Происшествия

Информацию с микрочипа бесконтактной проездной карточки специальное приспособление считает за долю секунды!

0:00 — 7 июня 2006 eye 414

В Киевском метрополитене внедряется новая система платы за проезд — в зависимости от дальности поездки На станциях столичного метрополитена начали монтировать оборудование, необходимое для перехода пассажиров на новую систему платы за проезд: специальные банкоматы для пополнения счета и считывающие устройства на турникетах при выходе из станций подземки. После того как система заработает, пассажиры начнут платить в зависимости от дальности поездки, а также смогут возвращать себе часть денег, если проедут лишь одну-две станции.

«Внести деньги на карточку пассажир сможет в любой кассе метрополитена»

По словам начальника Киевского метрополитена Николая Шавловского, новые турникеты уже установлены на недавно открытых станциях «Вырлица» и «Бориспольская», а также на «Лесной» — после ее реконструкции. Подобные устройства монтируют и на строящемся сейчас на станции «Дарница» втором выходе, который заработает в августе.

Начинают постепенно менять турникеты и на остальных станциях. Заодно намерены устанавливать здесь банкоматы для пополнения счета на новых проездных карточках. На каждой станции изначально появится только один автомат, а в следующем году их будет уже несколько. Внести деньги на карточку пассажир также сможет в любой кассе метрополитена.

- Новая система проезда внедряется поэтапно, — уточняет Николай Шавловский.  — Каждый раз мы ее совершенствуем, отрабатываем разные технические моменты. Бесконтактными карточками пользовались сначала наши сотрудники, затем ограниченное количество новых проездных выпустили в свободную продажу. Прежде чем определиться с окончательным вариантом системы проезда, мы изучили опыт 35 метрополитенов мира.

Были разные предложения: взимать плату за фактическое время, проведенное пассажиром в подземке, или же за пересадку с одной линии на другую. Однако из-за особенностей нашего метрополитена выбрали вариант оплаты проезда в зависимости от дальности поездки.

В отличие от существующих проездных, где количество поездок не ограничено, но билет необходимо покупать каждый месяц, бесконтактная карточка более долговечна — она рассчитана приблизительно на 10 лет, и ее не нужно постоянно обменивать, достаточно лишь время от времени пополнять счет и продолжать ездить дальше.

Причем деньги на карточке сохраняются: если пассажир купил ее, скажем, в июне, то проехать он сможет и в ноябре — пока на счету не закончатся деньги. А пополнить его можно будет за считанные секунды на каждой станции метро — в кассе или через банкомат.

Сейчас по новым проездным уже ездят более семи тысяч киевлян, однако они пока не могут воспользоваться льготами или скидками и оплачивают номинальную стоимость проезда — 50 копеек независимо от дальности поездки. Руководство метрополитена утверждает, что при нынешнем тарифе предоставлять пассажирам скидки невозможно, к тому же они окажутся несущественными.

Поэтому новая система полноценно заработает, только когда изменят плату за проезд в метро, что может сделать лишь Киевсовет. Кроме того, надо, чтобы не только входные, но и выходные турникеты были оснащены считывающими устройствами.

Сейчас же есть такие турникеты на входах станций, а монтаж устройств на выходе пока начали и завершат через несколько месяцев. Вот тогда пассажиры и почувствуют преимущества новой системы.

- Новая бесконтактная карточка гораздо удобнее, чем нынешний проездной, и пассажир сможет значительно быстрее попасть на станцию, — уверяет Николай Шавловский.  — Если магнитные карточки нередко срабатывают со второго, а то и с третьего раза, из-за чего возникают очереди у турникетов, то специальное приспособление информацию с микрочипа нового проездного считает за доли секунды! Причем можно будет оплатить проезд нескольких пассажиров сразу — но при этом ваш счет «похудеет» на соответствующую сумму.

Сумма со счета бесконтактной карточки «списывается» в зависимости от количества поездок. А сколько денег положить на карточку и когда пополнить счет, решит сам пассажир.

Льготники пока будут бесплатно проходить к поездам по удостоверениям

- Новый тариф за проезд условно составит одну или, например, полторы гривни, — объясняет Николай Шавловский.  — При входе на станцию с карточки снимают именно такую сумму. Затем на выходе пассажир снова проводит проездным над турникетом, и электронные датчики моментально определят, сколько станций человек проехал, и вернут на счет определенную сумму.

К примеру, на станции «Лыбедская» вы заплатили одну гривню и проехали две станции. Поездка вам обойдется в 25 копеек, и при выходе на «Республиканском стадионе» на счет вернутся 75 копеек. Если же вы проедете, скажем, четыре станции и выйдете на «Майдане Незалежности», то заплатите 30 копеек, а 70 вам возвращаются.

В случае, когда поездка от «Лыбедской» закончится на «Героев Днепра» — то есть от конечной до конечной станции, то платить придется полностью, но не более максимальной стоимости проезда — гривню-полторы. По такой же цене пассажир будет покупать жетон, не получая никаких скидок. Кстати, жетоны после внедрения новой системы оплаты останутся, хотя их количество существенно сократится.

Проезд льготников пока особых изменений не претерпит, они по-прежнему смогут бесплатно проходить к поездам по удостоверениям. Но затем руководство метрополитена, если заручится поддержкой Кабинета министров, планирует всем льготникам раздать бесплатно — через соответствующие ведомства (собесы, отделения Пенсионного фонда) — бесконтактные карточки. Правда, намерены при этом ввести и определенный лимит бесплатных поездок в течение месяца. Когда такой лимит закончится, льготнику, возможно, придется пополнять карточку за свой счет, а в следующем месяце — вновь ездить по льготам.

Вводить лимит поездок будут, скорее всего, в кассах метрополитена, если пассажир предъявит удостоверение.

Запланирована и гибкая система скидок. К примеру, чем больше денег внести на счет бесконтактной карточки, тем поездки дешевле обойдутся. Так, при покупке 10 поездок оплачивается 100 процентов их стоимости (то есть одна гривня), а уже, скажем, 50 поездок обойдутся только по 80 копеек, 100 — по 70 копеек и так далее. Ожидается, что при новой системе можно будет сэкономить, если воспользоваться метрополитеном не в часы пик или в выходные дни…

P. S. А пока руководство столичного метрополитена думает над новой системой оплаты проезда, представители «Киевметростроя» заявляют о проблемах его строительства. Так, на днях глава компании Владимир Петренко заявил, что уже более двух месяцев городской бюджет не выделяет деньги на сооружение участка в сторону Теремков. Из-за этого пришлось даже приостановить строительство линии от станции «Демиевская» к Амурской площади. А ведь здесь очень сложные грунты и работы желательно вести непрерывно. Такая ситуация, по словам Владимира Петренко, грозит срывом графика развития киевской подземки. Реакция новой столичной власти пока не известна…