Готовясь к дальней дороге, следует поднять давление в шинах, правильно установить сиденье, а главное, подумать, с какой стороны будет светить солнце
Начало июля — сезон повальных автопутешествий на юг. К сожалению, многие автомобилисты за год порядком подрастеряли опыт, а кто-то и вовсе первый раз в жизни отправляется так далеко за рулем. Известный автогонщик и телеведущий Алексей Мочанов считает, что путешествие на автомобиле — целая наука, где любая мелочь может оказаться решающей. «ФАКТЫ» уже писали, что Мочанов, опытный гоночный пилот, за две недели проехал из Лиссабона во Владивосток. А поездка из Киева в Берлин заняла у мастера спорта 36 часов. Вот что бывалый автогонщик советует читателям «ФАКТОВ», отправляющимся в дальнюю дорогу.
1. Перво-наперво важно продумать время выезда. Например, из Киева во Львов очень неудобно отправляться во второй половине дня, а в Москву — ранним утром. Всю дорогу солнце будет светить прямо в лицо. Плохо выезжать из больших городов во второй половине дня в пятницу и въезжать в них во второй половине дня в воскресенье — в это время всегда плотный трафик (движение. — Авт. ) из-за дачников.
2. Перед поездкой увеличьте давление в шинах до максимально допустимого (как правило, это рекомендуемое заводом давление для автомобиля с полной загрузкой). Подвеска станет немного жестче, однако машина будет лучше слушаться руля, станет более чуткой, кроме того, уменьшится сопротивление качению, что приведет к снижению расхода топлива. Помните, что подспущенная шина опасна даже не тем, что она быстрее изнашивается, а тем, что в критической ситуации машина, вяло реагирующая на повороты руля, не сможет совершить нужный маневр. Отдельная проблема — зимние шины летом. Многие, чтобы не выбрасывать истертую зимнюю резину, «добивают» ее в жаркое время года. Это само по себе опасно, но на трассе риск утраивается! У зимней шины максимально допустимая скорость, как правило, невысока, а летом на раскаленном шоссе этот показатель еще ниже. Состав зимней резины очень мягок и пластичен, разогреваясь, она начинает «плавиться», в результате колесо разрывает! И когда я, подъехав на трассе к лежащей вверх колесами БМВ, вижу на шинах надпись: «Gislaved Nord Frost 3» (марка зимней резины. — Авт. ), — то понимаю, почему произошла эта авария
3. Выезжая рано утром, нельзя ни в коем случае пить какую-либо жидкость ДО КОФЕ. Сначала кофе, потом вода или сок. Иначе частых остановок по нужде не избежать. При езде на очень большие расстояния (для меня это более тысячи километров в день за один присест) заранее приготовьте «кофе по-раллийному»: на литр воды семь столовых ложек растворимого кофе, семь столовых ложек сахара, остудить, залить в литровую пластиковую бутылку и охладить до максимума. Это давний рецепт советских автогонщиков — средство народной гоночной медицины. Литра хватает на три тысячи километров, только важно не злоупотреблять — здоровью ничего, кроме вреда, этот «жидкий будильник» не приносит. И когда будете его пить, снимайте солнцезащитные очки — после трех глотков можно зрачками повышибать стекла. По своему опыту и опыту гонщиков, которым доверяю, не рекомендовал бы брать с собой модные сейчас газированные «энергайзеры», которые, как обещает реклама, «придают энергию и бодрость». Пользы никакой. А еще, чтобы не заснуть, советую постоянно что-то жевать.
4. Для трассы не меняйте положение сиденья на более вальяжное, оставьте его таким же «сосредоточенным», каким пользуетесь в городе каждый день. Регулировка происходит в следующем порядке: сначала установите высоту сиденья — опустите его так, чтобы видеть дворники, но не видеть капот. Затем отрегулируйте положение кресла по горизонтали: выжмите до упора левой ногой сцепление — нога при этом должна быть согнута в колене под углом примерно 45 градусов. Если нога прямая, то в случае аварии можно с большой долей вероятности получить перелом коленного сустава. Кроме того, тянуться к сцеплению просто неудобно. И последнее: установите наклон спинки сиденья так, чтобы ваши руки расслабленно лежали запястьями на рулевом колесе, а при включении пятой передачи правое плечо не отрывалось от спинки сиденья. Самый оптимальный вариант, когда вы, взявшись за руль, сгибаете руки в локтях под углом 90 градусов. Такое положение позволяет быстро реагировать на все, что происходит с автомобилем. Некоторые водители начинают копировать посадку пилотов «Формулы-1», думая, что гонщикам нравится управлять машинами лежа. На самом деле ни один пилот «Формулы-1» не захотел бы в таком положении водить обычную машину, он «лежит» в силу необходимости втиснуть в гоночный болид тело человека.
5. Едьте с включенным ближним светом фар круглые сутки. В жару у водителей бывает такое состояние, когда они видят впереди автомобиль, но в мареве не понимают, встречная эта машина или попутная. Фарами вы четко обозначите себя. Только не включайте противотуманки! В Европе за это штрафуют, ведь противотуманные фары слепят встречных водителей. И не ездите на габаритах — они придуманы, чтобы обозначать стоящий автомобиль.
6. Пристегивайтесь. Это даже не обсуждается!
7. Летом не надевайте в дорогу кожаные кроссовки и ни в коем случае — шлепанцы или тапочки.
8. Температуру на «климат-контроле» держите на отметке 22 градуса по Цельсию, никогда не опуская ниже 21 и не поднимая выше 23. Все дефлекторы кондиционера должны быть направлены максимально вверх, чтобы остужать горячий воздух, который собирается вверху. Когда машина, постояв на солнце, раскалится, включите «климат» или кондиционер на максимальную мощность, закройте автомобиль, а сами пять-семь минут подождите в тенечке. Если спешите, откройте окна и дайте салону проветриться на скорости 10-15 минут, а только затем включайте кондиционер. И помните, что перепад температур в салоне и снаружи выше 12 градусов опасен для здоровья.
9. О главном — скорости движения по трассе. Я, к примеру, практически никогда не езжу по шоссе быстрее 140 км/ч. На хорошей двухполоске могу, где уверен на 101 процент, поднять до 150-160 км/ч. Если мчаться с большой скоростью, резко возрастает расход топлива, а это не столько дополнительные финансовые затраты, сколько как минимум еще одна остановка на дозаправку, то есть лишние 6-10 минут. Если ехать по трассе Киев-Одесса на 20-30 км/ч медленнее, то в результате потратишь то же время! Самый экономичный режим 90-100 км/час. Меньше — на скорости 80 км/час — ехать часто некомфортно. В первую очередь это касается владельцев машин с автоматической коробкой передач, постоянно в таком случае переключающейся с одной передачи на другую. Когда в Германии учат езде по автобану (а это отдельная дисциплина в немецких школах вождения), то говорят, что безопаснее всего ехать со скоростью движения потока. Если ты мчишься быстрее, то всем мешаешь, и наоборот
10. Машины с маленьким мотором, которые привычно хвалят за экономичность, на трассе могут поразить вас неожиданно большим расходом топлива. У большинства автомобилей расход резко подскакивает с приближением максимальной скорости, когда выжимаешь из машины все соки. Автомобили с движками 1,0-1,3 литра приходится постоянно насиловать, особенно когда идешь на обгон. В итоге вся экономия испаряется. К слову, в Украине лучше выбирать авто, начиная с мотора объемом 1,4 литра.
11. Если вы отправляетесь на расстояние 1000 километров, к примеру в Крым, постарайтесь заезжать в города, а не обходить их по окружной. Монотонность трассы хорошо перебивать поездками по улицам. Вы теряете время, но становитесь бодрее и внимательнее. В Крым я всегда еду через Херсон. Рекомендованная дорога: от Киева до Умани, затем поворот на Голованевск, Первомайск, Вознесенск, Новая Одесса, Николаев, Херсон и дальше — на Крым.
12. При обгоне всегда переключайтесь на более низкую передачу. Помните: в критической ситуации профессионал, в отличие от «чайника», осознает, что аварии не избежать. «Чайник» же давит на газ или на тормоз до последнего, надеясь, что как-то пронесет. Профессионал, сообразив, что «все пропало», определяет, куда лучше врезаться. Нужно постараться уйти от столкновения со встречной машиной: скорости автомобилей при ударе суммируются. И если у встречной 80 км/час, и у вас 80 км/час, не спасут никакие подушки безопасности. Желательно уйти и от столкновения с попутной машиной: неизвестно, куда вас отбросит при скользящем ударе. Чаще всего наименее болезненный вариант — обочина. Очень важно, чтобы автомобиль не перевернулся: травмы в этом случае могут быть куда более серьезные, чем при простом ударе. Конечно, давать заочно какие-то рекомендации не только сложно, но и опасно. Скажем лишь об очевидных истинах: в грузовик, даже стоящий у дороги, врезаться хуже, чем в большое дерево, а в дерево, в свою очередь, опаснее, чем в столб. Бетонный столб может сломаться, а дерево будет стоять, в корпусе же грузовика много острых, выступающих частей, которые даже при относительно слабом ударе способны убить водителя или пассажира. И запомните самый важный закон всех аварий: машина всегда врезается туда, куда смотрел водитель. Уперся глазами в «задницу» идущего впереди авто — в нее и врезался. Поэтому старайтесь смотреть по сторонам в поисках выхода, а не тупо уставиться в летящую навстречу машину. Чтобы никогда не попадать в такие ситуации, мой совет — перед рискованным обгоном скажите себе: «Я хочу жить и хочу, чтобы жили другие люди». И тогда все будет хорошо
P. S. Полученную на собственном опыте «дорожную мудрость» вы можете оставлять на сайте www. mochanov. com. Лучшие советы мы опубликуем на страницах «ФАКТОВ».