Столичные хирурги исправили 14-летнему Александру оба дефекта, сделав серию сложнейших операций
О том, кто из шести пациентов, находящихся в палате, перенес операцию, догадаться несложно: Саша лежит на животе, вдоль его позвоночника тянется шрам, обработанный зеленкой. Когда парень встал, на его груди тоже обнаружился след от хирургического вмешательства.
- У меня было сразу два горба: из груди выпирали неправильно сросшиеся ребра, а позвоночник изогнулся из-за сколиоза, — рассказывает 14-летний Александр. — Это доставляло множество неудобств. Ребра и спинной горб сдавливали легкие и сердце, поэтому было тяжело дышать. Да и выглядело все ужасно: одна часть груди вздыбилась, другая — впала, плечи были на разном уровне
- Последние три месяца мы прожили в больнице, — объясняет мама парня Ольга Николаевна. — До этого, в октябре 2005 года, Саша перенес операцию на грудной клетке: неправильно развивались ребра, несколько срослись вместе, а еще несколько ввалились внутрь. Хирурги избавили сына от этого порока, после чего разрешили нам побыть дома — мы из Уманского района Черкасской области. А в январе начали исправлять сколиоз, который искривил позвоночник Саши, сделали серию операций. Мы уже готовимся к выписке, но еще полгода сыну придется ходить в специальном корсете, чтобы восстановились мышцы спины.
- У этого подростка была одна из наиболее тяжелых форм сколиоза, — говорит профессор кафедры детской хирургии Национального медуниверситета имени А. Богомольца, главный детский ортопед-травматолог Минздрава Украины Анатолий Левицкий. — Искривление развилось из-за врожденной болезни нервной ткани. Сперва неправильно сформировалась грудная клетка. Когда же начался переходный возраст и Саша стал активно расти, стремительно развился сколиоз. Позвонки вывернулись так, что могли повредить спинной мозг — сдавить его. Признаюсь, когда мы обследовали Сашу, не знали, с чего начинать: с исправления сколиоза или грудной клетки. Но так как выравнивать позвоночник нужно было в несколько этапов, решили в ходе первой операции восстановить форму груди.
Врачи Украинской детской специализированной больницы «Охматдет» уже несколько лет делают операции по исправлению сколиоза. С каждым годом к ним обращается все больше родителей, чьим детям требуется помощь.
- Почти месяц Саша был «закован» в аппарат вытяжения, который крепится к черепной коробке и тазовым костям, — продолжает Анатолий Левицкий. — В отделении уже находились двое таких пациентов. Теперь храню оригинальный снимок: сразу трое ребят в металлических конструкциях прогуливаются по коридору. С уверенностью могу сказать: Саша продолжит расти и у него не будет проблем с позвоночником.
- Когда мы впервые приехали в киевскую клинику на консультацию, врачи разрешили пообщаться с девочкой, на которую уже надели аппарат вытяжения, — рассказывает Ольга Николаевна. — Конструкция с виду очень страшная. Но мы побеседовали с девочкой, ее мамой, послушали врачей и поняли: Саше это поможет. Хотя честно признаюсь: когда сына привезли из операционной «закованным» в металлическую конструкцию, испугалась. Боялась к нему прикоснуться, чтобы ничего не нарушить. Но пришлось научиться подкручивать винты — так позвоночник постепенно растягивали. Когда у Саши появились болевые ощущения, мы прекратили вытяжение: это означало, что позвоночник выпрямлен максимально. И врачи провели завершающий этап лечения — правильное положение позвонков закрепили металлической системой.
Во время нашего разговора Саша лежал. Но с удовольствием показал, как встает, ходит. Металл внутри организма нисколько не сковывает его движений, да и о себе не дает знать.
- Сколиоз развился у сына за год, — продолжает мама. — Сразу же «поехали» плечи, появился горб на спине. Саша стеснялся этого, хотя ни одноклассники, ни окружающие ничего не замечали. Но он все равно старался носить мешковатые свитера и футболки.
- Вы сразу обратили внимание на то, что у сына искривлен позвоночник?
- Конечно. Меня это очень обеспокоило. Мы начали искать врачей, которые умеют бороться с такими проблемами. Оказалось, в Черкасской области операций по исправлению сколиоза и килевидной грудной клетки не делают. Знакомые, которые лечили своего ребенка в «Охматдете», посоветовали съездить на консультацию в столицу. И мы сразу попали к хирургам, которые владеют современными методиками.
Нельзя сказать, что спина Саши стала идеально ровной. Угол искривления его позвоночника перед операцией составлял 89 градусов. Выпрямить его максимально не всегда удается — велик риск повреждения спинного мозга.
- И я, и сын довольны результатами операции, — улыбается Ольга Николаевна. — Мы благодарны хирургам Анатолию Левицкому и Алексею Бебешко, которые решились провести такое сложное вмешательство. Кстати, после того как соседи и знакомые узнали, что мы с сыном находимся на лечении в Киеве, к нам начали отправлять за советом всех, кому необходима помощь ортопедов.
- Мы подсчитали: в Украине около 120 тысяч детей, страдающих сколиозом, — говорит Анатолий Левицкий. — Одиннадцати тысячам из них помочь может только оперативное лечение. Но операции делают всего двум-трем десяткам таких больных в год
Бытует мнение, что сколиоз — это нарушение осанки. Чтобы его не было, нужно всего лишь правильно сидеть, стоять и спать на жестком. На самом деле все намного сложнее.
- Сколиоз не связан с осанкой, — объясняет Анатолий Левицкий. — Это стойкое боковое искривление позвоночника в нескольких плоскостях, которое сопровождается скручиванием позвонков. Оно приводит к появлению горба. Причем кроме наружного горба развивается и внутренний, который сдавливает легкие, сердце, желудок. Известно: если не лечить сколиоз, человека постоянно мучают пневмонии, сердечная недостаточность. Часто такие люди погибают от сдавливания спинного мозга.
Определить, есть ли у ребенка проблемы с позвоночником, в первую очередь должна мама: если треугольники, образующиеся между опущенными вдоль тела руками и талией, несимметричны, стоит обратиться к врачу. Но, оказывается, за рубежом давно используют простой прибор — сколиометр. Это прямоугольная линейка с овальным вырезом. Человек наклоняется вперед. Сколиометр ставят выемкой на позвоночник, и шарик, бегающий над шкалой, показывает угол искривления.
- Ни в Украине, ни в России подобного прибора не видел, — признается Анатолий Левицкий. — А ведь он очень прост в применении и должен быть у каждого педиатра. И если угол искривления меньше 20 градусов, нужно назначать пациенту специальную зарядку. От 20 до 50 градусов — необходим специальный корсет, ношение которого не позволит сколиозу прогрессировать. Искривление более 50 градусов требует оперативного вмешательства. И если его сделать сразу после того как выявили высокую степень сколиоза, результат будет хорошим, а лечение и восстановление не займут много времени. Но к нам чаще всего приводят детей, у которых угол искривления 120 и даже 140 градусов!
- Родители боятся соглашаться на операцию, надеясь, что решить проблему можно без нее
- К сожалению, в нашей стране утрачены методики консервативного лечения сколиоза, которые дают хорошие результаты. В Польше и Германии проводят обучение, чтобы дети занимались дома. И болезнь действительно перестает прогрессировать. Последнее время у нас применяются корсеты, разработанные французом Жаком Шено. За шесть месяцев ношения такого приспособления угол искривления уменьшается на 12 градусов!
- Когда ребенок перестает расти, сколиоз не развивается?
- При тяжелых формах даже после закрытия зон роста болезнь прогрессирует. Это происходит под влиянием сил гравитации и из-за развития остеопороза.
Обычно операции по исправлению сколиоза делают подросткам. Но несколько месяцев назад хирурги харьковского Института патологии позвоночника и суставов АМН Украины провели такое вмешательство пятилетнему ребенку.
- Сколиоз бывает и врожденным, — объясняет Анатолий Левицкий. — Хотя чаще всего он дает о себе знать, когда начинается бурный рост организма. Системы, разработанные нашими харьковскими коллегами, позволяют позвоночнику расти и после операции. Такая конструкция рассчитана на пять-шесть лет роста, после чего ее либо меняют на более длинную, либо зажимают специальные винты, чтобы она не была подвижной.
Киевские хирурги регулярно организовывают конференции и семинары, на которые приглашают ортопедов-травматологов из разных областей Украины, чтобы они знали, куда отправлять детей на лечение сколиоза. Но эта проблема все еще остается актуальной.
- Несколько недель назад мы с коллегами были на конференции в Польше, — говорит Анатолий Левицкий. — Там выступал американец, возглавляющий ассоциацию родителей детей, страдающих сколиозом. Эта организация отслеживает результаты операций, сделанных в разных клиниках, добивается закупки конструкций за государственные деньги, объясняет родителям, как ухаживать за больным ребенком. Я предложил одной из мам заняться организацией подобного общества в Украине. Она пока думает — слишком занята на работе. Может, на это решится кто-то из родителей уже прооперированных детей?