В Украине запущена вторая очередь автомобилестроительного предприятия «Еврокар» по производству легковых машин концерна Volkswagen Group
Производство автомобилей Skoda в Украине началось еще в марте 2002 года. Место для строительства автозавода было выбрано неподалеку от Ужгорода в километре от границы со Словакией. Со временем в Закарпатье параллельно со Skoda стали выпускать и ее «родственников» по концерну: ряд моделей Volkswagen и Audi. Всего с конвейера предприятия за эти годы сошло более 30 тысяч машин различных брэндов Volkswagen Group. С запуском второй очереди, расположенной по соседству с первыми цехами завода, автомобили Skoda начали собирать мелкоузловым способом. По словам руководства предприятия, в течение ближайших полутора лет на заводе заработают также цеха сварки и покраски автомобилей. Таким образом, производство станет полным, а часть моделей Skoda окончательно пропишется в Украине как отечественный продукт. Вместе с ведущими автомобильными изданиями страны «ФАКТЫ» отправились в Закарпатье, чтобы отпраздновать торжественное открытие нового предприятия, чья площадь сравнима с двадцатью футбольными полями(!), а заодно увидеть, как собираются одни из самых популярных в Украине автомобилей.
Первой моделью, сошедшей с автосборочного конвейера нового завода, стала Skoda Octavia Tour. Такой выбор объясняется просто: из всего модельного ряда Skoda это наиболее популярный в стране автомобиль. В прошлом году Skoda выпустила свою новую модель — Octavia A5, однако спрос на Octavia Tour — машину, доступную как по цене, так и в обслуживании, — в Украине растет. В будущем на конвейере начнут собирать и другие модели Skoda, а в перспективе, возможно, и Volkswagen.
Пока не заработали цеха покраски и сварки, основа будущей машины — кузов — приходит уже в готовом виде из Чехии. Правда, в отличие от крупноузловой сборки он совершенно голый — никаких деталей и обшивки, только покрашенный металл.
Весь процесс рождения автомобиля занимает на заводе несколько часов: за это время кузов проезжает по конвейеру порядка полукилометра и успевает обрасти несколькими тысячами деталей, в том числе мотором, который также устанавливают в Закарпатье. Каждые 20 минут с конвейера завода сходит один автомобиль. Заводчане говорят, что в ближайшие три месяца темпы производства должны вырасти и тогда разрыв между выходами автомобилей сократится до десяти минут.
Готовая машина после установки развал-схождения, полной диагностики и проверки на тормозном стенде отправляется на тестовый пробег. Водитель-эксперт слушает, нет ли скрипов в обшивке салона, посторонних шумов в подвеске или моторе.
Вообще, по словам мастеров, с которыми нам удалось поговорить в неофициальной обстановке, на заводе контроль качества тотальный: еще на конвейере ему, согласно международным нормативам, отводится пятая часть всей производственной цепочки. Эксперты из Чехии и Германии проверяют, как закручена чуть ли не каждая гайка! Одну машину за смену контролеры из лаборатории полностью разбирают, с помощью специальных приборов определяя, насколько грамотно и квалифицированно она собрана. Найдут малейшее несоответствие стандарту — вся бригада получит нагоняй. Мастера заверили нас, что автомобили из первой партии Skoda Octavia сделаны настолько тщательно, что о каком-то предубеждении против украинской сборки не стоит даже говорить.
- Многие из нас успели поработать на заводах Skoda в Чехии, — говорят мастера. — Культура производства здесь и там практически не отличается. Единственное, из-за больших объемов производства на чешских заводах степень автоматизации выше. Но контроль за качеством у нас даже более суровый.
Инвестором строительства нового предприятия в Закарпатье выступила украинская сторона, весьма заинтересованная в привлечении в будущем также иностранных инвестиций (а стоимость всего проекта оценивается в миллиард гривен). Финансового участия ждут в том числе и со стороны концерна Volkswagen. Но для развития сотрудничества Украина должна делать все возможное, чтобы щепетильные чехи и немцы оставались довольны качеством машин, собранных в нашей стране. Кроме того, производство автомобилей Volkswagen Group в Украине будет рентабельным, если завод станет выпускать как можно больше машин. Продать такое количество автомобилей в Украине пока достаточно сложно, необходимы рынки соседних стран — прежде всего России. Но нашим северным соседям, где конкуренция на авторынке на порядок выше, чем в Украине, можно успешно поставлять лишь качественный товар. По словам председателя наблюдательного совета ЗАО «Еврокар» Олега Боярина, в этом году на новом заводе будет выпущено около 18 тысяч машин, хотя его проектная мощность составляет порядка 45 тысяч автомобилей. Однако с такими впечатляющими темпами роста — за первые несколько месяцев этого года в Закарпатье выпустили в три с половиной(!) раза больше машин, чем в прошлом году, — конвейер довольно скоро заработает на полную мощность.
Ну и напоследок самая важная информация для автомобилистов: стоимость Skoda Octavia Tour останется прежней.