Для этого им понадобились четыре перерыва в заседании парламента
Отныне 22 июня войдет в историю Украины не только как день начала Великой Отечественной войны, но и как день рождения «оранжевой» коалиции. Вчера председательствующий на заседании Верховной Рады Адам Мартынюк официально заявил о том, что фракции «Наша Украина», БЮТ и Соцпартия создали парламентское большинство. И хотя эти два события абсолютно несоизмеримы по своим масштабам, рождение коалиции, тем не менее, определит ближайшее будущее страны.
Стоит отметить, что дата — 22 июня — вызывала у многих парламентариев из «оранжевого» лагеря некоторые суеверные чувства. Дескать, в день начала войны негоже подписывать соглашение о коалиции. В среду один из лидеров «Нашей Украины» — Роман Бессмертный — именно из таких соображений предложил перенести это событие на 23 июня. Но его коллеги по коалиции оказались менее суеверными. Более того, активно использовали дату начала войны в своих выступлениях.
Так, Юлия Тимошенко, поздравляя всех с таки сформированным большинством, заявила буквально следующее: «Именно сегодня 65 лет назад началась борьба украинского народа против фашистских захватчиков. И сегодня мы начинаем нашу борьбу за то, чтобы наша Украина была демократической». Это сообщение, как и проведенная параллель, вызвала скептическую улыбку у лидера Партии регионов Виктора Януковича. А председательствующий на этом заседании Адам Мартынюк призвал зал (а скорее всего, оппонентов «оранжевых». — Авт. ) «не огорчаться — сессионный зал видел и не такое».
Роман Бессмертный, выступая с трибуны парламента, подтвердил, что проблема (создание коалиции. — Авт. ) решена». И подчеркнул, что «мы добавили цементу коалиции, согласовав вопрос о распределении сфер ответственности (читай: властных портфелей), и скоро граждане смогут увидеть, кто за что будет отвечать». Но тут же обрисовал следующую проблему — «объединение двух частей зала (»оранжевую» и «бело-голубую»). Призыв ее решить был встречен со скепсисом не только «регионалами», но и новоявленными большевиками, то есть членами коалиции. Кстати, свои подписи под коалиционным соглашением, по словам Адама Мартынюка, поставили 239 народных депутатов. Именно такой была и численность большинства в первом созыве Верховной Рады независимой Украины. То большинство было прокоммунистическим
Александр Мороз в своем выступлении напрямую заявил, что «не хотел бы призывать к единству, потому что это сложно», и просто призвал народных депутатов сконцентрироваться на дальнейшей реализации политической реформы. При этом лидер социалистов еще раз «уколол» своих «оранжевых» коллег, напомнив об «искусственном затягивании создания коалиции».
После этого слово опять взяла Юлия Тимошенко. Но тональность ее выступления была уже иной, полностью соответствующей ее же заявлению о «начале борьбы». С кем будет бороться будущий премьер, стало понятно после того, как Тимошенко обратилась в сторону фракции Партии регионов. «С надеждой прийти к власти вам нужно попрощаться. Проститесь дружно». А создание коалиции демократических сил Тимошенко назвала «вторым шансом». «Если им не воспользуемся, то вместе со всей Украиной я скажу: «Туда нам и дорога».
Следующие слова вызвали улыбку у многих оппонентов Тимошенко. Когда лидер БЮТ начала рассуждать о моральных и нравственных качествах кандидатов на министерские и другие властные портфели: «Если есть хотя бы намек на то, что у человека (кандидата на ту или иную должность. — Авт. ) есть какие-то посягательства взять что-то государственное, прошу таких людей в списки не ставить», лидер КПУ Петр Симоненко тут же предложил ей «исключить из партийных списков «оранжевой» коалиции олигархов. «Посмотрим, сколько вас останется», — сказал П. Симоненко. Досталось от него и «Нашей Украине»: «Нельзя коалицию называть демократической, если в ее рядах есть коррупционеры. Главного коррупционера предлагают на пост председателя Верховной Рады». (»Наша Украина» выдвигает на этот пост Петра Порошенко. — Авт. )
Обмен любезностями проходил в три этапа. Именно столько раз объявлялся перерыв в заседании парламента. Тайм-аут просили создатели большинства, так как они не успевали собрать подписи под соглашением и передать документы в секретариат парламента. Но как только с этой проблемой они справились, представители Партии регионов выразили сомнение по поводу реального наличия некоторых подписей народных депутатов. В этой связи Евгений Кушнарев заявил, что истинность создания коалиции не должна вызывать подозрений. И предложил Счетной комиссии парламента провести проверку автографов. Но это предложение Верховная Рада не поддержала. Зато парламентарии дружно проголосовали о переносе работы парламента на 27 июня.
Таким образом, теперь коалиции из «Нашей Украины», Блока Юлии Тимошенко и Соцпартии ничто не мешает приступить к распределению властных портфелей. Квоты на них распределились следующим образом:
БЮТ:
- премьер-министр
- первый вице-спикер
- министерство финансов
- минагрополитики
- министерство строительства и архитектуры
- министерство экономики
- министерство топлива и энергетики
- министерство культуры
и туризма
- министерство угольной
промышленности
- министерство
по чрезвычайным ситуациям
- минздрав.
«Наша Украина»:
- спикер парламента
- вице-премьер
по админреформе
- МВД
- минпромполитики
- министерство труда, семьи, молодежи и спорта
- министерство юстиции
- министерство обороны
Соцпартия:
- первый вице-премьер
- министерство охраны
окружающей среды
- министерство транспорта
- Фонд госимущества.
Оппозиции, по информации «Украинской правды», должны отойти посты вице-спикера парламента, главы Счетной палаты и спецкомисии по вопросам приватизации. Также к оппозиции должны отойти посты первых заместителей председателей всех парламентских комитетов.