения пострадали центры, ответственные за движения ножек. Когда пришло время ходить, она с трудом могла передвигаться на цыпочках. До сих пор обижаюсь на врача, которая сказала, что наша Аня будет умственно отсталой. Дочка сама подсказала нам, как ей помочь справиться с болезнью: когда ей еще не было и года, она раскачивалась в кроватке и пела. Мы решили, что занятия музыкой помогут ей преодолеть недуг.
- У нас занимаются дети, страдающие тяжелыми болезнями: ДЦП, синдромом Дауна, генетическими заболеваниями, — говорит заведующая отделением трудовой, профессиональной, социальной и психологической реабилитации особенных детей городского территориального центра в г. Казатин Эмилия Гонтарь. — Не все могут учиться играть на классических музыкальных инструментах. Поэтому у нас возникла идея купить караоке и шумовые инструменты. Когда мы прочитали в «ФАКТАХ» интервью, в котором Святослав Вакарчук сказал, что будет помогать больным детям, решили обратиться к нему. Он выслушал нас и согласился дать деньги. Ему понравилось, что мы, пытаясь сделать жизнь больных детей полноценной, заботимся и об их музыкальном развитии. Теперь дети поют караоке и играют на шумовых инструментах.
- Я преподаю музыку в школе и знаю, что, играя на музыкальных инструментах, ребенок массирует кончики пальцев, — рассказывает Татьяна. — Поскольку там находятся нервные окончания, в мозг поступают импульсы, и улучшается работа всех центров, в том числе ответственных за речь, память, координацию движений. Занятия музыкой придают детям уверенность. Аня спокойно выходит на сцену. Когда ей было шесть лет, она уже пела в столичном Дворце «Украина». Я сначала переживала, что она испугается большого зала. До начала конкурса вывела ее на сцену, и дочка пришла в восторг.
Конечно, в том, что Аня почти не отличается от сверстников и занимается в обычной школе, большая заслуга ее родителей. Чтобы разработать ножки, мама сама делала Ане разные виды массажа по нескольку раз в день. Полтора года девочка носила специальную ортопедическую обувь — тяжелую и неудобную. Сейчас у таких детей, как Аня, есть возможность проходить специальное лечение. Несколько лет назад родители детей-инвалидов обратились к народным депутатам местных советов с просьбой открыть центр для детей с функциональными ограничениями. Городские власти пошли навстречу этим семьям, создав в территориальном центре социального обслуживания пенсионеров, инвалидов и одиноких людей отделение реабилитации для особенных детей. Сейчас здесь проходят реабилитацию 18 ребят от 6 до 21 года с разными диагнозами: ДЦП, синдром Дауна, генетические заболевания. Еще 150 детей бесплатно лечатся, среди них и Аня.
Чудеса не случаются без участия добрых людей. Сотрудники центра для детей-инвалидов находят тех, кто помогает им его обустраивать.
- Наш центр финансируется из городского бюджета, — рассказывает директор Варвара Орловская. — Но эти средства покрывают расходы на питание и коммунальные услуги. А сегодня есть столько методов для реабилитации! Они должны быть доступны и жителям глубинки.
- В советские времена отношение к инвалидам было таким: сиди дома и не тревожь других людей, — рассказывает психолог центра Татьяна Яковлева. — В развитых странах на улице, в магазине, музее, в офисе встретить человека в инвалидной коляске в порядке вещей. Окружающие на них реагируют адекватно, и эти люди чувствуют себя комфортно. Наших же инвалидов чаще можно увидеть на улице с протянутой рукой. Большинство стесняются своей болезни, часто оказываются один на один с проблемами. Ведь здоровому человеку они непонятны, да и неинтересны. Но никто не может быть застрахован от беды. Наша жизнь не приспособлена для инвалида. Чтобы ухаживать за таким ребенком, мама вынуждена забыть о себе. Когда обычный ребенок болеет, родителям тяжело. А представьте, что это длится не неделю-две, а годами, изо дня в день Когда мы создавали свой центр, то понимали, что помощь нужна не только больным детям, но и их родителям. Важно, чтобы мамы и папы поверили, что у каждого ребенка своя судьба, что можно помочь таким детям быть счастливыми. С нашей помощью семеро ребят поступили в Институт развития человека «Украина», его филиал есть и в Виннице. Когда мы познакомились, эти дети только закончили школу, на работу их никто не брал. Мы помогли им собрать необходимые документы. Недавно наш подопечный,
24-летний Богдан Макаревич, у которого ДЦП, закончил этот институт и работает инструктором-реабилитологом в центре.
- Из-за того, что нет специализированных садиков, куда бы родители могли отвести на день больного малыша, все заботы ложатся на их плечи, — продолжает Татьяна Яковлева. — Мамы и бабушки жалеют детей, часто делают за них то, с чем те могли бы справиться и сами. В результате ребенок-инвалид становится совсем беспомощным. В центре есть воспитатели и педагоги, они могут оценить реальные возможности больного ребенка и помочь ему стать самостоятельным. Приятно слышать разговоры родителей о том, как они собирают малыша на занятия, покупают ему школьные принадлежности, новую одежду. В этих семьях появляются обычные для всех заботы, за которыми они забывают о том, что их ребенок не такой, как все. Пока ребята здесь находятся, мама может свободно распоряжаться своим временем, работать, учиться. Если мы сможем помочь хотя бы нескольким людям преодолеть свое горе, будем счастливы.