Культура и искусство

Народный артист россии александр леньков: «леонид гайдай всерьез подумывал над тем, чтобы именно я сыграл шурика в «операции «ы». Но, как говорится,не судьбай»

0:00 — 8 июня 2006 eye 678

Актер, озвучивший десятки мультяшных героев, отметил день рождения

Голос Александра Ленькова многим знаком с детства. Это он озвучивал Пятачка в диснеевском мультике «Приключения Винни Пуха», забавного бурундучка Дейла в «Чип и Дейл спешат на помощь» и неподражаемого Степана Капусту в телешоу Льва Новоженова «Тушите свет». Более 40 лет Александр Сергеевич преданно служит Театру имени Моссовета, да и с кино у него тоже все сложилось. «Дайте жалобную книгу», «Отроки во Вселенной», «Соло для слона с оркестром», «Приключения Петрова и Васечкина», «Макар-следопыт», «Зимняя вишня», «Маленькая Вера», «Остров ржавого генерала», «Про бизнесмена Фому»… На счету у народного артиста России с полсотни картин.

«Из Ялты привез домой… пакет навоза»

- Александр Сергеевич, ваши киношные герои весьма чудаковатые. А у вас самого много причуд?

- Я считаю, что никаких. Кроме, пожалуй, того, что я не очень люблю компанию. Иногда после спектаклей зазывают на застолья. Думаю: «Нет, лучше побегу домой, бутылочку пива возьму и (чтобы было приятно украинскому читателю) съем кусочек свининки».

- Если не любите компанию, как же тогда день рождения отгуляли?

- Одно дело круглая дата — это надо перетерпеть, пережить. На

60-летие была протокольная программа, поздравление от Владимира Владимировича Путина и очень смешная телеграмма от какого-то министра. Читаю в телеграмме фразу: «За созданные вами образы наших современников в таком-то и таком-то фильмах… » И названы две картины, в одной из которых я сыграл алкаша, а в другой, под названием «Остров ржавого генерала», — Бабу-ягу. Вот вам и «образы современников»! Ну, раз министр пишет, значит, ему виднее.

Нынешний же день рождения для меня рядовой. В этот день, к несчастью у меня был спектакль. Почему «к несчастью»? Потому что понимал: придется выставляться, выслушивать от окружающих поздравления. Прибежали студенты ВГИКа, которым я преподаю, с какими-то стишками и сувенирами, заглянули в гримерку коллеги. После спектакля один из актеров остановил аплодисменты и сказал: «Сегодня у Саши Ленькова день рождения!» Зал встал и начал хлопать. Я, конечно, засмущался. Говорят, даже покраснел. Приятно было, но в то же время неловко.

- Цветами, наверное, завалили…

- Сейчас полкомнаты ими заставлено. Это может показаться странным, но я очень не люблю, когда мне дарят цветы. Особенно поклонницы. Во-первых, жалко этих девочек. Лучше бы они купили себе какую-нибудь маку или бяку. А во-вторых, неудобно тащить букеты домой! Я заворачиваю их в газетку и несу жене. Ей, видимо, это нравится, хотя, думаю, приятнее, если я цветы покупаю. Такое бывает нечасто — по праздникам.

- Слышал, вы однажды подарили супруге… пакет навоза.

- Бо-о-оже, откуда вы знаете?! (Смеется. ) Не так давно я снимался на Ялтинской киностудии в картине, рабочее название которой было «Страсти по кино». Это новый комедийный сериал — о киноработниках. Я играю сценариста, Валя Смирнитский — режиссера, мы с ним вроде бы снимаем красивый фильм о ковбоях. Сценарист пьет, режиссер — страшный бабник, развратник, и ему все до фени. В итоге съемки превращаются в Бог знает что.

Короче говоря, поскольку в кадре сплошь ковбои, на площадке было много лошадей, а следовательно — кучи, извините, навоза. А я знаю, что он для цветочков полезен. Набрал в пакет навоза, по дороге в Симферополь, естественно, купил синий ялтинский лук и разливной кагор — стандартный набор отдыхающего в Крыму. Приезжаю со всеми этими подарками в аэропорт. Таможенники меня узнали, но, когда стали просвечивать багаж, прицепились: «Что это у вас в пакете? Похоже на травку!» «Ну откройте, — говорю, — и посмотрите». А сам думаю: «Да-а-а, наверное, в истории таможни Симферопольского аэропорта такого груза еще не было!»

«Моя первая роль — Снегурочка»

- Вас в сериалах редко видно. Не зовут?

- Зову-у-ут, но я отказываюсь: нет времени. А вообще в сериалах появляюсь. Снимался в «Люба, дети и завод» с Танечкой Догилевой, еще была ролька эффектная в фильме «Большие девочки» с Олей Остроумовой и Валей Теличкиной. Я, кстати, один из родоначальников российского «сериализма». Был такой сериал «Клубничка», в котором мне досталась роль безумного старичка Белянчикова.

- Свою самую первую роль помните?

- Конечно! Это было в моей родной 170-й школе. В первом классе сыграл… Снегурочку! Я ведь жил еще в те времена, когда были мужские школы и женские. Моя соседка по коммуналке служила актрисой в Большом театре и могла достать парик. Вот по причине такого блата я Снегурочкой и стал.

- Не дразнили после этого?

- Нет, что вы! Другие мальчишки вообще звездочек играли! Причем абсолютно серьезно. У меня, кстати, на счету женских образов предостаточно. В Кремле на новогодних «елках» играл старуху Шапокляк и Бабу-ягу. Поскольку у меня очень хорошая пластика, меня охотно брали на эти роли. Все спектакли в Кремле делались под ранее записанную фонограмму, и я для своих героинь всегда что-то особенное придумывал, строил сложнейшие мизансцены. Моя Баба-яга то с потолка спускалась, то выходила из зала, то выбиралась прямо из-под сцены. Отрабатывал по три «елки» в день! Сложно было, но я обожал это время.

- Еще бы, актеры ведь шутят что «елки» год кормят…

- Тогда были концертные ставки — 16 рублей. Все получали одинаково независимо от того, пионера ты сыграл или Бабу-ягу. Только у Деда Мороза было полторы ставки! Он отличался от всей сказочной братии. Кстати, Деда Мороза играл Роман Филиппов (актер, прославившийся на весь Союз фразой из «Бриллиантовой руки»: «Будете у нас на Колыме… » — Авт. ). Он любил травить байки и пел в перерывах между «елками» антисоветские частушки. Такой ка-а-айф! Представляете, мы в Кремле, а он что-то про Ленина, про Павлика Морозова поет, с ма-а-атом, остроу-у-умно…

- Правда, что легендарный Гайдай приглашал вас на роль Шурика?

- Да, я даже пробы проходил. На роль в «Операции «Ы» пробовали сотни молодых людей, но я узнал, что Гайдай всерьез подумывал именно над моей кандидатурой. Но, как говорится, не судьбаЙ

- В «Зимней вишне» и «Маленькой Вере» у вас образ нескладного холостяка. А как в жизни?

- Мы с женой Леной вместе очень много лет. Познакомились, когда я был в пятом классе, а она — в третьем. (Смеется. ) Потом, после того, как я окончил театральное училище, расписались. Больше 50 лет знакомы, даже неприлично называть такую дату.

- У жены тоже творческая профессия?

- Слава Богу, нет. Тогда бы мы давно разошлись. Лена закончила авиационный институт. А дочка — художница, правда, сейчас не работает. Дома сидит, воспитывает моего внука, которому скоро 11. Так что в личной жизни, в отличие от некоторых моих героев, у меня все в порядке.

- Вы телевизор смотрите?

- Смотрю, но без звука! За сюжетом не слежу, мне нужно, чтобы просто на экране что-то мелькало. Но стрелялки и мыльные оперы сразу же переключаю: они похожи одна на другую. Люблю смотреть спортивные соревнования. Вспомнил, кстати, по этому поводу смешной случай. Бывает, во время спектакля актеры быстрее играют, чтобы успеть домой к началу трансляции футбольного или хоккейного матча.

Помню, как-то играли мы в спектакле «Шторм» с известным актером Леней Марковым, братом Риммы Марковой. У него была роль председателя райисполкома. Весь сюжет состоял из того, что приходили к председателю ходоки. Кто-то сообщал, что спекулянты торгуют вшивым бельем… «Ну-ка, мне их сюда! Расстрелять!» — командовал Леня. И вот появляется очередной ходок: «Я пришел, не хватает продуктов… » А Леня, чтобы успеть на хоккей, говорит: «Мне уже доложили, ступай!» Вот 15 минут времени и сэкономил. Мы посмотрели матч, но на следующий день в театре висел выговор! Всем, кто способствовал этому «низко художественному акту».

- А чемпионат мира по футболу смотреть будете?

- Обязательно, если время будет свободное.

- Сами в детстве гоняли в футбол?

- Конечно. С пацанами во дворе, когда целый день пропадаешь на улице, а родители тебе кричат из окна… Я ведь вырос в коммуналке. Сейчас трудно себе представить, что у нас не было даже ванны и мама водила меня в Сандуновские бани. Пока у меня пися не встала в женском отделении. Только тогда мама сказала: «Все!» — и я понял, что уже взрослый.

«Одно время шил себе рубашки из ярких женских платков»

- Вы в Москве родились?

- По паспорту — в Рассказово. Мама поехала туда рожать. Она училась в Москве, в Пединституте имени Ленина, но рожать отправилась на родину, в Тамбовскую область. А когда мне исполнился месяц, мы вернулись в столицу. Так что я — тамбовский волк.

Папа всю жизнь почтово-ящичным человеком был, то есть засекреченным. После службы преподавал в Бауманском училище что-то связанное с ракето- и самолетостроением. А мама поработала немного учительницей и стала домохозяйкой.

Кстати, от моего решения пойти учиться на актера родители были не в восторге. Смирились от безысходности. Помню, летом я отдыхал с другом на юге и получил письмо от отца: «Быстрее возвращайся домой!» В конверт была вложена вырезка из газеты «Вечерняя Москва» о том, что Театр имени Моссовета, где я играл с десяти лет, объявляет набор. Папа писал: «Поступать тебе надо туда, потому что больше ты никуда не поступишь». Еще он всегда говорил, что нужно обязательно вступить в комсомол, в партию, поскольку в его карьере это имело первостатейное значение. Я же не стал ни комсомольцем, ни партийцем.

- В детстве в театр как попали?

- Да просто Театр имени Моссовета задним двором выходил на мою школу Ь 170, где, кстати, учились Андрюша Миронов, Илья Рутберг, драматург Леша Казанцев и другие выдающиеся люди. В школе как-то искали мальчика для спектакля. Взяли трех, в том числе и меня. Как ни странно, эта роль в спектакле «Студент третьего курса» была довольно большой. Я играл сына убо-о-о-рщицы. А в следующем спектакле — уже сына миллионе-е-ерши! Моей партнершей была легендарная Вера Петровна Марецкая.

- Зарплату получали?

- Два рубля за спектакль. Тогда, я помню, пирожок с повидлом или с капустой стоил пять копеек, бутылка пива — 37 копеек, а водки — два рубля 87 копеек. Так что, можете себе представить, деньги были немалые, и моя первая покупка — фотоаппарат «Зенит»!

Кстати, меня и в балет звали: очень высоко прыгаю. Это природное сочетание весовой категории и сильных ног. Я на первом и втором курсах участвовал в спектакле, где нужно было танцевать балетную партию. Ставила танцы балетмейстер и педагог Большого театра Евгения Герасимовна Форманян. Она сказала: «Саша, если хотите, я возьмусь сделать из вас профессионального танцора. Правда, у вас будет короткий срок, поскольку вы уже взрослый, но станете характерным балетным актером и лет десять протанцуете».

- Вы и сейчас, в свои 63 года, очень подвижный.

- Каждое утро начинается с того, что становлюсь на роликовые коньки. Готовлюсь к новому спектаклю. Нас, актеров, берегут, по улицам не гоняют, тренируемся в театре, для чего сцену вымостили специальными пластиковыми плитами. В «защите», естественно, катаемся, в наколенниках, в налокотниках. Кататься надо хорошо, не по-дилетантски. За две недели у меня серьезный прогресс.

- Чему еще в жизни научились?

- Шить умею. Одно время обшивал себя сам. Раньше ведь трудно было достать что-то приличное из одежды, вот я и начал шить. Причем без каких либо навыков. Мог сесть за швейную машинку вечером, а к утру брюки уже готовы. Когда с тканями трудности были, шил себе рубашки из ярких женских платков. Смотрелись, как фирменные!

- Вашим голосом говорят многие мультяшные герои…

- А я, кстати, не люблю иностранных мультфильмов. Мне больше нравятся наш Винни Пух, наш Пятачок… Озвучивать Дейла в диснеевском мультсериале «Чип и Дейл спешат на помощь» согласился из-за денег. Еще озвучивал Степана Капусту в передаче «Тушите свет». Из-за колких шуточек с моим героем даже судились политические лидеры. Бред, конечно, но подавали в суд на виртуального персонажа!

Еще я озвучивал компьютерные игры, хотя не люблю их и ни разу в них не играл. А внук обожает это дело. Есть на моем счету и реклама памперсов. Заказчик — одна крутая заграничная фирма — дала наводку, что роль должен озвучивать артист, которого молодые мамы знают с детства. Это умно, согласитесь!

- Гонорар за памперсы на что потратили?

- Вы слишком громко назвали это гонораром. Всего сто долларов! Не путайте со съемками в рекламе, когда известный актер появляется на экране и «торгует лицом». Обычно озвучание — копеечное дело.