Происшествия

«во времена вивальди в оркестре были одни девушки»

0:00 — 31 мая 2006 eye 389

Лауреат международных конкурсов Богдана Пивненко исполняет музыку на скрипке XVIII века

Под «аккомпанемент» аплодисментов и возгласов «Браво!» прошло в Национальной филармонии выступление ансамбля «Киевская камерата». Зрители не спешили отпускать музыкантов со сцены. На бис звучал отрывок из концерта Вивальди в исполнении солистки ансамбля лауреата международных конкурсов Богданы Пивненко.

«Времена года» Вивальди солистка играла на скрипке… XVIII века. А уже при исполнении камерной симфонии Евгения Станковича (финальная часть которой, кстати, называется «В гостях у великого Вивальди») звучал инструмент начала XX века.

- У скрипки каждой эпохи свое звучание, — говорит Богдана Пивненко, с которой мы беседуем после концерта.  — У старинного инструмента оно «сердечное», теплое, камерное. А современная скрипка звучит строже, жестче…

- И почему-то в наши дни обычно солируют на скрипке мужчины, а не женщины.

- Да, но так было не всегда. Во времена Вивальди в оркестре были одни девушки. Ведь ученицами первой консерватории были девочки-сироты из приюта при монастыре, где обитал монах-музыкант Вивальди…

Музыкой Богдана «заболела» в семь лет. Вместе с мамой выбрали инструмент — скрипку. Играла днем и… ночью. «Мне и сегодня нередко снится музыка, во сне исполняю какое-то произведение», — признается скрипачка. Потом была учеба в консерватории у мэтра Богдана Которовича, работа в ансамбле «Киевские солисты», мастер-классы у известнейших исполнителей. Неудивительно, что в конце концов она попала в международный оркестр «Филармония наций», гастролирующий по всему миру. Доводилось выступать и в резиденции Папы Римского, и в Мариинском театре…

- Интересно, в какой стране публика самая чуткая?

- В Украине! Таких зрителей, как у нас, я нигде больше не встречала. И, по-моему, для музыканта самая большая честь и ответственность — выступать у себя дома… Мне очень хорошо работается с оркестром «Киевская камерата». О его художественном руководителе и дирижере Валерии Александровиче Матюхине в музыкальных кругах ходит шутка: наши композиторы должны ему при жизни памятник поставить. Он исполняет практически все новые произведения украинских авторов. Это так важно — чтобы твою музыку услышали. Ведь и нынешние классики когда-то были молодыми неизвестными авторами, чьи произведения кто-то решился исполнять впервые…

Кстати, о наших классиках: по заказу американской компании «Юниверсал» (Голливуд) будет выпущен диск с записями произведений Евгения Станковича (в Украине он появится ко Дню Независимости). Для этой работы в качестве солистки композитор пригласил Богдану Пивненко.

… В тот вечер в филармонии звучало и произведение, не значившееся в концертной программке, — «Мелодия» Беллини. Одинокий голос скрипки, казалось, обращался к каждому зрителю — с печалью, мольбой и надеждой. Удивительно перекликается с этой мелодией название знаменитого цикла картин художника Ивана Марчука — «Голос моей души». К слову, Иван Степанович был на этом концерте. В филармонию он ходит редко, но не послушать игру дочери не смог. «Я пообещала отцу, что обязательно сыграю «Мелодию». Он ее очень любит», — призналась Богдана.