Культура и искусство

Хозяйка художественной студии-салона «дон кихот» светлана егорова: «копии картин современных украинских художников на фарфоре стоят от двух тысяч евро, а в бронзе — до пяти. При этом за ними выстраиваются в очередь… &q

0:00 — 20 мая 2006 eye 1188

В Киевской галерее «Мистець» открылась уникальная художественная выставка «Объекты искусства: от оригиналов до авторизованных копий» Такая выставка организована в Украине впервые. Картины известных украинских художников рядом с копиями, «перенесенными» на… фарфор и бронзу. При этом стоимость некоторых копий приближается к стоимости оригиналов. Копии выполнены так искусно, что авторы полотен-первоисточников согласились их подписать как свои собственные произведения и присвоить им статус авторизованных копий.

«Бывает, при обжиге ваза треснет — и почти полгода труда насмарку»

На стенах галереи «Мистець» — полотна Сергея Пояркова, Эммы Бегляровой (художника-постановщика известных фильмов «Пятнадцатилетний капитан», «Одинокая женщина желает познакомиться», «Наводнение»), Александра Мельникова, Оксаны Кирпенко, Владислава Брейша, Оксаны Стратийчук… Сегодня их картины украшают дома и кабинеты отечественных и зарубежных политиков, бизнесменов, артистов и оцениваются в тысячи и десятки тысяч долларов.

Копии полотен выполнены на фарфоре с точностью до мельчайшей детали и оттенка. На расстоянии двух шагов кажется даже, что это фотография оригинала. Но подходишь ближе и… глазам своим не веришь: картина-близнец! Фарфоровое полотно в рамочке. Еще более потрясают художественные произведения, «перенесенные» на вазы, блюда, подносы…

- Создать копию на фарфоре — невероятно сложная работа, — рассказывает автор проекта хозяйка студии-салона «Дон Кихот» Светлана Егорова.  — Многие копии выдержаны в масштабе, а потому без математических расчетов здесь не обойтись. Но самое трудное — с точностью до оттенка воссоздать краски оригинала. Наносить их на фарфор — целое искусство. При обжиге (температура достигает 750 градусов.  — Авт. ) краски меняют цвет. Чтобы не ошибиться в результате, нужны профессиональные расчеты.

Много и экспериментировать приходится. Мастера нашей студии ведь используют в своих работах около трех тысяч оттенков! Порою на создание одного произведения уходит почти полгода! Работа кропотливая, филигранная. Бывает и такое, что фарфор, подвергшийся высокотемпературной обработке, треснет — и несколько месяцев работы насмарку… Хоть плачь!

- Да, нужно иметь железные нервы, чтоб не расплакаться…

- У нас в студии работают талантливые художницы  — Катя Иванкевич, Наташа Гончаренко, Юля Красная, Ира Мироненко, Инна Тулупова. Их терпению можно только позавидовать. Попробуйте «перенести» прямоугольную картину на круглую или овальную вазу! Таких мастеров, как наши девочки, сегодня в мире можно перечесть по пальцам!

- Но почему именно фарфор? Как вам пришла такая идея?

- Фарфор — идеальный для картины материал. Холст может порваться, краски на нем со временем трескаются, тускнеют. Фарфор же — материал вечный. Он не меняется тысячелетиями. Может только разбиться. Более десяти лет я регулярно посещаю самые крупные художественные выставки в Европе, и фарфор на них — фаворит. Единственное «но» — обычно он декорируется цветочными мотивами. А это уже поднадоело.

И я подумала: почему бы на фарфоре не создавать картины — сюжетные, многоплановые? Пять лет назад попробовала идею внедрить. Из 200 произведений, созданных за это время, 150 уже проданы. Кстати, чтобы организовать сегодняшнюю выставку, пришлось несколько работ одолжить на время у покупателей, ставших владельцами произведений.

«Произведения искусства выпускаем лимитированным тиражом — от 9 до 50 штук. Спустя время за ними начинается настоящая охота»

Сразу же после официального открытия выставки гости стали атаковать Светлану Егорову вопросами, как приобрести картину или копию. На одну из ваз в течение десяти минут претендовали человек семь!

- Авторизованные копии сегодня есть в коллекциях многих наших политиков, бизнесменов, артистов, спортсменов, — продолжает Светлана Васильевна.  — Разглашать их имена не имею права. Иногда до курьезов доходит. К примеру, решили мы сотрудничать с Юрием Горбачевым (полотна его есть даже в коллекции Билла Клинтона!). У этого художника своеобразная техника — с внедрением золотых нитей. Воспроизвести ее непросто. Решили сделать пробную вещь — вазу. Сделали. Выставили в салон, чтобы показать Юрию, но… его опередил один коллекционер. Он был так настойчив в желании приобрести вазу, что пришлось ее продать до того, как мы успели изделие показать автору.

- И это при том, что цены на копии у вас немаленькие…

- Стоимость копии на фарфоре — до двух тысяч евро, в бронзе — до пяти. Но, вы понимаете, это же ручная работа! Кроме того, вазы, блюда, подносы выполнены из очень качественного итальянского и немецкого фарфора, а бронзовые скульптуры декорируются бизнес-сувенирами — часами, лупами, выполненными из серебра 925-й пробы известной испанской фирмы Pedro Duran, которая около 125 лет поставляет изделия из серебра для испанского королевского двора. Такие аксессуары обычно преподносятся главам государств и правительств при посещении штаб-квартиры ООН. По окончании выставки все эти работы можно будет приобрести в нашем салоне.

Кстати, многие коллекционеры покупают произведения «парами» — оригинал и авторизованную копию. Коллекционная стоимость такого гарнитура намного дороже, нежели двух разрозненных предметов искусства. Бывает и такое: приобретая оригинал, клиент заказывает сразу две копии — одну на фарфоре, другую — в бронзе. Как говорится, полный комплект.

Все авторизованные копии мы выпускаем лимитированным тиражом — от 9 до 50 штук, поэтому многие из них спустя некоторое время после выпуска становятся предметом охоты коллекционеров. Есть и вещи, выпущенные в единственном экземпляре.

«Людям поднадоели

классические сюжеты — они хотят чего-то нового, оригинального»

На открытие выставки приехало немало vip-гостей. Среди них были замечены президент Федерации гимнастики Украины олимпийская чемпионка Стелла Захарова, главный редактор газеты «ФАКТЫ» Александр Швец с супругой Галиной, один из самых дорогих художников Украины Сергей Поярков с женой Ириной.

Стелла Захарова с интересом рассматривала картину Александра Мельникова «Принцесса-воин». Капельки росы так натуральны, что хочется смахнуть их с полотна рукой.

Сергея Пояркова, едва он успел зайти в галерею, окружили почитатели его таланта. На выставке представлена картина этого художника «Удача» с удивительным сюжетом: ночь, город, дома. Один из домов ветер вырывает «с корнем» и уносит вместе с населяющими его жильцами в космос. Жизнь в полете — удача, дарованная, увы, далеко не всем.

Этот сюжет перенесен на вазы, стоящие рядом с картиной. Представлена также эксклюзивная коллекция бронзовых скульптур, выполненных по работам Сергея Пояркова.

- Скажите, не раздражает, что вас копируют? — интересуюсь у художника.

- Абсолютно, — говорит Сергей Поярков.  — Это мировая практика, когда художник создает брэнд, и по мотивам его работ появляются другие произведения.

- Вы получаете за это дивиденды?

- Разумеется. Сам я уже лет шесть-семь не занимаюсь повторами своих работ и не выполняю заказов. Недавно ко мне пришел коллекционер и хотел заказать в подарок своему компаньону одну из картин, которую тот увидел в моем каталоге и мечтал иметь в своей коллекции. Я дал телефон человека, купившего у меня эту картину пять лет назад за пять тысяч долларов. А сейчас он продал эту работу за 25 тысяч! При этом я, заметьте, не получил ни копейки. Подобные сделки поднимают цены на мои работы на вторичном рынке. При этом стоимость всего, что я создаю сегодня, возрастает атоматически.

Скульптора Романа Чайковского, автора бронзовых героев по мотивам картин Пояркова, Сергей называет гениальным.

- Знаете, — подключается к разговору Дарья Егорова, дочь Светланы Васильевны и совладелица студии-салона, — судя по европейским выставкам, интерес в мире к бронзовой скульптуре в последние годы угасает. Людям поднадоели классические сюжеты. Решили с мамой: почему бы не обратиться к современности? И оказались правы. На бронзовую скульптуру у нас выстраивается очередь из заказчиков. К примеру, одним из последних наших клиентов был посол России в Украине Виктор Черномырдин. Он покупал у нас подарок для экс-министра химической промышленности Байбакова.

… В центре зала — статуэтка «Носорог Успеха». Каждый из гостей галереи останавливается возле нее и загадывает желание. Детишки норовят потрогать носорога. Однако хозяйка выставки предупреждает: модель не из бронзы, пока она — из пластилина. И хрупка, как сам успех.

По окончании выставки модель «забронзовеет». Эту фигурку хозяйка выставки обещает подарить своей восьмилетней внучке Полине, которая уже сегодня мечтает продолжить дело бабушки.