Известный украинский эксперт-испытатель автомобилей, снимающийся вместе с Николаем Фоменко в российской версии программы «Топ Гир» на НТВ, советует покупать подержанные авто!
О подвигах и рекордах телеведущего Алексея Мочанова слагают легенды. В компании таких же отчаянных чемпионов-россиян он за сутки проехал на специальном полигоне свыше пяти тысяч километров со средней скоростью более 210(!) километров в час, став абсолютным рекордсменом России. За две недели добрался на машине из Лиссабона во Владивосток, оставив позади 14 тысяч километров! Из Якутска на уазике доехал до полюса холода, в Оймякон, проделав тысячу километров при температуре ниже минус пятидесяти градусов! Кроме того, Мочанов — чемпион Украины по автомобильному слалому, обладатель Кубка страны по ралли на серийных автомобилях, единственный украинец, работавший с великими гонщиками Маркусом Гронхольмом и Марко Мяртином в команде чемпионов мира по ралли.
Однако Алексей не только знает толк в машинах, но и умеет о них рассказать. Больше года он делает автотесты для украинского телевидения, а недавно Мочанова пригласили в новый суперпроект канала НТВ — российскую версию самой знаменитой в мире автомобильной передачи «Top Gear», выходящей на британском канале Би-би-си. Партнер Алексея — не менее страстный автогонщик Николай Фоменко. Как ни странно, в Москве так и не нашлось второго ведущего, столь же харизматичного, как Фоменко. К Мочанову мы пришли с прозаической просьбой: «Леша, помоги выбрать машину!»
- Леша, ничего, если я сразу предупрежу читателей, что редакция… не несет ответственности за сказанное Мочановым?
- Мне часто приходится слышать: ты, Мочанов, необъективен и… дурак. А с чего мне быть объективным? Я не прибор, а человек. Как гоночный пилот и испытатель автомобилей делюсь своими впечатлениями, полученными на основании собственного опыта и знаний. Но наших людей, если они настроились что-то купить, отговорить невозможно. Аргументов никто не слышит и слышать не хочет. У нас вопрос задают не в надежде услышать ответ — люди хотят получить от тебя подтверждение своих мыслей: мол, вот и Мочанов говорит то же самое, что я себе придумал, начитавшись проспектов и глянцевых журналов. Сорок тысяч человек накупили себе Daewoo и теперь требуют: Мочанов, хвали! Извините, я не торгую автомобилями… Мне дико смотреть и читать материалы украинских автожурналистов, у которых все машины обалденные, желанные и без намеков на недостатки. Если я сажусь, например, в Fiat Grande Punto («Фиат Гранд Пунто») и чувствую, что он гремит, и это не следствие потекшего амортизатора, а проблемы с кузовом, который снаружи строил Джужаро (всемирно известный итальянский автодизайнер. — Авт.), а внутри какой-то… баран, я об этом говорю. Подвеска работает хорошо, в машине уютно, но в кузове много полостей, которые многократно усиливают шум от дороги, и бороться с этим невозможно. И если я беру на тест Dacia Logan или, к примеру, китайский Geely Maple, то говорю о них все, что думаю, несмотря на хорошие отношения с компанией Renault или… Мао Цзэдуном.
- И что же ты говоришь?
- Говорю, что такие машины, как Logan и «китайцы», нужно запретить специальным законом. Пока их не станут делать с умом, душой и пониманием технологических тонкостей производства автомобилей. На новой Dacia у меня за вечер трижды заклинивала педаль газа! Это реально плохая машина… Несмотря на хорошие отношения с украинскими представителями BMW, я уверен, что для людей, которые привыкли считать свои деньги, гораздо выгоднее купить в Германии двух-трехлетний дизельный BMW X3 и пригнать его в Украину, чем покупать его в салоне, потому что цены на новые автомобили у нас непомерно высоки. Все восторженно трубят о Toyota Camry, а для меня очевидно, что Toyota создавала последнюю модель своей Camry для американских покупателей, которые хотят иметь почти Lexus, но все-таки Toyota. В Европе машина в такой «обертке» смотрится высокотехнологичной… цыганской бричкой. И это при просторном салоне и шикарной работе мотора с коробкой передач!
- Так какую все-таки машину покупать? Меня интересует что-нибудь подешевле.
- Проблема нашей страны в том, что выбрать приличный новый автомобиль ценой 5−15 тысяч долларов здесь практически невозможно. Я никогда не купил бы китайский автомобиль — китайцам еще лет десять нужно тренироваться на себе и на… мартышках, прежде чем везти свои изделия в Восточную Европу или Западную Азию… Я не богатый человек, но никогда не купил бы корейскую машину. Она не доставит удовольствия от езды, а главное, не вызовет гордости от обладания.
Pride of Ownership — гордость от обладания — это то, над чем уже больше ста лет бьются все ведущие мировые автопроизводители. В гонках, на тестах, в мировых маркетинговых войнах… У «новых азиатских» ничего этого пока нет и в помине.
- Многие уверены, что лучшие авто сейчас — японские…
- Люди забывают о том, что японцы делают автомобили по всему миру. Испанский Nissan или английскую Honda, на мой взгляд, трудно называть стопроцентно японскими автомобилями. Как и американскую Toyota. Они не дотягивают до чисто японских. Nissan в последнее время вообще стал слишком «пластмассовым». Конечно, очень здорово, когда человек в нашей стране, где полгода плохая погода и весь год плохая дорога, может себе позволить полноприводную машину — такую, как Subaru Legacy («Субару Легаси») или Mitsubishi Outlander («Мицубиси Аутлэндер»). Но это уже уровень 30 тысяч долларов. А, например, новый Volkswagen Passat за 50 тысяч долларов — уже за гранью моего понимания. Как же должен был зажить их Volks (народ. — Авт.), чтобы для него строили по таким ценам такой Wagen (автомобиль. — Авт.)!
- Ты все-таки про более дешевые расскажи…
- Из последнего, на чем я ездил из среднего класса, мне очень понравился седан Rеnault Megane («Рено Меган») — пример того, как турки под контролем французов могут сделать нормальный автомобиль за разумные деньги. Единственное — мотор 1,4 литра слабоват. Имеет смысл рассматривать версию с мотором 1,6 литра. Я не знаю, насколько надежна эта машина, но по тому, как она едет, как работает подвеска, как решена эргономика — зачет! Понравились Citroen C4 («Ситроен С4») и Honda Civic («Хонда Сивик») — эти машины, словно из завтрашнего дня, не то что последний Volkswagen Golf с «бабушкиными» часами и жуткой фиолетовой подсветкой. Я бы с удовольствием взял версию С4 с 1,6 литра с механикой или Civic с 1,8 литра. Но, повторюсь, я не знаю, что станет с этими автомобилями через год-два при езде по нашим дорогам. И никто не знает, потому что нет еще опыта длительной эксплуатации. Если же говорить в целом, то, на мой взгляд, есть три марки, которые за последние 10−15 лет совершили гигантский скачок вперед: Ford, Opel и Audi. Но, что бы вы в итоге ни выбрали, моя рекомендация: не бегайте потом по салонам, не слушайте специалистов-доброжелателей и не расстраивайте себя мыслями о том, что еще можно было купить за эти деньги. Нашли машину — полностью отстраните себя от информации и радуйтесь тому, что планка взята, есть смысл и цель работать дальше… Пока не насобираете на Porsche!
- А на чем ездит сам легендарный «испытатель автомобилей»?
- У меня есть куда более легендарный, чем я, Peugeot 205 GTi, но сейчас в основном езжу на Volvo 740 — ему уже 17 лет, но пробег небольшой. Машина жила в Гамбурге в частном музее Volvo и выезжала только на парады и праздники, как старые советские «двадцать первые» «Волги» с оленем на капоте. Я довольно долго искал именно такую машину и теперь получаю море удовольствия от этого уютного и монументального шведского чемодана-броневика.
- Как ты считаешь, реально ли сейчас найти неплохое подержанное авто?
- Сейчас это в самом деле большая проблема. В первую очередь потому, что нашим законодательством запрещен ввоз в страну достойной и недорогой европейской автомобильной техники. Закон поддерживает отечественного производителя. Но никто не думает о нуждах и возможностях отечественных потребителей. Тем, кто имеет 10 тысяч долларов, я рекомендую искать подержанную машину за 6−7 тысяч, чтобы на оставшиеся деньги привести ее в нормальное состояние и потом кататься без проблем и особых забот года два-три. Я не держу в голове цены нашего вторичного рынка, но думаю, что это могут быть сильно потертые Opel Vectra, Honda Accord, Mazda 626, Toyota Carina, Volkswagen Passat и Golf, Peugeot 405 (один из самых надежных автомобилей середины 90-х!). Жаль, что хорошие машины редко доходят до «автофотопродаж», их разбирают друзья или знакомые. Но мой опыт говорит: если ставишь себе задачу и не пытаешься ее решить за два часа, после чего идешь в салон покупать «Ланос» в кредит, то найти достойный подержанный автомобиль можно.
- В наше время автоэксперт — сторонник подержанных авто — это едва ли не криминал!
- Криминал — это ставить на конвейер и безальтернативно предлагать народу новые машины, которые по духу и идеологии древнее подержанных. Автомобили для наших дорог должны конструктивно оставаться на уровне середины девяностых годов. Немецкий рынок сейчас завален такими автомобилями, которым семь-десять лет. Цена у них от 3 до 6 тысяч евро. За 7150 евро в Германии можно купить Volkswagen Golf с кузовом универсал 1998 года выпуска с полным приводом, кожей, полным фаршем и пробегом в 130 тысяч километров по немецким дорогам, а у нас за те же деньги — Dacia Logan в комплектации «пустая, как шаманский бубен»… Да что говорить о Logan, если даже у новых дорогих автомобилей ценой до 50 тысяч при эксплуатации по нашим дорогам возникают проблемы с шумоизоляцией! В Европе на нормальных трассах современные многорычажные подвески работают прекрасно, на украинских раздолбанных — местами просто шумно, а время от времени жутко гремят. Поэтому украинцу после покупки автомобиля нужно найти фирму, которая занимается установкой дорогих аудиосистем, и заказать обесшумку хотя бы колесных арок…
- О чем, по-твоему, забывают при покупке машины?
- Скажу о том, о чем никто не говорит. Традиционно у нас принято нахваливать мощность мотора, рассказывая о количестве лошадиных сил. Но для города важны не лошадиные силы, а крутящий момент двигателя. Возьми телегу, нагрузи ее под завязку и запряги в нее лошадь. Крутящий момент — это сила, которую должна приложить лошадь, чтобы сдвинуть телегу с места. А мощность — это то, с какой частотой она перебирает ногами, когда уже разогналась. Мощность принципиальна в гонках, а не в городе, где нет простора, чтобы разогнаться и «перебирать ногами с максимально возможной частотой». Если значение момента достаточно большое уже на низких оборотах, то вам проще тронуться с места, проехать от светофора до светофора. Мощность нужна, чтобы мчаться, крутящий момент — чтобы катиться, что мы чаще всего и делаем в городах и на трассах в рамках правил дорожного движения и немножко за их пределами. Кроме того, «лошадки» полностью проявляют себя только на пике оборотов — но как часто вам приходится «раскручивать» мотор до шести тысяч, чтобы ощутить всю его мощь? В итоге получаются такие казусы, как с Mini Cooper S. Это компактный, но мощный, 170-сильный автомобиль, а ездить на нем по городу достаточно дискомфортно. Люди, купившие эту машину, первое время буквально глохнут, а потом начинают «крутить» движок до таких оборотов, что приходится раз в сезон менять сцепление. Это не беда машины, просто Mini Cooper S — автомобиль для людей, которые живут в Германии и любят гонять по автобану. Продавцы в салонах то ли не хотят об этом говорить, то ли просто не знают. Mini Cooper S выгоднее продавать, чем уютный и комфортный Mini One, ведь S в два раза дороже… Так что перед покупкой не смотрите только на дизайн и лошадиные силы, изучите и другие характеристики мотора и автомобиля.