За несколько минут до этого семиклассница Таня Пушкарева с Полтавщины попробовала воду в пруду и не стала даже ноги мочить — она была слишком холодной
Этот майский день выдался по-настоящему теплым, и мальчишки постарше из села Бутовая Долина Великобагачанского района на Полтавщине, оседлав велосипеды и прихватив кульки, отправились к дальним прудам. Здесь между двумя водоемами, расположенными на разных уровнях, есть шахта, по которой вода из верхнего пруда перетекает в нижний. И в этой самой шахте, где проточная вода доходит едва ли до колен, ребятня повадилась ловить рыбу. Мальков карасиков иной раз собирается здесь множество, поэтому мальчишки спускаются вниз по железным ступенькам и хватают их прямо руками. Кое-кто порой по ведру за раз набирал! Большие карасики идут на сковородку, а совсем маленьких местное население использует на корм птице.
В тот день самый младший рыболов, восьмилетний Ваня Остапенко, на «прибыльном» месте оказался одним из первых. Когда его соседка через улицу Таня Пушкарева с подружкой Олей Ильченко пришли посмотреть, как идут дела у рыбаков, он уже собирался домой. Мальчишка поднялся из шахты и спустился по бетонным плитам к верхнему пруду помыть испачканные руки. Вдруг то ли потерял равновесие, то ли поскользнулся, но вмиг очутился в холодной воде и стал тонуть.
Иван Иванович — так себя уважительно величает второклассник Ваня Остапенко — сидел в песке, играя машинкой соседа Максимки. Черный курчавый чубчик выдает в нем непоседу и задиру. В карих искристых глазах притаилась лукавинка. Хотя на разговор идет неохотно, явно пытаясь скрыть, что он тогда испугался и ему досталось от родных за ту рыбу. Но слово за слово, и мальчик все-таки рассказал, что произошло.
Как он оказался в воде, Ваня объяснить не может.
- Кто его знает, — пожимает плечами мальчик. — Просто проехал по скользкой плите и ушел с головой под воду. Попробовал плыть к берегу, но против волн ничего не получалось.
Вообще-то он умеет немного плавать, летом часто купался в маленьком пруду возле дома, а тут почему-то все забылось. Уверяет, на помощь никого не звал, просто рядом вдруг оказалась Таня и стала подталкивать его к плитам.
- Мы с Олей и двумя пацанами стояли на дамбе, когда услышали Ванин крик: «Вытащите меня, я топлюсь!» — уточняет семиклассница Великобагачанской средней школы Таня Пушкарева. — Я так испугалась этого крика, что, не помня себя от страха, тут же, не снимая одежды, прыгнула вниз головой в воду. Это очень страшно, когда на твоих глазах тонет человек. Я хорошо плаваю, а летом с Олей часто понарошку спасали друг друга на воде. Заплываем на середину пруда, и одна из нас делает вид, что топится. Меня Оля постоянно вытаскивала за волосы. Я знаю, что это очень больно, поэтому ее старалась взять за что угодно, только не за волосы. Ваньку схватила под водой за руку и принялась толкать к плитам, где стояли ребята. Он хоть и перепуган был, но не паниковал. Я тоже в тот момент была спокойна. Наверное, это сыграло свою роль — спасение прошло очень быстро. Кстати, минут за пятнадцать перед этим я попробовала воду и даже ноги не стала мочить — она была очень холодной.
Прибиться к берегу Ваня с Таней сумели, а вот выбраться из пруда оказалось непросто. Бетонные плиты, которые находятся под водой, обросли водорослями, стали скользкими. А глубина возле дамбы, на склон которой они положены, не меньше трех метров — больше, чем на середине пруда. Нащупав пальцами ног щель между двумя плитами, Таня сумела зацепиться за нее и таким образом удерживала мальчика возле себя. Хорошо, что они были не одни. Оля Ильченко протянула руку сначала Ване, затем подружке и так по очереди вытащила обоих на сушу.
Оля говорит, что у нее тоже была мысль прыгнуть на помощь тонущему ребенку, но Таня оказалась первой.
- Я хоть и плохо плаваю, но, если бы не оказалось рядом девочек, тоже полез бы в воду спасать Ваню, — подключается к разговору ученик 4-А класса Саша Овчинников, свидетель того происшествия. — Нас было тогда на дамбе всего пятеро, еще Саша Горбатов, с которым мы вместе приехали ловить рыбу. Ваня к тому времени уже находился там, а мальчик, с которым он появился на пруду, чуть раньше ушел домой. Ванька тоже засобирался домой, поэтому полез мыть руки, а мы с Сашей планировали еще остаться немного. Но после случившегося уже было не до рыбалки
Перепуганный Ваня Остапенко, плача, просил ребят не рассказывать о происшествии его бабушке. Мальчик отлично понимал, что она его по головке за такое не погладит. Поэтому Валентина Дарун узнала о том, что внук тонул, только через неделю — соседка принесла новость.
- Не дай Бог, если бы его не стало, то и меня на свете уже бы не было, — вытирает слезы Валентина Владимировна. — Я ведь этого ребенка с семи дней ращу. Старшая дочка, как только вышла из роддома, отдала его мне, заявив, что он ей не нужен. Ваня иногда меня даже мамой называет. Как же тяжело мне его ставить на ноги! Муж умер девять лет назад, а на руках у меня еще и старая полуслепая бабушка. Я сама недавно инсульт перенесла, операцию тяжелую. А когда узнала, что Ваня тонул, тут же давление подскочило до 150 на 100. Он, конечно, не признавался поначалу, но потом таки рассказал, что его Танька вытаскивала из пруда. Ох, и получил же он от меня! Бью, кричу на него, он плачет вот такими слезами, самой так жалко его! Сколько ж раз я просила внука не ходить на пруд без взрослых, пусть бы погнила та рыба!
Видать, тот урок мальчишка запомнил навсегда — сколько ни просили мы поехать с нами на пруд, он — ни в какую. «Я туда теперь не езжу, бабушка запретила», — сознался мальчик. И тут же нашел другую причину: «Нельзя мне к воде, у меня локоть разбит — с велосипеда недавно упал».
Мама Тани Пушкаревой, Надежда Степановна, поначалу тоже отчитала дочку.
- А если бы и ты не вылезла из того пруда! Если бы Ваня там тебя притопил! Не дай Бог, головой о плиту ударилась, ныряя с разгона! — кричала она на Таню. Наверняка такой была бы реакция любой матери.
Только под вечер следующего дня, немножко поостыв и прижав девочку к груди, сказала, что гордится ею.
- На месте дочки я бы тоже, не раздумывая, бросилась спасать ребенка, хоть и не умею плавать, — сознается мать троих детей. — В Старосамборском районе на Львовщине, где мы раньше жили, нет столько водоемов, как здесь, поэтому у меня всегда тревожно на душе, когда дети уходят купаться. Единственное, что утешает, — на пруд они ходят компанией. Если что и случится, всегда есть кому на помощь прийти. Танюша с детства мечтала научиться плавать, но только после переезда в Бутовую Долину шесть лет назад осуществилась ее мечта. Теперь еще очень хочет побывать на море. У нас родственники живут в Херсоне, можно бы поехать, но ведь дорога очень дорогая, все денег не хватает
Именно мама, слышавшая о всеукраинской акции «Герой-спасатель года», посоветовала дочке позвонить в районное управление МЧС и рассказать о своем поступке. Танюша так и сделала.
- Так случилось, что накануне этого происшествия я читал лекцию для учеников седьмых-восьмых классов Великобагачанской средней школы, куда ходят старшие дети из расположенной рядом Бутовой Долины, — говорит заместитель начальника отдела — начальник сектора государственного пожарного надзора Великобагачанского райотдела ГУ МЧС Украины в Полтавской области Виктор Бондарь. — Рассказывал и о поведении на воде. Так вот, Таня сказала потом, что ей очень запомнилось из той лекции, что ни в коем случае нельзя паниковать. Она молодец, так и поступила. Через несколько дней на общем построении школы мы за мужество и отвагу, проявленные при спасении утопающего, вручили ей специальную грамоту.
Казалось бы, на этом можно было поставить точку. Но в селе разгораются страсти вокруг благородного поступка девочки. Люди распускают слухи, будто Таня специально толкнула мальчика в воду, а затем вытащила его, чтобы прославиться. Кто-то говорит уже, что ее за это наградят цветным телевизором или машиной, а другие «знают» даже об обещанной квартире в Киеве. А за то, чтобы не всплыла правда, Таня будто бы обещала свидетелям заплатить по десять гривен. Как ни странно, но к этим разговорам завистников прислушивается и бабушка спасенного мальчика.
- Иду недавно по улице с пустыми ящиками для цыплят, а навстречу одна женщина: «Что, несешь Таньке подарки?» — спрашивает меня язвительно, — рассказывает Валентина Владимировна. — «Танька бахвалится, что хорошо заработает на твоем Иване», — доносят мне другие. Не знаешь, кому и верить. Дети говорят одно, взрослые — другое. Зачем ей надо было вообще рассказывать об этом, чтобы вся Украина знала? Значит, таки хотела славы? Пришла бы ко мне, я бы ее сама наградила
Я посоветовала Валентине Владимировне верить только тому, что ее внук жив и здоров благодаря девочке, ненамного старшей его самого. Не окажись Тани Пушкаревой в тот момент на пруде, в котором отчаянно барахтался восьмилетний ребенок, еще неизвестно, чем бы все закончилось. Ведь многие односельчане и одноклассники, кстати, расценивают ее поступок как безумство. Иные говорят, что ни за что не прыгнули бы в холодную воду, другие цинично советуют ей в следующий раз придавить Ваньку в пруду за такую «благодарность» со стороны его родственников.
- И что ты станешь делать, если вдруг окажешься еще раз в подобной ситуации? — спрашиваю Таню.
- Поступлю точно так же. Только опыта, надеюсь, у меня будет больше, — искренне улыбается девочка.