Такой вариант развития событий вполне вероятен, если городские власти в ближайшее время не договорятся с владельцами участков и дач на Русановских садах
Поиски компромиссов, начатые еще в прошлом году, как только трасса будущего мостового перехода начала подбираться к урочищу Горбачиха (за которым и расположены сады), так и не увенчались успехом
Согласно проекту, утвержденному украинским правительством еще в 1993 году, новый мост должен существенно улучшить транспортное сообщение между правым и левым берегами столицы и разгрузить действующие мостовые переходы, где практически каждый день возникают заторы. К тому же построенный Подольско-Воскресенский мост позволит обеспечить жителей Троещины — огромного столичного спального массива — метрополитеном, которого здесь ждут уже около десятка лет.
Новый почти семикилометровый мост начнется на Подоле на улице Фрунзе возле «Кищвмлина», затем пересечет гавань, пройдет над Рыбальским островом, Днепром, Трухановым островом, Десенкой, Горбачихой, Русановскими садами и закончится на левом берегу — в районе улиц Стальского и бульвара Перова. Верхний ярус строения отводят автомобилистам — здесь будет шестиполосная (по три полосы в каждом направлении) магистраль, нижний предназначается для метро. Мост пересекает многие живописные уголки столицы, и пассажиры из окон поездов смогут увидеть прекрасные киевские пейзажи.
Как объяснил «ФАКТАМ» начальник Киевского метрополитена Николай Шавловский, двигающиеся по мосту составы новой — четвертой — линии метрополитена (от Центрального железнодорожного вокзала к Троещине), скорее всего, будут шести-, а не пятивагонные. Под такой габарит поездов проектируют и станции будущей линии.
Начнется четвертая линия от нынешней станции «Вокзальная» (которая станет пересадочной), пройдет под площадью Победы (станция запроектирована в районе цирка), далее через Татарку (станция на улице Чорновола — здесь можно будет перейти на «Лукьяновскую») выйдет на Подол (новая станция в районе улицы Фрунзе — с пересадкой на «Тараса Шевченко»).
Затем линия пойдет по строящемуся мосту (со станциями на Рыбальском и Трухановом островах, в урочище Горбачиха). Далее, согласно проекту, метро вновь «нырнет» под землю и под Русановскими садами пройдет на левый берег (где предусмотрены еще три станции). Закончится четвертая линия на улице Братиславской, где запланировано депо.
Автомобильная же часть моста пройдет над Русановскими садами и закончится на левом берегу, где предусмотрены съезды, подъездные дороги и развязки. Однако в зону строительства попадают около 300 дачных участков, многие владельцы даже успели построить здесь домики и коттеджи. Оставлять насиженные места большинство дачников категорически отказываются, не соглашаясь ни на один из предложенных столичными властями вариант компенсации. Людям, к примеру, предлагали бесплатно квартиры в столичных новостройках, новые земельные участки недалеко от Русановских садов, доплату «живыми» деньгами
По словам генерального директора коммунальной корпорации «Киевавтодор» Владимира Жукова, которому приходится договариваться с дачниками, лишь немногие из более чем 300 хозяев участков отозвались на предложения чиновников и определились с компенсацией. Но есть и принципиальные противники переезда, скорее всего, договориться с ними будет невозможно. Среди причин, по которым люди отказываются освободить сады, — отсутствие альтернативных участков.
Хотя Киевсовет выделил весной 37 гектаров в урочище Горбачиха, а в предложениях властей упоминались и другие адреса, реальных участков садоводам так и не показали. Экологи же пока не дали «добро» на обустройство территории в Горбачихе, к тому же урочище подтапливается во время весенних паводков. Значит, необходимо, прежде всего, решить проблему защиты земель от воды.
Тем временем строительство моста идет пока по графику. Уже закончены основные работы на Трухановом острове, готовится место под опоры на Рыбальском острове, смонтирован 300-метровый пролет через Десенку, постепенно обустраивают будущую автомагистраль. Нынешним летом должны начать монтаж основного пролетного строения через Днепр, соединит Рыбальский и Труханов острова.
- Это наиболее сложный этап работ, — отмечает Владимир Жуков. — И хотя сам пролет через Днепр не слишком большой — 350 метров, через Десенку — 300 метров, однако Днепр намного глубже, чем Десенка, к тому же по Днепру ходят судна, и это необходимо учесть, монтируя арку. Пролет над Десенкой, кроме того, поддерживают опоры, а арка через Днепр буквально повиснет над водой. Поддерживать металлическую конструкцию будут только опоры на Рыбальском и Трухановом островах. Естественно, монтировать такую арку сложно, закупают даже специальный кран. Но ничего, справимся!
Однако в «Киевавтодоре» не исключают, что проблема с отселением дачников может сказаться на темпах работ, а из-за затягивания ее решения стройка и вовсе может приостановиться. Сейчас специалисты рассматривают альтернативный вариант левобережной части моста — в обход садовых участков.
- Мы предложили «обходной» вариант еще два года назад, — уточняет Владимир Жуков. — Но тогда власти и градостроительный совет отказались его рассматривать. Сейчас же опять заговорили о нашем предложении.
Суть его в том, что трассу моста в районе Горбачихи можно повернуть влево и вдоль залива Десенки вывести ее к проспекту Ватутина — недалеко от Московского моста. Там можно обустроить эстакаду для машин, выезжающих с улицы Бальзака, и транспорта, двигающегося в сторону бульвара Перова. Таким образом, Русановские сады останутся в стороне. Сейчас специалисты изучают, смогут ли поезда метро на Горбачихе поворачивать. В случае позитивных выводов проект могут вновь представить на градостроительный совет. Но, даже если столичные архитекторы согласятся с альтернативным вариантом, надо, чтобы изменения утвердил Кабинет министров.