Экс-руководитель старейшего в стране физкультурно-спортивного общества «Динамо» приступил к работе в парламенте
Виктор Корж не представляет своей жизни без спорта. В прошлом известный велогонщик и после завершения спортивной карьеры отдает все свои знания и энергию делу развития спорта в нашей стране. Вероятно, в парламенте член исполкома Национального олимпийского комитета, президент Украинской федерации гимнастики Виктор Корж также изберет спортивное направление.
Наша беседа с Виктором Петровичем проходила в столичном кафе «Планета-спорт». На стенах этого заведения портреты с автографами знаменитых украинских спортсменов. Виктора Коржа не на шутку беспокоит, что в последнее время имена наших звезд — из-за рекламы — ассоциируются у болельщиков далеко не со здоровым образом жизни.
- Об этой проблеме надо уже не говорить, а кричать, — возмущается Виктор Корж. — Если дело и дальше так пойдет, скоро невозможно будет встретить болельщика, который бы не пил пиво или водку и не курил. Вся страна знает, что все начиналось с «Олимпа». То есть с водки. И чем это заканчивается, все тоже понимают.
- А вы совсем не пьете?
- Пью. Но в меру. Я 23 года отслужил в милиции и прошел этап, когда там довольно много пили. И это уже не такая большая тайна. Приходилось как-то выруливать из этих ситуаций, а было это, как вы понимаете, нелегко. Выпито было намного больше, чем хотелось бы. Сейчас все по-другому. К тому же пять раз в неделю — обязательно — я занимаюсь спортом.
- Это заметно. Вы такой подтянутый, стройный.
- День начинаю с 30-40-минутной зарядки. Потом обливаюсь холодной водой. В бассейне плаваю. Обязательно нахожу время утром или вечером, чтобы сыграть в теннис или покататься на велосипеде. Вот и все секреты. По первому своему образованию я медик. Восемь лет проработал спортивным врачом.
11 лет я отдал велоспорту. После завершения карьеры велогонщика был перерыв. Как любой профессионал не сяду на какой попало велосипед. Регулярные занятия велоспортом возобновил в позапрошлом году, когда мой друг Андрей Чмырь подарил мне профессиональный новенький супервелосипед. Той же марки, на которой его команда выступала на «Тур де Франс». Андрей в 40 лет стал чемпионом мира среди профессионалов и решил на этом карьеру завершить. 10 тысяч долларов стоит мой велосипед. Есть у меня и вся необходимая экипировка.
- Сколько всего километров намотали?
- Около двухсот тысяч. Правда, похвастаться высокими скоростями сейчас уже не могу. Не ставлю задачу бить рекорды. Езжу в свое удовольствие на скорости 30-40 километров в час. Еще обожаю играть в баскетбол. Играл с Александром Волковым, с его друзьями. Так что и теперь, в 49 лет, могу пробежать любой кросс, подтянуться раз 15, отжаться 50 раз от пола за минуту. Оцениваю свою спортивную форму на четверку с минусом.
- А на спор что-нибудь приходилось делать?
- Бывало. Как-то около трех минут не дышал под водой. Между прочим, в свое время я два года занимался у известных тренеров Нины и Александра Кожух — в харьковском бассейне «Динамо».
- Ваши родители к спорту имели какое-то отношение?
- Отец и мать — профессора филологии Харьковского госуниверситета. Мама всю свою жизнь занималась античной литературой и латынью. Помню, квартира от пола до потолка была заставлена книгами. Парадокс в том, что среднюю школу я закончил с двумя четверками — по труду и физкультуре. Хотя тогда уже был мастером спорта и входил в состав сборной команды Украины. Уроки даже иногда пропускал, чтобы успевать на тренировки.
С детства мне безумно нравился велосипед. Но я был стеснительным и, когда пришел на стадион «Динамо», по ошибке зашел в бассейн (смеется). Два года проплавал, был призером детских всесоюзных соревнований — «динамовских». А потом все-таки перешел на велотрек. Первый мой велик назывался «Турист».
Травм у меня было много. Ноги и ключицы трижды ломал. Это с велосипедистами часто случается.
На Олимпиаду попасть?.. Нет, не сложилось. Вы знаете, совмещать спорт с учебой в мединституте — да еще с отличием заканчивать — практически невозможно. По специальности я врач-кардиолог. Работал даже в реанимации инфарктного отделения. Страшно Ведь от твоих усилий и знаний зависит, останется человек жить или нет.
Потом работал спортивным врачом, создал единственный в Украине ведомственный врачебно-физкультурный диспансер — в Харькове.
Я вырос на харьковском «Динамо», остался там работать спортивным врачом. За мной сохранили офицерское звание, которое у меня уже было как у действующего спортсмена-динамовца. Я возглавлял эту медицинскую службу и был секретарем парторганизации. Самым молодым.
На «Динамо» в то время занимались несколько тысяч детей. В группах здоровья — более 1200 человек! В Харькове мне удалось наладить работу, погасить долги, которые добивали всех В итоге в 1997 году меня пригласили на работу в Киев.
- Кто из выдающихся спортсменов был для вас образцом отношения к любимому делу?
- Сергей Кравцов. Участник двух Олимпиад — в Мехико и Мюнхене. Харьковский «динамовец». Мне было особенно приятно, что он закончил Харьковский университет, по-моему, физико-технический факультет.
К сожалению, Кравцов уехал в Германию, и о его судьбе я ничего не знаю. Но он был первым спортсменом, которого я увидел с книгами — с художественной литературой, с разнообразными математическими талмудами
- Лобановского лично знали?
- Не так близко, но общались с Валерием Васильевичем. Несколько бесед интересных имел с ним на профессиональные темы. А однажды в самолете ночью мы разговорились об античной литературе
- Свою будущую жену встретили на соревнованиях?
- Нет, в медицинском институте. Мы вместе учились и вместе идем по жизни. Через месяц будет ровно 25 лет, как мы женаты. Свадьбу гуляли как раз тогда, когда в Харькове проходили Всесоюзные соревнования, и я пригласил всю команду по велоспорту.
- Дети пошли по вашим — спортивным — стопам?
- У меня два сына. Двойняшки. То, что родилась двойня, нас с женой, конечно, шокировало — мы совсем не были готовы к этому. Прекрасные выросли дети. Толковые. Я счастлив. Один закончил Юридическую академию в Харькове в прошлом году, другой жил у наших родственников в Америке и завершил учебу в Аризонском университете. И оба — с отличием.
- Ваши увлечения?
- Коллекционирую монеты. Все, что связаны с Россией, историей Российского государства Почему не Украины? Дело в том, что у Украины денежная история более короткая, хотя гривна и зарождалась на территории Киевской Руси.
У меня есть рубли всех русских царей — от Петра I до Николая II. Самая старая российская монета — это серебряный рубль Петра I 1721 года. У меня есть бумажные деньги первого правительства Грушевского, бумажные ассигнации Центральной Рады, деньги Петлюры, Деникина
За какими-то фантастическими раритетами я не гонюсь. Есть монеты, которые стоят по 20, 30, 50 тысяч долларов, но это, знаете ли, не для меня