22 июня около 5. 20 утра на пульт Иванковского райотдела милиции (Киевская область) позвонила взволнованная женщина. Сказав одну фразу: «Украли картины Марии Примаченко», она бросила трубку. О том, что произошло в то утро в селе Болотня, «ФАКТАМ» рассказал первый заместитель начальника Иванковского райотдела милиции Александр Шаповалов.
- На рассвете пожилая невестка покойной народной художницы Екатерина Григорьевна вышла подоить корову. Внезапно сзади на нее набросились несколько человек, избили и затолкали в чулан. Спустя пару минут из дома вышел 39-летний сын Екатерины Григорьевны, художник Иван Примаченко. Четыре или пять мужчин — Иван Федорович не помнит точно, ни сколько их было, ни как они выглядели, — начали бить его по голове палками, напоминающими черенки от лопат. Приставив к горлу нож-»бабочку», они допытывались, где картины. Художник предлагал им деньги, надеясь, что нападающие изменят свои намерения После очередного удара по голове дальнейшие события потерявший сознание Иван вспоминает с трудом. Помнит только, что говор разбойников представлял собой что-то среднее между украинским и белорусским языками. Ивану Федоровичу кажется, что он видел, как преступники уехали на двух легковых машинах.
- Страха не было, были только злость и желание защитить маму и спасти картины, — рассказал Иван Примаченко. — Накануне я отвез в больницу отца (Федор Примаченко — сын известной художницы, тоже художник), и мама попросила меня прийти к ней переночевать — почему-то она побоялась оставаться одна.
Милиция вызвала «скорую», доставившую Ивана в Центральную райбольницу поселка городского типа Иванков. Заведующий хирургическим отделением этой больницы Феликс Шелест сообщил, что внук Марии Примаченко при поступлении жаловался на сильную головную боль, был весь в ссадинах и синяках. У него диагностировали сотрясение головного мозга. Сейчас состояние Ивана оценивается как удовлетворительное, вот только подробности нападения пока как будто стерлись из памяти.
Судя по всему, преступники наблюдали за домом художницы с вечера. В пользу этой версии свидетельствует то, что напав на Екатерину Григорьевну, они спрашивали у нее: «Где этот бородатый?» — видимо, имея в виду Ивана. Знать, как он выглядит, злоумышленники могли только в том случае, если видели его вечером, ведь до нападения Иван не выходил из дома, а живет он совсем в другом месте. Да и жители Болотни вечером видели, как на трассе остановилась легковая машина, из которой вышли четверо мужчин, направившихся к селу.
- Творчеством моей бабушки интересовались многие люди, — говорит Иван Примаченко. — А в течение последних двух лет разные подозрительные личности задавали мне вопросы о картинах Марии Примаченко.
По факту нападения на усадьбу художницы было возбуждено уголовное дело по статье Уголовного кодекса Украины «Разбой». Злоумышленникам светит до 15 лет лишения свободы.
Кстати, три года назад в местном Доме культуры, в то время как здесь экспонировались картины Марии Примаченко, в два захода (преступники проникали в ДК по ночам) были похищены семь полотен художницы. До сих пор это преступление не раскрыто, работы не найдены. Наверное, осели в какой-то из частных коллекций.
P. S. Всего неделю назад милиция разыскала 32 из 33 картин украинских художников, похищенных из Яготинской картинной галереи. И снова у правоохранителей есть работа — искусство нынче в цене. Можно, конечно, к каждому полотну или трипольскому горшку пост приставить — да вот беда, все эти сокровища не переписаны и не описаны.