Происшествия

«я понимал, что или получу пулю в спину от бандитов, или меня застрелят гаишники», — вспоминает 41-летний таксист, которого захватили в заложники двое вооруженных преступников

0:00 — 20 мая 2006 eye 322

Рецидивист решил убить бывшую жену в самом центре Хмельницкого уже на следующий день после развода

Эта драма разыгралась в минувшую субботу в самом центре Хмельницкого примерно в восемь часов вечера на глазах у большого количества народа. Мужчина крепкого телосложения в черной куртке подошел к двум женщинам, отдыхавшим возле детской песочницы, и достал из кармана что-то, напоминающее гранату. «Ты должна ехать со мной», — сказал он, обращаясь к одной из них. Когда женщина ответила отказом, мужчина произнес: «Тогда я тут сейчас все разнесу. Так что выбирай. Может, ты еще передумаешь?.. »

«Только без глупостей, старик. Взорву, не задумываясь»

- Мужчина явно не шутил, — рассказывает начальник УМВД Украины в Хмельницкой области Владимир Гаврилюк.  — У него в руке на самом деле была боевая граната РГД. Спутница той женщины, к которой он обращался, сказала: «Это ты из-за меня развелся с моей сестрой. Поэтому, если решил ее убить, то убивай и меня». После этих слов мужчина неожиданно спрятал гранату и достал обрез. Скорее всего, он понял, что от взрыва может пострадать и сам. Вряд ли он думал о детях, которые играли рядом в детской песочнице.

Мгновение спустя раздались два выстрела, которые услышали многие жители Хмельницкого, оказавшиеся в тот вечер недалеко от центра города. Правда, мало кто обратил на эти звуки внимание, решив, что это дети балуются петардами.

Между тем убийца, хладнокровно расстрелявший двух женщин в детской песочнице, спрятал обрез под куртку и спокойно пошел к стоянке такси, выбросив по пути две гильзы.

- Прибывшая на место трагедии оперативная группа обнаружила в детской песочнице двух истекающих кровью женщин, — продолжает рассказ генерал-майор милиции Гаврилюк.  — Одна была мертва, а вторая еще подавала признаки жизни. Женщины оказались родными сестрами, а стрелявший в них — муж той, что осталась живой. Оказывается, за день до трагедии Наталья Бондарь (фамилия изменена.  — Авт. ) через суд развелась со своим мужем, с которым прожила всего пять месяцев. Тот сначала попытался удержать возлюбленную возле себя, но, когда это у него не вышло, решил ей отомстить.

- Выстрелов я не слышал, хотя стоянка такси находится в двух шагах от того места, где стреляли в женщин, — вспоминает 41-летний таксист Николай.  — После восьми вечера в кафе напротив громко включают музыку. Мужчина, который подошел ко мне, подозрительным не показался. Обыкновенный пассажир. «Подвезешь по городу?» — спрашивает. Как раз была моя очередь везти пассажира, и я без колебаний согласился. Мужчина сел на заднее сиденье. А где-то через триста метров у него зазвонил мобильный телефон. «Старик, не возражаешь, если мы заберем по пути друга? Он тут отлучался пивка попить», — спросил меня пассажир. А чего возражать? Я же ничего подозрительного не заметил. Парень, тоже крепкого телосложения, сел на заднее сиденье рядом с моим пассажиром. Они о чем-то посовещались, после чего первый сказал: «Слушай, старик, нужно изменить маршрут. Довезешь до Винницы? У меня там мама в тяжелом состоянии, надо завезти ей лекарства». «Без проблем, — отвечаю.  — Гривня тридцать — километр. До Винницы 120 километров».

- Вам не показалось странным неожиданное изменение маршрута?

- Работа у меня такая. К тому же, когда пассажир сказал о больной маме, у меня к нему еще больше доверия появилось. Выехали из Хмельницкого без всяких проблем. Пассажиры на заднем сиденье о чем-то переговаривались. Я особо не прислушивался. Все изменилось после того, как мне позвонили на мобильный. Я остановил машину, вышел из салона и ответил на звонок. Это оказался мой коллега-таксист.  — «Ты куда своего пассажира везешь?» — «В Винницу».  — «Слушай, тут сейчас такое было. Какой-то мужик двух женщин расстрелял и, говорят, уехал на такси. Будь осторожным. Может быть, это он у тебя в машине». Возможно, мой пассажир увидел, как я изменился в лице. Когда возвращался к машине, он уже сидел на водительском кресле.

«Менты звонили?» — спросил он. «Да нет, — отвечаю.  — Коллеги». Пассажир забрал у меня мобилку, вытащил из нее аккумулятор и выбросил в окно.  — «Садись, поехали. И без шуток».

Все произошло так быстро, что я не успел опомниться. Сажусь за руль, а мой пассажир мне гранату под нос сует и рукой за чеку держится. «Слушай, старик, — говорит.  — Я только что двоих завалил, мне терять нечего. Сейчас я эту гранату взорву, если будешь какие-нибудь глупости делать. Давай поворачивай. Будем ехать на Черновцы».

Я уже мысленно начал прощаться с жизнью. Хорошо знаю те места. Там лесов много. Темнело. Им ничего не стоило вывезти меня в лес и застрелить. Еще страшнее стало, когда пассажиры начали направлять мой маршрут через глухие села. Как только проезжаем по пустынным местам, у меня сердце из груди выскакивает. Я даже «Отче наш» начал про себя читать. Признаюсь, что до этого знал молитву очень плохо. Пока ехал, вспомнил ее всю до последнего слова.

- А как вели себя в этот момент пассажиры? Угрожали вам?

- Особо не угрожали. Тот, что первый садился, постоянно говорил: «Только без глупостей, старик. Взорву, не задумываясь». Какие уж тут глупости. Оставалось только надеяться, что нервы у моих пассажиров крепкие и они случайно не дернут за чеку гранаты.

По безлюдным дорогам мы ехали на огромной скорости. Как назло, все посты ГАИ были пустыми. Не пойму, зачем их поснимали?

- Если бы встретили инспекторов ГАИ, что предприняли бы?

- Выскочил бы из машины, побежал… Чем дальше мы ехали, тем страшнее становилось. Прошу: «Не убивайте меня. У меня дома дети, родители болеют». Но в ответ только слышу: «Не дури, старик, и все будет нормально».

«Граната упала примерно в трех метрах от меня. Все! Ищу новую работу — с такси покончено»

В это время по всей территории Хмельницкой области был введен план «Сирена». Сотрудникам ГАИ были переданы приметы автомобиля с предполагаемым заложником-таксистом.

- Мы понятия не имели, сколько людей находится в черном «Ауди» с шашечками такси и чем они вооружены, — рассказывает начальник ГАИ Хмельницкой области Николай Довгань.  — При обнаружении автомобиля сотрудникам спецподразделения ГАИ «Кобра» был отдан приказ стрелять на поражение.

Автомобиль с подозреваемым заметили через три часа после убийства, когда он выезжал из Каменец-Подольского.

- Возможно, помогло то, что при выезде из города я просигналил едущему навстречу такси, и коллеги сообщили в ГАИ, — высказывает предположение таксист.  — Так или иначе, вскоре заметил, что за мной на некотором расстоянии движется автомобиль госавтоинспекции.

- Автомобиль, который разыскивали по всей области, мы обнаружили недалеко от Каменец-Подольского, — рассказывает госавтоинспектор прапорщик милиции Олег Шопин.  — Некоторое время ехали следом и ничего не предпринимали, так как навстречу нам шло много машин. Мы с напарником Андреем Басюком понимали, что, если начнется перестрелка, могут пострадать невинные люди. К тому же дорога на этом участке не освещена. Только когда впереди показался недостроенный пост ГАИ и освещенная автозаправка, мы прибавили скорость, догнали «Ауди», подрезали ее и приказали остановиться.

Первым из автомобиля на землю вывалился таксист.

- Это был самый страшный момент в моей жизни, — вспоминает он.  — Я понимал: или получу пулю в спину от бандитов, или меня застрелят гаишники. Именно поэтому, едва открыв дверь, я сразу же поднял руки и с криком: «Не стреляйте, меня заставили!» — упал лицом на асфальт. Я уже ждал выстрела, но его не последовало.

- Следом за таксистом из «Ауди» вышел один из преступников с поднятыми руками, — вспоминает прапорщик Шопин.  — Тут же в мою сторону полетела граната. Успел заметить, что ее бросил в меня второй преступник, и — оказался на асфальте. Осколок прошил мою ногу. Было очень больно. Когда я уже лежал, преступники несколько раз выстрелили в сторону Андрея, которого тоже задели осколки гранаты.

Прапорщиков Олега Шопина и Андрея Басюка от верной гибели спасло то, что второй экипаж ГАИ в составе Алексея Стахурского и Руслана Мельника, который ехал менять своих товарищей на дежурстве, прибыл на смену поста на две минуты раньше. Иначе, не исключено, преступники могли бы добить раненых прапорщиков и забрать у них оружие. Но, увидев приближающуюся вторую патрульную машину, пассажиры такси перебежали в милицейскую «Дэу» с включенными маячками и тронулись с места. Тяжелораненый Андрей Басюк успел пустить вдогонку преступникам автоматную очередь. Одна из пуль, пробив багажник милицейского автомобиля, тяжело ранила одного из преступников. Тут же под колеса автомобиля ГАИ, который продолжил преследование, полетела вторая граната.

- Мы и не заметили, как проехали над гранатой, — вспоминает прапорщик Алексей Стахурский.  — Хорошо, что она не взорвалась.

- А я в тот момент как раз лежал на асфальте, — говорит таксист Николай.  — Граната упала примерно в трех метрах от моего лица… Все! Ищу новую работу — с такси покончено.

«Самой большой проблемой, как ни странно, оказались посетители кафе»

- Граната не взорвалась по той причине, что преступник очень сильно дернул за чеку, и вместо того, чтобы выдернуть кольцо, он его просто разогнул, — рассказывает начальник областного ГАИ Николай Довгань.  — Произошел бы взрыв, последствия которого могли быть самые плачевные.

Между тем погоня продолжалась.

- Сначала мы отпустили от себя патрульный автомобиль с преступниками, так как не знали, чем еще вооружены те двое, — вспоминает прапорщик Алексей Стахурский.  — Но мы постоянно держали милицейскую «Дэу» со включенными мигалками в поле зрения. Преступники вклинились в колонну автомобилей и некоторое время ехали, прикрываясь от нас несколькими фурами.

В темноте с включенными мигалками их было видно очень хорошо. Мы же сирену не включали, чтобы нас не было заметно. Когда преступники вышли из колонны и помчались на огромной скорости к границе Черновицкой области, прибавили скорость и мы. Весь участок дороги, километров пятнадцать, проехали со скоростью 180 километров в час. Идущие навстречу машины мигали нам фарами, мол, куда так несетесь, уступая при этом дорогу милицейскому «Дэу» с преступниками.

- Пока мы догоняли беглецов, — продолжает Алексей Стахурский, — я успел по громкой связи предупредить черновицких коллег, что им навстречу движется милицейский автомобиль с вооруженными преступниками. Ребята сработали оперативно, перекрыв дорогу несколькими КамАЗами.

Поняв, что им больше некуда деваться, преступники резко развернулись в нашу сторону. И вот тогда для меня лично началось самое страшное. Я выпустил несколько пуль из автомата по «Дэу», попал в капот, еще куда-то, и автомобиль с преступниками заглох. И вот понимаю, что сейчас из патрульной машины начнут стрелять. Я так резко потянул на себя дверцу своего автомобиля, чтобы как можно быстрее покинуть его, что оторвал ручку.

Алексей Стахурский и Руслан Мельник, держа на прицеле преступников, приказали им выйти из автомобиля с поднятыми руками. Но те продолжали оставаться в салоне патрульной машины, видимо, затаившись.

- Мы держали их на прицеле минут пятнадцать, — продолжает Алексей Стахурский.  — Но самой большой проблемой, как ни странно, оказались посетители кафе, возле которого происходило задержание. Вероятно, думая, что снимается кино, они выбежали на улицу. На первую команду всем вернуться в помещение люди отреагировали неохотно. С большим трудом удалось загнать их обратно в кафе. К тому времени уже и подмога подоспела.

- Один из преступников, увидев, что сопротивление бесполезно, вышел из машины с поднятыми руками, упал по команде лицом на асфальт и подполз к оперативникам, — рассказывает Николай Довгань, принимавший участие в задержании.  — Второй оставался в машине. Мы не знали, что он мог задумать, ведь терять ему действительно было нечего. К тому же его напарник сообщил нам, что товарищ сдаваться не собирается.

Очень долго второй преступник оставался в патрульной машине. На приказ выйти с поднятыми руками и сдаться он не реагировал. Мы посветили фарами в салон патрульной «Дэу» и увидели, что парень тяжело ранен и вот-вот может умереть. У него в руке был заряженный обрез. Когда мы подошли к автомобилю, он уже был мертв. Пока не известно, какое ранение стало для него смертельным. Слышал, что, по одной из версий, преступник застрелился сам. Но об этом можно будет говорить только после экспертизы.

О том, что могло послужить причиной трагедии в самом центре Хмельницкого, нам удалось выяснить в Хмельницком горотделе милиции.

- Человек, хладнокровно расстрелявший свою жену и ее сестру, — довольно интересная личность, — рассказал «ФАКТАМ» исполняющий обязанности начальника Хмельницкого горотдела милиции Сергей Войтюк.  — В 2005 году Михаил Бондарь (в интересах следствия фамилии злоумышленников изменены.  — Авт. ) освободился после отбывания шестилетнего срока в Польше за разбойное нападение. Там он познакомился с трижды судимым Сергеем Андрейченко. Последние полгода для Михаила выдались насыщенными. В ноябре он женился на Наталье. В апреле с Сергеем совершает разбойное нападение на филиал Сбербанка в Киеве, захватив оттуда 25 долларов, 1000 гривен и много лотерейных билетов, проданных позже на столичном вокзале.

Потом в течение двух недель Михаил и Сергей совершают два разбойных нападения на таксистов в Николаевской и Полтавской областях.

Михаил очень любил свою жену и сильно ее ревновал. Вообще-то он не пил и не курил, но иногда (ему хватало 50 граммов коньяка) мог, например, разбить табуретку о голову своей возлюбленной. Такое происходило нередко, и Наталья через суд с ним развелась. Михаил не смог простить этого своей бывшей жене. Его не пускали в квартиру, где жила Наталья, и поэтому в тот день, 13 мая, Михаил начал выслеживать бывшую жену еще с утра. А в 20. 20 произошла трагедия.

P. S. Автор выражает благодарность сотрудникам УМВД Украины в Хмельницкой области за помощь в подготовке материала.